Элита вносит на рынок политические программы, продавая их на выборах

… в политической сфере постоянно идет борьба…за лояльность избирателей. Объяснить это можно тем, что демократия использует признанный метод ведения конкурентной борьбы- систему выборов …

Партия вопреки классической доктрине - это не группа людей, которая намеревается заботиться о благосостоянии парода, в определенное время все партии формулируют свои принципы или программы; эти принципы и программы характерны для партии, которая принимает их на вооружение как виды товаров, которые продаются в универмаге, характерны для него и важны для его успеха.

Партия- это такая группа, члены которой предполагают действовать сообща в конкурентной борьбе за политическую власть.

Даже если групповые устремления сильны и определенны, они остаются скрытыми часто на протяжении десятилетий, до тех нор, пока их не вызовет к жизни какой-нибудь политический лидер, …организуя волеизъявления в соответствующие пункты своих предложений (программу).

Полити́ческоели́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.

В основу типологии М. Вебера положены типы легитимности.

Виды:

· традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовали всегда),

· рационально-легальное (предусматривает наличие лидеров, избранных демократическим путём),

· харизматическое (основано на вере масс в особенный дар благодати, феноменальные качества к управлению отдельных лидеров).

Билет 106 Политический экстремизм. Его разновидности. Революции и государственные перевороты

Основным критерием при классификации различных форм и проявлений экстремизма, по всей видимости, является причина его возникновения и цели (если таковые есть), которые ставят перед собой лица, пропагандирующие идеи экстремизма в каждом конкретном случае.

Целями субъектов политического экстремизма, как правило, служат стремление насильственного захвата власти в отдельном регионе или в целом по стране, свержения или изменения конституционного строя. Причем порой представители политического экстремизма маскируют свои истинные цели и представляют свою деятельность и идеологию как, к примеру, национальную или идеологическую платформу.

Основной отличительной чертой политического экстремизма всегда является наличие политических целей, присутствие борьбы за власть и политическое влияние.

Религиозный экстремизм политического свойствахарактеризуется наличием в его основе религиозной (часто псевдорелигиозной) идеологической доктрины, на основе которой и развиваются экстремистские взгляды. Данному виду экстремизма присущи значительный иррационализм воззрений и поступков его представителей, а также стремление лидеров религиозно-экстремистских организаций и движений овладеть умами как можно большего количества людей, зачастую с корыстными намерениями.

Национально-религиозный экстремизм, разновидностью которого можно считать расизм, основан на ксенофобии, то есть на ненависти, нетерпимости к чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Таким образом, основой для данного вида экстремизма может являться нетерпимость, например, к представителям другой расы. В этом случае акцент делается на внешних различиях носителей экстремизма с лицами, являющимися объектом их неприязни. С другой стороны, причиной рассматриваемого вида экстремизма могут быть языковые или культурные различия, в силу чего появляется неприязнь к представителям иной национальности либо иной культуры.

Революция – коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой. Также, это коренное качественное изменение в развитии чего-либо.

Социальная революция – переворот во всей политической и социально-экономической структуре общества. Противопоставляется эволюции – медленному процессу изменения.

Классификация революций:

1. политические революции на уровне государства; ограничиваются внезапной трансформацией институтов, изменяя их легитимизацию (Французские революции 1830 и 1848 года)

2. Революции, связанные с преобразованием общества (1917 г.)

3. Революции, создающие новое государство (американская революция 1787); зачастую являются продуктом распада империи или деколонизации.

Государственный переворот – внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом. Не связан с коренными изменениями политического режима, социальных и экономических отношений. Коллективный, насильственный характер.

Реставрация – процесс политических изменений, направленных на возрождение способа правления (режима), ранее ниспровергнутого революцией или государственным переворотом. В исторической перспективе реставрации чаще всего реакционные. Гораздо реже содействовали установлению более демократического режима.

Билет 107. Особенности реального функционирования российской системы разделения властей в различные периоды (1994 – 2009 гг.).

В период с 1994 – 2000г. в российской конституционной практике использовался ряд механизмов сдержек и противовесов. Например согласие ГД на назначение премьера работала 4 раза 1998г, 2 раза отклонялось назначение Кириенко и так, же 2 раза отклонялось назначение Черномырдина. Недоверие правительству было выражено 1 раз в 1995г. Попытка импичмента в 1998г. Вето президента было преодолено 1 раз в 1998г. А так же часто ГД, СФ и Президент использовали вето и преодаление вето.

В период с 2000 года, сработала только 1 норма – запрет нахождения на президентском посту более 3 раз.Так же взаимодействие между президентом и законодательной властью характеризуются полным взаимопониманием))).В следствие большинства в ГД и половине пропрезидентских членов СФ, вследствие того, что 1 из представителей субъекта представляет главу исп. власти региона, а с 2005 года глава избирается только из кандидатур представляемых президентом.Вобщем в 90е годы четокакто подрабатывало, сейчас – ничего кроме нормы о сроках президентства не работает.

Билет 108. Правовые основы проведения предвыборной агитации. Права и обязанности СМИ в избирательном процессе. Проблема «грязных избирательных технологий».

агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);

Ø Общие условия доступа политических партий к средствам массовой информации

1. Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться политическим партиям бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь, либо за плату.

2. Бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются:

1)политической партии, имеющей на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов ГосДумы задолженность перед госорганизациями телерадиовещания и редакциями гос периодических печатных изданий в связи с предоставлением данной политической партии бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади на проводившихся ранее выборах депутатов ГосДумы, выборах Президента РФ

2) политической партии, являющейся правопреемницей политической партии либо иного общественного объединения, имевших задолженность перед госорганизациями телерадиовещания и редакциями госпериодических печатных изданий в связи с предоставлением данным политической партии либо иному общественному объединению бесплатного эфирного времени на проводившихся ранее выборах депутатов Гос Думы, выборах Президента Р Ф, и не возместившей в полном объеме на день официального опубликования решения о назначении выборов указанную задолженность.

3. Политическая партия не вправе использовать предоставленные ей бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за другие политические партии.

Ø Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

1. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания предоставляет на каждом из своих каналов для проведения политическими партиями, предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных организаций телерадиовещания предоставляет на каждом из своих каналов для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четвертой части общего времени вещания.

2. Бесплатное эфирное время должно предоставляться вопределяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

3. Бесплатное эфирное время предоставляется для проведения дискуссий, "круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий и для размещения предвыборных агитационных материалов политических партий, региональных групп кандидатов. Политическая партия вправе не позднее чем за 35 дней до дня голосования отказаться от получения эфирного времени полностью либо в части эфирного времени, предоставляемого для проведения совместных агитационных мероприятий, или в части эфирного времени, предоставляемого для размещения предвыборных агитационных материалов, сообщив об этом в письменной форме соответственно в Цик РФ, избирательную комиссию субъекта.

4. Половина общего объема бесплатного эфирного времени предоставляется для проведения совместных агитационных мероприятий.

5. Даты и время выхода в эфир совместных агитационных мероприятий на каналах общероссийских и региональных государственных организаций телерадиовещания определяются жеребьевкой

6. Государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать платное эфирное время для проведения предвыборной агитации политическими партиями и региональными группами кандидатов. Общий объем платного эфирного времени, резервируемого каждой организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого но не должен превышать его более чем в два раза.

7. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов, в том числе рекламой товаров, работ и услуг.

8. Запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов трансляцией иных теле- и радиопрограмм, передачей иных агитационных материалов.

9. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Ø Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания

1. Политические партии и региональные группы кандидатов имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади соответственно в общероссийских государственных периодических печатных изданиях и региональных государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю, на следующих условиях: равный объем предоставляемой печатной площади, равноценное место на полосе, одинаковый размер шрифта и иные равные условия.

2. Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий предоставляет политическим партиям или региональным группам кандидатов должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания

3. Редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать платную печатную площадь для проведения предвыборной агитации политическими партиями, региональными группами кандидатов. Общий объем платной печатной площади, резервируемой каждой редакцией периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, предоставляемой в соответствии с частью 2 настоящей статьи, но не должен превышать его более чем в два раза...

4. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующей политической партией.

5. Редакции периодических печатных изданий, публикующие предвыборные агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какой-либо политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, путем изменения тиража и периодичности выхода указанных печатных изданий. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями, кандидатами.

6. Во всех предвыборных агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна содержаться информация о том, из средств избирательного фонда какой политической партии или из средств избирательного фонда какого ее регионального отделения была оплачена публикация. Если предвыборные агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом также должна содержаться в публикации с указанием, какой политической партии, какой региональной группе кандидатов была предоставлена такая возможность.

Билет 109. Политическая динамика. Переходные общества (усл.Функционирования нету). Общая характеристика состояния «перехода» (транзита) (сообщ 3 эт.). Примеры «переходных» обществ. Политическая модернизация.

Переходные общества – конгломерат наций и государств, куда входят страны «новой демократии» где процессы политической модернизации приобрели устойчиво необратимый характер с середины 1970х.

Переход к демократии (демократический транзит) понимается как временный процесс. Он представляет собой нечеткий период времени, протекающий между падением режима и моментом, когда рычаги власти оказываются под полным контролем сменяющего его демократического режима. Он обычно завершается, когда данная демократия наделяет себя законными институтами и конституцией, когда демократические руководители обеспечили свое верховенство, признанное армией и номенклатурой, тем самым, делая возможным мирные переходы власти.

Переход к демократии рассматривается как промежуточная по своим характеристикам ситуация. Самой важной чертой транзита является многообразие форм, в которых он протекает. Ги Эрмэ выделяет три основных формы перехода к демократии.

«Договорный» переход может стать средством сдерживания радикальных политиков различных полюсов политического спектра. Такой вариант предоставляет необходимые гарантии тем, кто является противником реформ, а также дает возможность ограничить требования тех политических сил, которые являются инициаторами преобразований.

Другой формой перехода является «демократия сверху», означающий стремление прежнего авторитарного режима установить новый режим – демократический. Вероятность успеха данного вида перехода определяется последовательностью действий политического руководства и поддержкой народными массами инициатив демократически настроенной политической элиты.

Еще одной формой может стать «совместно управляемая демократия», являющаяся разновидностью перехода, осуществляемого на основе соглашения. На какое-то время это позволяет умеренным из соперничающих партий иметь влияние в правительстве с целью предотвращения негативных последствий крушения государственной власти.

Пример

широкое распространение получило введенное Р.Дарендорфом понятие мягкого авторитаризма. Основная особенность данного типа политического уст­ройства характеризуется неприятием оппозиции и оппозиционных кандидатов на выборах.

По оценке американского социолога Д.Белла, именно такая система действует сегодня в Сингапуре. Для этой страны характерно четкое разделение между публичной политикой, которую определяет правящая верхушка, и ча­стной сферой, где граждане могут свободно заниматься своими делами, в т.ч. предпринимательством. Между властью и обществом заключен негласный договор о взаимном невмешательстве: полная свобода частной деятельности и в то же время авторитарное формирование и осуществление внутренней и
внешней политики.

Д.Белл подводит читателя к мысли о том, что модель либеральной демократии вряд ли подходит для стран с неразвитым гражданским обществом и слабыми традициями общественной самодеятельности. Подобным странам более адекватна система «мягкого авторитаризма». К ней можно относиться по-разному, но она отвечает сложившимся там реалиям и потому укоренена в национальной почве. Об этом свидетельствует, в частности, стабильность данной модели.

По мнению некоторых исследователей, в России складывается в чем-то аналогичная модель. Такую перспективу в 2000 г. предсказывали специалисты из Горбачев-Фонда. Проанализировав сценарии возможного политического развития страны, они пришли к заключению, что наиболее вероятным является вариант «мягкого авторитаризма». Он в наибольшей степени отвечает не только отечественным традициям и историческому опыту, но и нынешней политической обстановке. Общество, уставшее от анархии и беспорядка, готово принять эту форму правления. Она способствует консолидации политической элиты и создает условия для возрождения государственности, столь необходимой для выживания и развития России.

Билет 110. Влияние культуры на политику и политики на культуру. Литературоцентричность российского политического мира

Наши рекомендации