Приемы интерпретации в массовой журналистике (там же).

Сенсация. Это изобретение отнюдь не современной прессы. В печатном виде появилась до выхода первых газет. Еще до выхода первых газет во Франции уже продавались отдельные листки, на которых печатались новости о наиболее значимых событиях. Впервые появились листки в 1488г. Издание таких листков продолжалось до начала 17 века – с акцентом на новизну и расширением тематики от военных новостей до катастрофических явлений природы. К нач 18 века эти новости разделили на 2 вида: брошюры по 12-16 стр о тдельн листки. Брошюры переименовались в газеты, а листки такими же и остались и сохранили свои сенсационные новости.Поняв в чем преимущество листков, газетчики начинают выпускать номера с повыщенным тиражом. Их прозвали «Утки» - новости ородившиеся в воображении исписавшихся журналистов. Она могла быть правдивой, но всегда преувеличенной. Сегодня слово «Утка» стало синонимом «Сенсации».

Сенсация – событие, вызывающее возбуждение, широкий интерес, так же – впечатление, производимое этим событием. Сообщение о таком событии будет сенсационным. Типы сенсаций: положительный (объективное сообщение о событии, вызывающее широкий интерес и производящее впечатление, соответствующее его подлинному содержанию. # достижения в освоении космоса, мировой рекорд, рождение пяти близнецов). Здесь одна черта – исключительность и уникальность. Сенсация должна быть актуальна, современна, стремиться, порой, обогнать время. Бывает, что в ежедневных поисках сенсаций, журналисты подменяют события значительные, актуальные пикантными, скандальными (убийства, скандалы, кражи) → рождается тип сенсации, рассчитанной на нездоровый интерес, на праздное любопытство. Возбуждение, вызванное такой сенсацией основано не на осмыслении факта, а на эмоциональном восприятии. Чтобы придать заурядному событию сенсационный характер, пресса раздувает его масштаб, искажает его подлинное значение. Сенсация превращается в сенсационность. Например, кричащий заголовок на первой полосе газеты (убита знаменитая артистка цирка, все о любви, совместимость гороскопов). Для таких не характерна разнообразность. Чаще всего материал не асоответствует сенсационности заголовка. В манере сенсации порой подаются достаточно серьезные, требующие анализа и обстоятельного изложения. Например, переворот в неизвестной стране. Сенсацию, как будоражащую приманку сравнивают с рекламой, только она рекламирует не товары и услуги, а факты, события, саму газету, ее оперативность и исключительность, преследуя материальную выгоду.

2. Полуправда и инсинуация как метод пропаганды представляет собой ложную аргументацию фактами. Эти два приема встречаются в чистом виде, но чаще всего переплетаются, переходят один в другой. Метод полуправды заключается в смешении действительных фактов с клеветническими. Инсинуация – клевета, преднамеренное злостное измышление с целью опорочить к-либо, злостный вымысел. Но от прямой клеветы инсинуация отличается тем, что выражается в форме намека или в форме смешения клеветы и правды. Если «утку» (дезинформация) можно как -то распознать, то клевета примешенная к правдивой информации может быть принята на веру вместе с ней. Приемы полуправды и инсинуации: смешение фактов и клеветы, добавление ложного факта, наруш логич связей между фактами, обоснование тезиса ложными аргум, ложные выводы из истинных фактов.

Диффамация (как метод полуправды и инсинуации) – разглашение порочащих сведений, соответствующих истине. Оперируя реальными фактами, их можно поставить в такой контекст, в котором искажается, непомерно гипертрофируется их истинное значение.

3.Фальсификация статистики – влияние на сознание читателей (рост цен). Статистика один из действенных методов манипулирования. Эти данные выглядят более объективными и строгими фактами. Цифры всегда убедительны.

Еще на первом этапе сбора статистических сведений они могут быть фальсифицированы из- за ненадежности источников инф. Иногда статистические органы могут замалчивать часть цифр. Иногда пресса может заниматься «Игрой в цифорки». Выхватывает отдельные сведения и интерпретирует их с учетом интересов капиталистов.

Чтение мыслей

Это достаточно последовательно используемая техника по выражению скрытых политических мнений. Журналист делает вид, что сообщает мнение разных людей, переходя от индивидов к миллионам. Характерно, что он «сообщает» о внутренних чувствах, скрытых эмоциях, спрятанных мыслях и целях, неосознанных психологических мотивациях следующих групп: отдельных лиц; малых групп; толп — от десятитысячных до полумиллиона людей; целых социально-экономических классов; жителей больших географических районов, государств и наций; всех избирателей Соединенных Штатов; всех племен и народов. И неизменно журналист выносит широкие политические обобщения из такого «репортажа».

Анонимность

Иногда журналисты прячутся за «анонимностью» источников мнений. По новостным сообщениям разбросаны такие факты, как «критики ощущают», «обозреватели указывают», «эксперты верят», «широко известно», «полиция чувствует», «североамериканцы говорят». Все это — непроверяемые источники.

Опускание

Если с помощью подобной техники журналисты представляют свои собственные взгляды, то опускание (или исключение) позволяет не допускать в эфир мнения, которые ему не нравятся. Существует четыре вида типичных опусканий:

Уклонение

Это наиболее объемная и наиболее широко используемая форма исключения. Утверждая, что он дает слово двум сторонам, журналист уклоняется от существенного материала, который есть, так что его сообщение реально представляет лишь одну из сторон в полемике…

Перспектива

Здесь журналист дает материал по полемике или политической дискуссии, даже не пытаясь осветить обе стороны. Он просто сообщает об одной из них, отражая при этом ее отношение, язык и эмоции. Так, в одном сообщении о студенческих волнениях в Беркли весь язык, эмоции, все отношения, оценки, цели, которые подавались, исходили от студентов. Единственным вариантом передаваемой журналистами перспективы была студенческая.

Эвфемизмы

Эта техника состоит из использования уклончивой терминологии при обсуждении незаконной, насильственной и криминальной деятельности, причем всегда в пользу практиков политического насилия. Так, насильственное возмущение называется «беспокойством»; насильственное прерывание права людей на свободу слова — «протестом»; насильственные провокации против полиции — «конфронтацией» или «демонстрацией». Опуская корректные юридические или моральные обозначения, журналист опускает критическое мнение общественности об этих акциях и выражает свою симпатию к ним.

Последнее слово

Техника написания заключений является достаточно распространенной. После сообщения о конфликтующих мнениях по полемическому вопросу журналист завершает сообщение цитатой или перефразировкой одной из сторон, избегая при этом другой.

ВОСХВАЛЕНИЕ

Другой тип техники можно объединить под названием «восхваление». Используя ее, журналист идеализирует индивида, группу или процесс. Различают шесть видов «восхваления»:

Похвала

Пример: Журналист хвалит характер и смелость кандидата в президенты Маски до и после того, как Маски положительно оценил радикалов как «тинэйджеров» с «честными сомнениями о законности нашей системы». Репортер тем самым поддерживает как Маски, так и его положительную интерпретацию радикалов (NBC).

Подавление негатива

Вариант этой техники может быть обозначен так — «какие такие негативы?», что является специализацией NBC. Репортер путешествует по стране и постоянно делает вид, что не понимает, почему это американцы против демонстрантов.

ПРИНИЖЕНИЕ

Негативной параллелью к «восхвалению» является «принижение». В этом случае репортер осуждает моральные характеристики индивида, группы или процесса. Есть семь различных видов выражения журналистского осуждения — все они достаточно частотны во всех трех телесетях.

Атака с помощью двойного стандарта

Журналисты атакуют индивида исходя из стандартов, которые более ни к кому не применяются. Никсон был главной жертвой такой практики.

Пример: Никсона критикуют за то, что он все время повторяет одну и ту же речь (NBC), хотя это же делают все кандидаты.

Наши рекомендации