Общая характеристика политической системы общества

Современному человеку известно, что окружающий его и су­ществующий в нем мир системен. Различные формы движения материи вызывают к жизни самые разнообразные системы (кос­мические и земные, биологические и социальные, управляемые и самоуправляемые, целостные и незавершенные, суммативные и органические, механические и электронные и т. д,).-На одном из циклов мирового развития появляются социальные системы (че­ловеческие общности), которые по мере своей эволюции усложня­ются, становятся все более противоречивыми и нуждающимися в изучении.

Политические системы возникли как одна из форм социаль­ного движения материи и духа, обусловленная определенными по­требностями человеческого общества. Чтобы ответить на вопросы, как и где возникли политические феномены, какие условия и чьи потребности опосредствовали их появление, что выступает интег­рирующим фактором и краеугольным камнем политической сис­темы, необходимо выявить и обосновать соответствующие крите­рии.

Критерии возникновения, функционирования и развития по­литической системы должны отвечать необходимым методологи­ческим требованиям. Прежде всего, они должны иметь объектив­ный (или более объективный) характер по отношению к системе или ее составляющим. Они должны выступать в виде оснований интегрирования политических явлений и обеспечивать возмож­ность теоретического расчленения системы на элементы и компо­ненты, обозначать динамическую непрерывность процесса разви­тия и фиксировать отдельные стадии этого процесса. Сложный характер политической системы обусловливает существование критериев различных уровней и видов, а накопленный арсенал научных знаний позволяет изучать их с различных методологи­ческих позиций (подходов).

Генетический подходраскрывает важное критериальное зна­чениеобъективной обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отноше­ниях собственности и производства. Напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отношениях распре­деления и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они есть результати средство общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные, обладающие разумом существа создают поли­тические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавлива­ют между собой связи. Иначе говоря, творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерий социального интересу раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с
какими-либо социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т. д. выступают реша­ющими мотивационными факторами в формировании политичес­ких организаций.

Институциональный подходпозволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики поли­тических явлений. Суть этого подхода отражает организацион­ный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической систе­мы. Люди рождаются как социально-биологические, но не как политические существа. Они представляют собой в этом плане этот "материал", из которого в соответствующих исторических ус­ловиях при наличии определенных социальных качеств форми­руются элементы и система в целом. Такими условиями выступа­ют процессы разделения труда, образования имущественно нерав­ных социальных слоев, групп и классов, а качествами — общече­ловеческая, классовая, групповая, национальная солидарность. Материалистическое понимание исторических процессов при­водит к выводу, что в реальной действительности "политическое" закономерно требует организационного оформления. Можно ска­зать, что организационный критерий характеризует в известной степени общественные формы движения материальной, человечес­кой основы политической системы. Политическое в своем разви­тии становится реальным, осязаемым только в специфически ма­териализованных формах, учреждениях, институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает r виде гражданина, де­путата, члена партии, организации.

Системныйподход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодейство­вать вовне — с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, как иерар­хическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.

Конкретно-историческийподход в зависимости от сфер жиз­недеятельности общества позволяет выделить социально-эконо­мические (виды и формы собственности на орудия и средства про­изводства, характер труда, основные принципы хозяйствования), социально-структурные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев), социально-культурные (уровень образованности населения, реальность всестороннего развития личности), поли­тические (реальность самоуправления народа, классовая принад­лежность политической власти), правовые (диапазон закреплен­ных в законе демократических прав и свобод граждан, наличие гарантий их осуществления, легитимность политической власти, состояние законности и правопорядка), временные и простран­ственные (исторический промежуток времени, пределы террито­рии) критерии.

Субстанциональный(сущностный) подход помогает выя­вить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, инсти­туты). Значение понятия "субстанция" в различных отраслях науки неодинаково. В химии — это элемент, в биологии — живой бе­лок, в политической экономии — труд, в философии — материя. В политологии в качестве субстанции рассматривается политичес­кая власть, а в качестве механизма ее осуществления — полити­ческая система. Сущностный критерий (власть) является сквоз­ным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, на­циональных и иных факторов.

Таким образом, полиструктурность реального мира, челове­ческого общества обусловливает многообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся постоян­ным движением, предопределяет их комплексное и диалектичес­кое использование. Наша задача в данном случае — выбрать нуж­ные критерии и применить их к процессам исторических изменениях политических явлений, с тем чтобы выявить их направлен­ность, закономерности и вехи развития, правильно отразить поли­тическую действительность в теоретических понятиях.

Наши рекомендации