I. Теория и методология исторической науки
Функции истории
1. Высказывание Цицерона «История – учительница жизни» отражает _________функцию истории.
а) статистическую;
б) управленческую;
в) адаптивную;
г) воспитательную.
2. Выявление закономерностей исторического развития связано с _______ функцией исторического знания.
а) познавательной;
б) воспитательной;
в) практической;
г) прогностической.
3 .Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств – это функция …
а) прогностическая;
б) воспитательная;
в) социальной памяти;
г) познавательная.
4. Функция исторической науки, которая призвана не только объяснять прошлое, но и показывать тенденции общественного развития в будущем, – …
а) воспитательная;
б) прогностическая;
в) познавательная;
г) социальной памяти.
5. Функция исторического знания, сформулированная в высказывании немецкого математика и философа Г.В. Лейбница «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее», является функцией …
а) адаптивной;
б) статистической;
в) прогностической;
г) управленческой.
6. Идентификация и ориентация общества, личности соответствует функции исторического знания …
а) познавательной;
б) социальной памяти;
в) практически-рекомендательной;
г) прогностической.
7. В советский период истории официальной идеологией был марксизм, поэтому на первый план выдвигалась _________ функция исторического знания.
а) статистическая;
б) эстетическая;
в) адаптивная;
г) практически-политическая.
8. В логическом раду функций исторического знания лишним элементом является …
а) прогностическая;
б) воспитательная;
в) адаптивная;
г) познавательная.
Уберите лишний элемент из логического ряда функций исторического знания.
а) прогностическая;
б) социальной памяти;
в) практически-рекомендательная;
г) религиоведческая.
Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением.
а) познавательная;
б) прогностическая;
в) практически-рекомендательная.
Варианты ответов:
1. предвидение будущего;
2. выработка научно-обоснованного политического курса;
3. выявление закономерностей исторического развития.
Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением.
а) воспитательная;
б) практически-рекомендательная;
в) познавательная.
Варианты ответов:
1. выработка научно-обоснованного политического курса;
2. формирование гражданских и нравственных ценностей, качеств;
3. выявление закономерностей исторического развития.
Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением.
а) познавательная;
б) социальной памяти;
в) практически-рекомендательная.
Варианты ответов:
1. способ идентификации и ориентации общества, личности;
2. выработка научно-обоснованного политического курса;
3. выявление закономерностей исторического развития.
Методы изучения истории
13. Типологический метод изучения истории заключается в…
а) описании исторических событий и явлений;
б) классификации исторических явлений, событий, объектов;
в) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени;
г) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события.
14. Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии, называется …
а) историко-типологическим;
б) статистическим;
в) синхронным;
г) историко-системным.
15. Ретроспективный метод исторического познания заключается в …
а) сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени;
б) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события;
в) раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических событий и объектов;
г) классификации исторических явлений, событий, объектов.
16. Идеографический метод изучения истории заключается в…
а) изучении последовательности исторических событий во времени;
б) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени;
в) описании исторических событий и явлений;
г) классификации исторических явлений, событий, объектов.
17. Описание исторических событий и явлений – это метод …
а) идеографический;
б) сравнительный;
в) синхронный;
г) системный.
18. Метод исторического исследования, заключающийся в выявлении совокупности однопорядковых явлений, сходства и различия между ними, называется …
а) синхронным;
б) историко-генетическим;
в) сравнительно-историческим;
г) типологическим.
19. Историко-сравнительный метод позволяет …
а) последовательно рассмотреть динамику исторических процессов;
б) раскрыть сущность изучаемых явлений путем сравнительного анализа различных фактических материалов;
в) проследить количественные параметры исторического процесса;
г) выявить истоки изучаемого исторического процесса.
20. Классификация исторических явлений составляет основу _______ метода.
а) историко-генетического;
б) историко-сравнительного;
в) идеографического;
г) историко-типологического.
21. Анализ происхождения исторических процессов, выявление причинно-следственных связей, неразрывно связано с ________ методом.
а) историко-генетическим;
б) сравнительным;
в) описательно-повествовательным;
г) типологическим.
22. Отрасль исторической науки, изучающая первобытные, древние и средневековые вещественные источники и реконструирующая по ним прошлое человеческого общества, называется…
а) археология;
б) историческая хронология;
в) этнография;
г) историография.
23. Вспомогательная историческая дисциплина нумизматика занимается изучением …
а) гербов;
б) печатей;
в) монет;
г) систем летоисчисления и календарей.
24. Высшим уровнем исторического познания является …
а) конкретно-исторический;
б) научно-теоретический;
в) мифологический;
г) обыденный.