Определение объекта и предмета исследования

УТВЕРЖДАЮ

Директор Могилевского института

региональных социально-политических

исследований

Н.Е. Лихачев

ПРОГРАММА

социологического исследования на тему

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Руководитель НИР

канд. филос. наук Н.Е. Лихачев

Ответственный исполнитель

канд. социол. наук С.Н. Лихачева

Могилев 2005

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Проблема и проблемная ситуация

1.2. Определение объекта исследования

1.3. Постановка целей и задач исследования

1.4. Выдвижение гипотезы

1.5. Определение основных понятий, их интерпретация и операционализация

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа

2.2. Описание выборочной совокупности

2.3. Рабочий план исследования

2.4. Инструментарий

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Проблема и проблемная ситуация.

Социальные трансформации, происходящие на постсоветском пространстве, охватывают фактически все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру, серьезно влияя на социальное положение и систему ценностей разных слоев населения. Реализация программ реформирования сопровождается социальной напряженностью, демонстрируя высокую степень зависимости от субъективного фактора, отношения социальных групп к проводимым преобразованиям. Во всех этих процессах прямо или опосредованно участвует и молодое поколение, от мировоззренческой позиции и активности которого во многом зависит социальная стабильность.

Социологические исследования проблем молодежи проводится Могилевским институтом региональных социально-политических исследований более десяти лет. Накопленный материал позволяет проводить сравнения, выявлять основные тенденции, имеющие место в молодежной среде. Экономическое, политическое, социально-психологическое состояние данной категории представляет значительный общественный интерес, так как касается многих социальных институтов и групп, может объяснять перспективы развития общества. В настоящее время отмечается сокращение численности детей и молодежи, что в будущем может оказать воздействие на состояние и количество трудовых ресурсов, и демографическую безопасность страны в целом. Особенно высок этот показатель в сельской местности: по данным Могилевского областного управления статистики на 01.01.2004 года в нашем регионе в селе проживало 6884 человека в возрасте 18-19 лет. В то же время сегодня отмечаются сложности с трудоустройством молодежи, особенно в поиске первого рабочего места, недостатки в профориентационной работе.

В социализации молодежи участвует множество агентов, различных институтов, на нее оказывают воздействие самые различные факторы. Особую значимость имеет досуг, типизирующий важный социальный опыт. Осваивая различные формы досуга, молодежь активнее всего взаимодействует с их инновационными, а не с традиционными формами.

Социализация молодежи происходит в реальных условиях конкретной социальной системы. Ее специфика зависит от особого сочетания сфер жизни региона, традиций общественного развития. Этим объясняется особая актуальность изучения теоретических и практических аспектов социализации молодежи, социальной диагностики ее состояния.

Определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, в том числе: работающие, безработные и учащиеся. Работающие включают такие категории, как рабочие и ИТР на предприятиях, служащие, гуманитарная интеллигенция, предприниматели, работники правоохранительных органов и др. Учащиеся включают такие категории, как студенты вузов, техникумов, колледжей, учащиеся профессионально-технических училищ.

Предмет исследования – формирование и динамика развития профессиональных, политических, экономических, социокультурных ориентаций молодежи в условиях социальных трансформаций.

Наши рекомендации