Трансформация места и роли национального государства
Центростремительные тенденции и процессы интеграции, транснационализации и глобализации оказывают все более растущее влияние на роль и функции как отдельно взятых национальных
государств, так и международной политической системы в целом. На международной арене наряду с суверенными государствами все более возрастающие вес и влияние приобретают негосударственные акторы.
Возникает множество проблем в различных центрах и точках пересечения государственных и негосударственных акторов. Все более возрастающую роль приобретают действия и решения, принимаемые далеко за пределами национально-государственных границ, другими правительствами или разного рода международными организациями. Так, сильное влияние на эффективность реализации государством своих прерогатив и полномочий оказывает все расширяющаяся сфера деятельности транснациональных корпораций и других транснациональных акторов в лице региональных и всемирных межправительственных и неправительственных организаций и институтов.
Такие вопросы, как снижение или повышение цен на нефть и газ, кофе и молоко и др., решаются не правительством какой-либо отдельно взятой страны, а на уровне ОЭСР, ОПЕК, ЕС и других международных организаций. Трудности, с которыми сталкивается каждое отдельно взятое государство, еще более усугубляются с выдвижением на передний план целого комплекса глобальных проблем, таких, как охрана среды обитания человека, истощение невозобновляемых ресурсов, угроза термоядерной катастрофы.
Имеет место беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики во все важнейшие сферы жизни общества. Политические, да и не только политические отношения, пересекающие государственные границы, приобрели и продолжают приобретать все более растущее значение. Исключительная юрисдикция того или иного государства над определенной территорией де-факто оказывается все менее соответствующей реальному положению. С одной стороны, становится все труднее утверждать, что именно является сферой компетенции внутренней, а что — внешней политики. С другой стороны, растет значимость внутриполитических последствий внешней политики и внешнеполитических последствий внутренней политики.
В результате общепринятые нормы, обычаи и практика политического управления становятся уже недостаточными для того, чтобы государства сами в одиночку могли решать многие проблемы. Эффективность государства сокращается в результате роста значимости разного рода подгрупп и готовности последних отстаивать свои интересы. Причем каждое новое доказательство сокращения
масштабов, легитимности и эффективности подталкивает субнациональных и транснациональных акторов игнорировать общепринятые рамки власти и авторитета и выдвигать собственные кодексы поведения.
Темпы технологических изменений, особенно в сфере информатики и телекоммуникаций, способствуют ускорению этого процесса. Современные информационные и телекоммуникационные технологии, особенно Интернет, делают транснациональные связи более размытыми и менее структурированными. На основе этой инфраструктуры за последние десятилетия произошли дальнейшее расширение и углубление экономического, политического, культурного и иного взаимодействия народов, стран и регионов земного шара.
В итоге во многих регионах мира государственные границы перестали служить барьерами и все в большей степени, становясь транс -парентными, способствуют трансграничному взаимодействию, сотрудничеству и интеграции, делают все более актуальной проблему свободного потока информации. В каждом из отдельно взятых госу дарств происходит далеко идущая трансформация отношений между государством и гражданским обществом. Растущие вес и влияние приобретают неправительственные структуры. Система институтов национального государства все в большей степени дополняется транснациональными институтами.
Немаловажное значение имеет хотя бы тот отмечавшийся выше факт, что во многих случаях акторами мирового политического процесса наряду с государствами являются транснациональные организации и силы, которые действуют и функционируют независимо от государств. При этом, суверенитет государств ослабляется в результате не только расширения прерогатив наднациональных, надгосудар-ственных акторов, но и усиления регионов. Все меньше остается сфер, где правительство могло бы принять чисто внутристрановые решения, не оказав то или иное влияние на политику других акторов политических отношений.
Итогом этих и многих связанных с ними процессов и тенденций можно считать то, что в современном мировом сообществе выделяются как минимум три комплекса отношений: государств с государствами, государств с корпорациями и международными организациями, а также корпораций с корпорациями. Таким образом, международная система, в которой в качестве основной единицы действия выступало суверенное национальное государство, претерпевает существенные изменения.