Понятие и свойства политического времени

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ - условное название содержания политической жизни общества на определенном этапе его развития. Оно многомерно, имеет разные темпы развития. Настоящее в нем зависит от прошлого и определяет будущее. Содержание и рамки его определяются характером, последовательностью и длительностью взаимодействия субъектов и объектов политики, определяющих социальный прогресс.

С физическим временем происходят странные метаморфозы, когда его содержанием становится политика.

Оно превращается в событийное, а не календарное время. Даты типа Октябрь 1917, Август 1991 — это вехи, символы, обозначающие событие, которое изменило ход отечественной истории, привело к перелому в политической жизни. Событийное свойство политического времени — его первая и важнейшая характеристика. При таком свойстве знание и оценка события как единицы измерения политического времени становятся объектами острой политической борьбы. Например, оценка событий Октября 1917 даже через 70 с лишним лет — это вопрос о легитимности власти большевиков, о причинах революций Февраля и Октября, об основаниях террора и т. п. Знание секретных протоколов к Договору о дружбе и границах, заключенному Гитлером и Сталиным в 1939 г., привело к сокрушению политической концепции о добровольности воссоединения Литвы, Латвии и Эстонии с СССР. Даже архивы ЦК КПСС стали предметом острейшей политической борьбы, так как дают новое и сокрушительное знание о политических событиях.

Еще одна специфическая характеристика политического времени — мифологичность. Это его свойство обнаружено давно и под разными наименованиями присутствует в исторических хрониках многих народов. Например, у некоторых народов в их хрониках время делилось на реальное, когда события происходили недавно и хорошо запомнились, периферийное, когда событие заносилось на шкале времени в «давнее», но все же происходившее на памяти некоторых поколений, и наконец, мифическое. Для мифического времени характерна идеализация прошлого. Это может быть «золотой век» древних греков, патриархальный быт России.

Разумеется, неверно было в координатах марксизма объявлять о необходимости низвергнуть как мелкого собственника крестьянина, но неверна и мифологическая идеализация этой жизни, превращающая ее в утопию, опрокинутую в прошлое. Да и столь популярная сейчас идеализация прошлого царской России — разве она не мифична? Разве не было крепостного права и иных форм угнетения, неграмотности, которая до сих пор «достает» общество и мешает нормальному пользованию достижениями научно-технического прогресса? А повреждение нравов? К тому же мифическому свойству политического времени относится и идеализация некоторыми современными политиками и обывателями сталинской эпохи, и брежневского застоя. Мифическое время — не только ностальгическая мечта, утопия — как хорошо все было «во время оно». Это еще и идеализированная мечта, утопия — как хорошо все сложится в будущем.

Традиционная для последних десятилетий политической жизни России обращенность в «светлое будущее» представляет собой лишь новый вариант древней стратегии политической жизни общества, называемой теодицеей: страдания народа в настоящем ради процветания в будущем. История России, особенно последних десятилетий, наполнена «теодицеальными» сюжетами и обещаниями: коммунизм будет через 10—15 лет (Ленин в 1920), через 4—5 пятилеток (Сталин в 1946), через 20 лет (Хрущев в 1962), хорошо станем жить через год-два (Ельцин в 1990). Словом, мифическое время наступит, и страдания нынешние будут оправданы благополучием и блаженством в будущем.

Наконец, политическое время обратимо, и это, пожалуй, самое странное его свойство. Иными словами, общество может возвращаться в то политическое, социальное, духовное, даже экономическое состояние, которое оно уже как будто проходило. Если не полностью, то в каких-то аспектах, аналогах. Определенная сумма событий или небольшое событие, даже случай могут вызвать цепь лавинообразных процессов, которые, действуя нелинейно, возвращают общество в прошлое политическое состояние.

Вопрос 26

В современной науке понятие политической системы имеет два взаимо-связанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа поли-тики. Она применима к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каждое из этих образований является специфической политической системой.

Использование термина «политическая система» в его первом, методологическом значении применительно ко всей политической сфере, предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным обществом через «ввод» — каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» — обратное воздействие системы на среду.

Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций. Это — определение целей, задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей.

Некоторые авторы еще более детализируют перечень функций политической системы. Так, Г. Алмонд описывает ее четыре функции «ввода» — политическая социализация; привлечение граждан к участию; артикуляция их интересов; агрегирование интересов и три функции «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.

Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т.п.) или же протеста (неодобрение, борьба и т.п.). Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия. Главная цель политической системы — самосохранение путем приспособления к изменяющимся тре-бованиям среды и активного воздействия на нее.

В современной науке существуют разнообразные модели политических систем. Их изучение способствует углублению анализа политической жизни, уточнению и операционализации категорий, расширению использования в политических исследованиях формализации, математических, кибернетических и других точных методов.

Приемы и процедуры системного анализа подразумеваются (хотя далеко не всегда используются) при употреблении термина «политическая система» во втором, более конкретном значении: реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе. Этот механизм включает государство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (группы и индивиды) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.

Применяемое в единстве своих аспектов, понятие политической системы по содержанию значительно шире категории государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко использовать его для сравнения политического строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.

Вопрос 27

Схема механизма взаимодействия политической системы с окружающей средой

В центре схемы изображена политическая система (П.с), находящаяся внутри общественной (международной) системы, которая является для нее окружающей средой (внутренней и внешней).

1) На «вход» П.с. поступают импульсы окружающей среды (сигналы из общества) в виде: а) требований т. е. информации, выражающей политические, экономические, социальные, духовные интересы и ожидания граждан; б) поддержки, т. е. конкретных действий, заявлений или молчаливого одобрения деятельности политической системы.

2) Импульсы, поступающие из окружающей среды, П.с. перерабатывает. Она их поддерживает, подавляет, отрицает, либо относится к ним нейтрально и, в результате, на «выходе», в качестве реакции, вырабатывает политические решения и политические действия. Таким образом, политический процесс можно рассматривать как процесс перевода релевантной (соответствующей) информации с «входа» на «выход».

3) Через механизм обратной связи, являющийся важнейшим элементом адаптационного (приспособленческого) механизма, властные решения и действия, воздействуя на окружающую среду, вызывают к жизни новые импульсы — требования или поддержку, которые опять поступают на вход П.с. Далее цикл повторяется на новом уровне, в новых условиях.

Данная модель позволяет выявить оптимальные условия существования системы и составить типологию политических систем, выделить особенности функционирования конкретной политической системы (например, политической системы России).

Стабильность политической системы означает ее равновесие, баланс на «входе» и на «выходе», т. е. соответствие политических решений и действий требованиям окружающей среды (общества, международной системы), которые получают поддержку.

Нарушение данного баланса в виде «недогрузки», то есть недостаточного реагирования на требования, или «перегрузки» — чрезмерного, избыточного реагирования на запросы среды, порождает нестабильность политической системы, нарушение устойчивости, равновесия.

Это опасное состояние, оно может привести к системному кризису, нарушению равновесия, возникновению острой нестабильности или даже к разрушению системы. Так что стабильность политической системы зависит от характера взаимодействия ее с окружающей средой.

Вопрос 28

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, по-литические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу и др.), по характеру взаимодействия со средой — на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти — на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную (Г. Алмонд).

Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций — деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим — характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторита-ризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.

При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.

Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один человек или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.).

Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.

Вопрос 29

Понятие и свойства политического времени - student2.ru

Понятие и свойства политического времени - student2.ru

Понятие и свойства политического времени - student2.ru

Понятие и свойства политического времени - student2.ru

Понятие и свойства политического времени - student2.ru

Понятие и свойства политического времени - student2.ru

Билет 30

Наши рекомендации