Билет№17 Характеристика политической системы
Система (от греч. "система" - целое, составленное из частей, соединение) - это множество, закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. п.), представляющих собой определенное целостное образование, единство.
В политической науке существуют различные подходы к определению политической системы. Анализируя основные определения, теории и концепции, можно попытаться определить, что такое политическая система.
Политическая система - совокупность политических отношений, целостное образование, выполняет специфические функции по обеспечению и регулированию политической жизни общества.
Современная политологическая наука выделяет различные концепции политических систем. Словарь Уэбстера упоминает до двух десятков определений политической системы.
В основе современных теорий политических систем лежит представление о политике как некой самостоятельной целостности. Наряду с экономикой, моралью, религией политика является особой формой человеческой деятельности. Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы.
Изучая общество, американский социолог ТолкоттПарсонс (1902 - 1979) выделил такие достаточно самостоятельные системы, как духовная, экономическая и политическая, различающиеся по своим функциям.
По Парсонсу:
- экономическая система служит для адаптации общества к окружающей среде;
- духовная система поддерживает устоявшиеся образы жизни, воспитывает, развивает общественное сознание, разрешает конфликты;
- политическая система обеспечивает интеграцию общества, эффективность общей деятельности и реализацию общих целей.
Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был американский ученый Дэвид Истон.
По мнению Д. Истона, политическая система - развивающийся и саморегулирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования или импульсы - поддержка. На выходе системы - политические решения, на основе которых осуществляются политические действия.
Политическая система может реагировать по-разному на требования, идущие от населения. Если демократическая система использует их для улучшения работы, то тоталитарная - подавляет, создавая образ могучей и непогрешимой власти.
Недостатками модели политической системы по Истону являются:
- чрезмерная зависимость от "требовании-поддержки" населения и недооценка ее самостоятельности;
- некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;
- недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.
Используя теорию Истона, Г. Паэлл и М. Каплан создали теорию внешнеполитических систем, К. Дойг применил кибернетический подход, уподобляя политическую систему кибернетической машине.
Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по линии преодоления некоторых недостатков модели Д. Истона.
Особое место занимает марксистская трактовка политической системы. Эта особенность объясняется желанием советской политической науки дистанцироваться от западной политологии, идти своим особым путем.
В качестве основ марксистского подхода к пониманию политической системы выступают следующие положения:
- существование и функционирование политической системы обусловлено классовым обществом;
- по мере развития классового общества в бесклассовое отомрет политическая система;
- в эксплуататорском обществе политическая система выражает и защищает волю и интересы господствующего класса, а в социалистическом обществе - всего народа;
- характер политической системы определяется экономикой;
- политическая система эксплуататорского общества состоит из противостоящих друг другу элементов.
Многообразен подход ученых-политологов к структуре политической системы. Однако существуют определенные элементы, выделяемые представителями различных теорий. Попытаемся рассмотреть структуру политической системы с позиций объективности.
В политической системе можно выделить следующие подсистемы (элементы):
1. Политическая власть.
2. Политическая организация.
3. Политические отношения.
4. Политическая культура.
5. Политические и общественные организации.
Власть можно считать центральным элементом политической системы, в первую очередь потому, что она, власть, регламентирует поведение людей в обществе и политике и взаимодействие политических субъектов.
Под политической организацией понимается, в первую очередь, государство. Оно является ведущим политическим институтом, сосредоточившим в себе максимальную политическую власть. А так же, средства массовой информации, церковь, трудовые коллективы.
Политические отношения - как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни.
Выделяют следующие политические отношения:
- между субъектами политики;
- между властными органами (по вертикали и горизонтали);
- между властными органами и общественными организациями и движениями.
Политическая культура:
- дает знание законов и механизмов осуществления политики;
- формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;
- способствует пониманию целей и содержания политики.
Политические общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добровольные объединения граждан.
Помимо рассмотренной структуры политической системы существует и подход, при котором выделяются институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная подсистемы.
Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, церковь.
С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.
С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.
Функции политических систем могут определяться различными способами, но, в сущности, классическое определение функций принадлежит Г. Алмонду
Он выделяет:
- входные функции - политическая социализация, политическое рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация;
- выходные функции - нормотворчество, применение правил и норм; контроль за их Функции политической системы:
- определение целей, задач, программ деятельности;
- мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;
- интеграция общества;
- распределение ценностей;
- легитимация.