Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.
При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на подготовку к семинарским занятиям (Раздел №1). Рассматривая вопросы плана семинара студент должен в первую очередь опираться на литературу предложенную преподавателем, как правило это научная периодика и фундаментальные работы в области отечественной истории. Использование данных изданий позволит развивать навыки исторического мышления у студентов, раскрывать содержание причин и следствий излагаемых исторических явлений, процессов, представлять различные точки зрения историков по наиболее спорным вопросам Отечественной истории, и аргументировано выражать свою позицию.
Также следует обратить внимание на тестовые задания и письменные работы (Раздел№3). При этом следует отметить, что практические задания могут иметь несколько видов: написание творческих работ, построение структурных схем, сравнительный анализ и т.д.
Материалы раздела № 4 помогут как при подготовке к семинарским занятиям, так при самостоятельной работе с темами курса и при выполнении практических заданий. Студент должен уметь свободно оперировать историческими понятиями, что является одним из показателей хорошей подготовки.
Пожелания к изучению отдельных тем курса.
Все вопросы программы по «Истории России» можно условно разделить на три категории: внутренняя политика, внешняя политика и культура.
Внутренняя политика
Вопросы, связанные с внутренней политикой, не одинаковы, как по содержанию, так и объему содержащегося в них материала. Среди них можно выделить два типа вопросов (условно назовем их):
панорамные, то есть вопросы, которые охватывают определенный хронологический период, например «Россия в XVI веке», «Россия в начале XIX века» и т.д.;
событийные, вопросы, связанные с каким-либо конкретным историческим событием или процессом, например «Отмена крепостного права в России», «Февральская революция 1917 г.» и т.п.
Раскрывая содержание так называемых панорамных вопросов, следует придерживаться следующего плана:
I. Общая характеристика периода
II. Характеристика социально-экономического развития страны
1. Экономика
2. Социальная структура – в зависимости от хронологического периода
III. Характеристик политического развития страны
IV. Вывод по теме
Характеризуя событийные вопросы, трудно дать какой-то универсальный план ответа, но практически всегда необходимо указать:
I. Причины
II. Этапы, если есть («Россия в период революции 1905-1907 гг.»)
III. Характеристику события или процесса – изложение и анализ фактического материала
IV. Итоги
Внешняя политика
Вопросы внешней политики России представляют определенную сложность. Здесь проблему вызывают как плохое знание фактического материала – даты и персоналии, так и не умение структурировать материал. Зачастую ответ состоит из хаотичного перечисления войн, договоров и соглашений. Такженаиболее типичной ошибкой является стремление дать максимально подробное описание хода военных действий (при этом активно используются карты атласов). А вместе с тем, студент должен продемонстрировать взаимосвязь внешнеполитических событий с обстановкой на международной арене, с внутриполитическим и социально-экономическим курсом правительства. План ответа должен включать в себя, прежде всего, задачи внешней политики данного периода. Затем следует указать основные направления внешней политики, и только затем излагать события. В конце ответа необходимо показать были ли решены поставленные задачи и определить перспективы внешнеполитического развития в последующее время.
Вот примерный план ответа:
I. Характеристика задач внешней политики
II. Определение направлений внешней политики – в зависимости от хронологического периода (западное, южное, северо-западное, восточное и т.д.)
III. Характеристика основных направлений
Например «Внешняя политика первой четверти XVIII в.»
1.Северо-западное направление. Северная война 1700-1721 гг.
2. Южное направление
а) Русско-турецкая война 1710-1711 гг.
б) Каспийские походы 1723-1724 гг.
IV. Итоги
Культура
Хочется обратить внимание на вопросы, связанные с характеристикой культуры. Многие при подготовке к экзаменам «культуру» оставляют на последний день и совершают большую ошибку. Мало того, что в вопросах по истории отечественной культуры очень большой объем фактической информации, но, изучая эти вопросы в отрыве от исторического контекста, студенты, как правило, не могут дать общую характеристику культуры, особенности ее развития в данный исторический период, не учитывается общая динамика развития культуры в данный исторический период. А ведь именно в культуре находит свое непосредственное отражение исторический процесс. Культура всегда выступает как внешнее выражение коллективной памяти народа. Особенности исторической эпохи находят непосредственное отражение в культуре и определяют ее основные черты. В результате получается, что перечисляемые факты, никак не связаны в вашем ответе с историческими реалиями данного периода. Отсюда и ошибки. Нельзя говорить культуре XVII века, не говоря о процессах «обмирщения», о культуре XVIII в., не упоминая русских просветителей, о культуре XIX в. не характеризуя общественную мысль этого времени.
Основной алгоритм ответа на данные вопросы таков:
I. Дать определение термина культура
II. Охарактеризовать тенденции и особенности развития культуры данного хронологического периода
III. Раскрыть содержание основных достижений в области культуры в зависимости от хронологического периода
1. Образование
2. Наука и техника
3. Общественная мысль
4. Устное народное творчество
5. Литература
6. Театр
7. Архитектура
8. Живопись
9. Скульптура
10. Музыка
11. Художественное ремесло
IV. Вывод