Методология анализа общественного выбора. Обществ выбор в условиях прямой и представительной демократии.

Теория общественного выбора связана с исследованием принятых решений о производстве общественных благ. Значительный методологический вклад в данную теорию внесли работы Даунса, Беккера и т.д.

В 50-60 гг. оформилось направление современной науки, которое посвящено исследованию того, как принимаются исследования на уровне общества.

Даже выдвинуто 2 гипотезы:

1 – Граждане ведут себя в политике рационально, т.е. преследуют личную выгоду.

2 – Политики и политические партии создают свои политические программы с целью максимизировать голоса избирателей.

В работе Талона, Бьюннекена, основой явл методологический индивидуализм.

3 особенности этого подхода:

1.Коллективные действия рассматриваются как действия индивидов, решивших достичь некоторых целей в составе коллектива, а не индивидуально.

2.Люди рассматриваются как единственные субъекты, которые принимают окончательные решения как по поводу индивидуальных действий.

3.Процесс принятия политических решений рассматривается как разновидность рыночного обмена.

Голосуя за свои интересы люди участвуют в формировании общественных интересов. В идеальном случае результатом коллективных действий должно быть получение выгоды всеми сторонами.

При прямой демократии в принятии решения участвует каждый член общества (принятие решения на собрании, референдуме).

Представительная демократия – форма демократии, когда решение принимают выборные органы.

При прямой демократии важную роль играет принцип голосования, в зависимости от выбранного принципа голосования существенно зависят результаты голосования. 3 принципа голосования:

- принцип единогласия

- принцип простого большинства(50%+1голос)

- принцип квалифицированного большинства (2/3 или 3/5 голосов)

При использовании принципа единогласия возможно, что принятое решение будет соответствовать парето-оптимальности. Существует опасность, что вообще никакое решение не будет принято.

Те, кто получает меньшую полезность от выделения ресурсов или средств на данную программу не согласится оплачивать большую полезность, которую получают другие.

В этой ситуации будет принято решение, при котором расходы на проведение общественных мероприятий будут ниже оптимального уровня.

Когда решение принимается большинством голосов существует опасность недопроизводства или перепроизводства(благ) – неэффективное решение.

Для объяснения механизма принятия решений при производстве общественных благ при прямой демократии экономисты предлагают модель серединного/ медианного избирателя. Ее суть – анализ показывает, что как правило принятие решения соответствует тем избирателям, которые получают среднюю полезность.

Наиболее широкое распространение получил метод представительной демократии при решении вопроса о производстве благ.

Но – Возможно принятие решения, которое соответствует интересам узкой группы лиц(при представительной демократии).

Группы со специальными интересами – совокупность индивидов, которые заинтересованы в принятии определенных решений. Создаются группы давления(они занимаются лоббированием определенных интересов).

Лоббизм – политика давления с целью принятия определенного решения.

В негативном смысле – лоббирование – незаконное давление на представителей власти с помощью взяток, коррупции, чтобы повлиять на принятие решения в пользу группы давления в ущерб общественным интересам.

В позитивном смысле лоббизм представляет собой форму законного влияния групп давления на управленческие решения государственных органов.

Логроллинг – одна из форм давления на реализацию интереса определенной группы лиц.

Логроллинг – практика взаимной поддержки путем торговли голосами.

Поиск политической ренты – это деятельность, связанная с использованием политических институтов для получения или сохранения каких-либо экономических выгод.


Наши рекомендации