Определение объекта и предмета исследования
УТВЕРЖДАЮ
Директор Могилевского института
региональных социально-политических
исследований
Н.Е. Лихачев
ПРОГРАММА
социологического исследования на тему
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Руководитель НИР
канд. филос. наук Н.Е. Лихачев
Ответственный исполнитель
канд. социол. наук С.Н. Лихачева
Могилев 2005
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Проблема и проблемная ситуация
1.2. Определение объекта исследования
1.3. Постановка целей и задач исследования
1.4. Выдвижение гипотезы
1.5. Определение основных понятий, их интерпретация и операционализация
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа
2.2. Описание выборочной совокупности
2.3. Рабочий план исследования
2.4. Инструментарий
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Проблема и проблемная ситуация.
Социальные трансформации, происходящие на постсоветском пространстве, охватывают фактически все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру, серьезно влияя на социальное положение и систему ценностей разных слоев населения. Реализация программ реформирования сопровождается социальной напряженностью, демонстрируя высокую степень зависимости от субъективного фактора, отношения социальных групп к проводимым преобразованиям. Во всех этих процессах прямо или опосредованно участвует и молодое поколение, от мировоззренческой позиции и активности которого во многом зависит социальная стабильность.
Социологические исследования проблем молодежи проводится Могилевским институтом региональных социально-политических исследований более десяти лет. Накопленный материал позволяет проводить сравнения, выявлять основные тенденции, имеющие место в молодежной среде. Экономическое, политическое, социально-психологическое состояние данной категории представляет значительный общественный интерес, так как касается многих социальных институтов и групп, может объяснять перспективы развития общества. В настоящее время отмечается сокращение численности детей и молодежи, что в будущем может оказать воздействие на состояние и количество трудовых ресурсов, и демографическую безопасность страны в целом. Особенно высок этот показатель в сельской местности: по данным Могилевского областного управления статистики на 01.01.2004 года в нашем регионе в селе проживало 6884 человека в возрасте 18-19 лет. В то же время сегодня отмечаются сложности с трудоустройством молодежи, особенно в поиске первого рабочего места, недостатки в профориентационной работе.
В социализации молодежи участвует множество агентов, различных институтов, на нее оказывают воздействие самые различные факторы. Особую значимость имеет досуг, типизирующий важный социальный опыт. Осваивая различные формы досуга, молодежь активнее всего взаимодействует с их инновационными, а не с традиционными формами.
Социализация молодежи происходит в реальных условиях конкретной социальной системы. Ее специфика зависит от особого сочетания сфер жизни региона, традиций общественного развития. Этим объясняется особая актуальность изучения теоретических и практических аспектов социализации молодежи, социальной диагностики ее состояния.
Определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, в том числе: работающие, безработные и учащиеся. Работающие включают такие категории, как рабочие и ИТР на предприятиях, служащие, гуманитарная интеллигенция, предприниматели, работники правоохранительных органов и др. Учащиеся включают такие категории, как студенты вузов, техникумов, колледжей, учащиеся профессионально-технических училищ.
Предмет исследования – формирование и динамика развития профессиональных, политических, экономических, социокультурных ориентаций молодежи в условиях социальных трансформаций.