Социология и политический рынок
Наиболее востребованной прикладная социология оказывается в периоды избирательных кампаний.
Во-первых, свободные выборы стали вXX в. распространенным демократическим способом формирования органов верховной и местной власти. Выборы в различные органы власти проходят сдостаточно устойчивой повторяемостью раз в 2, 4, 5 лет и стали неотъемлемым элементом жизни граждан промышленно развитых, среднеразвитых и даже отсталых стран,
Во-вторых, не менее важным является и то обстоятельство, что избирательные технологии постоянно совершенствуются, но нередко оказываются в руках морально нечистоплотных людей, что превращает граждан вих заложников.
В-третьих, выборы становятся привычным явлением в жизни российских граждан, которые смомента первых свободных выборов в1993 г. уже успели пережить состояния эйфории, веры и крушения иллюзий, разочарования вэтом институте.
Социологическое обеспечение избирательных кампаний должно состоять в объяснении поведения кандидатовв органы власти и избирателейна всем протяжении избирательного процесса. Для этого социолог-специалист, обеспечивающий научное сопровождение избирательной кампании, должен рассматривать политику как особую разновидность рынка.
Итак, политика может уподобляться не только театру, на сцене которого субъекты политики играют различные по значимости роли: главные, второстепенные, эпизодические, но и рынку, где происходит особый обмен товарами и услугами, в качестве которых выступают конкретные политики и их программы.
Следует заметить, что рынокявляется институтом свободного обмена, в котором индивиды стремятся реализовать свои собственные намерения. На рынке покупатель и продавец определяют, что представляют из себя их потребности и возможности, как они формируются во взаимодействии спроса и предложения.
Если покупатель действительно знает, что он желает, и в состоянии приобрести это, то продавец узнает о потребностях покупателя только в результате проб и ошибок, поскольку будущие потребности могут предвосхищаться, но не осознаваться.
Следовательно, рынок представляет собой способ выявления потребностей его участников, способ определения того, какие предугадываемые потребности действительно реализуются и удовлетворяются, осуществление каких из них принесет предпринимателю наибольшую экономическую выгоду.
Несомненным достоинством рынка является отсутствие заданных приоритетных целей и мотивов, открытость рыночного процесса для всех возможных типов целей и благ, желаний, действий. Реализация индивидуальных потребностей осуществляется на основе способности и готовности к сотрудничеству участников обмена, отношения между которыми носят абстрактный характер, поскольку на рынке личностные и статусные отношения заменяются денежными.
На основе рыночной парадигмы можно рассматривать политику как разновидность предпринимательства.
Правомерность подобной аналогии основана на том, что рынок представляет собой универсальный способ организации человеческой деятельности. На политическом рынке происходит обмен ресурсами (товарами и услугами), там также есть "продавцы"- политические лидеры, элиты, политические партии, движения, предлагающие специфические товары (политические программы, обещания, личные качества кандидатов), и "покупатели" (граждане, избиратели, рядовые члены партий, движений), которые в обмен на свои голоса приобретают ожидаемые услуги.
Элементами политического рынка являются;
- обмен;
- договорная свобода участников;
- политическая конкуренция (относительная автономность субъектов политики);
- власть как детерминанта поведения участников обмена, критерий эффективности и стабильности политической системы.
Таким образом, политическийрынок есть способ выявления потребностей его участников на основе информации о том, что может быть воспринято как ожидания и в какой степени эти ожидания способны реализоваться.
Одним из первых на возможность использования категорий рынка в политике указал австрийский экономист И. Шумпетер, уподобив борьбу партий в политике экономической конкуренции.
Другие исследователи соотносимость экономического и политического рынков выводили из сходства поведения покупателя в универмаге и ' избирателя в кабине для голосования.
Третьи ученые обращали внимание на наличие общей цели в рамках экономического и политического обмена, какой являются соответственно в первом случае деньги, а во втором - власть. В связи с этим американский социолог Т. Парсонс определяет власть через деньги: "Власть как обобщенное средство мобилизации обстоятельств содействовать коллективному функционированию - и в том числе воздерживаться от подрывных или препятствующих действий - занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах".
Однако, на наш взгляд, при всей правомерности использования рыночных категорий в политике следует отметить специфику политического рынка - в отличие от экономического.
Во-первых, на коммерческом рынке покупатель принимает решение приобрести товар в силу большей уверенности и информированности относительно результатов его выбора. Здесь поведение покупателя и продавца задано рыночной ценой, оно предсказуемо и известно.
В то же время поведение избирателя характеризуется неуверенностью в том, что его выбор повлияет на окончательный результат голосования. Он не может предсказать поведение других избирателей, определить степень вероятности их выбора, не располагает знаниями об общем результате.
Исходя из этого, можно заключить, что поведение участников на экономическом рынке более субъективно и эгоцентрично, поскольку обусловлено индивидуальными предпочтениями. На политическом же рынке действия участников обмена ценностно обусловлены, социально значимы, идеологически окрашены.
Во-вторых, все решения, принимаемые на коммерческом рынке, требуют большей личной ответственности, поскольку она реальна, осязаема и выражена в экономической выгоде или потерях. В коллективных решениях, свойственных политике, где целью является общественное благо, ответственность не поддается объективному учету и подсчету, поскольку в них индивид не несет персональной ответственности за решение в целом. Коллективные решения принимаются их участниками не автономно и самостоятельно, а под влиянием партии, группы, движения.
Несмотря на наличие альтернатив на экономическом и политическом рынках, разброс их различен. На коммерческом рынке допускается возможность выбора товаров и услуг, их одновременная комбинация. На политическом рынке выбор одного товара исключает возможность выбора другого.
Кроме того, выбор благ и услуг на экономическом рынке не связан с] необходимостью примыкать к большинству, как это бывает в политике. В рамках экономического рынка степень индивидуальной свободы в принятии решений более высока, чем в процессе голосования.
В-третьих, механизм принятия решений на коммерческом рынке характеризуется большей рациональностью, прагматизмом, а сами решения рассматриваются в контексте индивидуального поведения, поскольку за ними стоит персональная ответственность самого индивида. В политике индивид вынужден считаться с приоритетами общественного блага, иногда отказываться от личных побуждений в угоду коллективным, групповым.
Следовательно, рыночный механизм взаимодействия может действовать не только в экономике, но и в политической сфере, где кандидаты на государственные должности, действующие публичные политики, лидеры и элиты нуждаются в поддержке своих действий со стороны партий общества.
С этой целью они прибегают к политической мобилизациито есть стремятся сформулировать позицию поддержки тех или иных политических целей со стороны большинства населения. Политическая мобилизация предполагает высокий уровень участия масс в политике, идеологическое ангажирование избирателей, быстрое достижение намеченных целей. Для их реализации необходимы:
- преобразование различных ожиданий, часто неосознанных, в конкретную программу, политический курс;
- наличие политических идей, способных сформулировать мотивацию политического действия у значительных слоев населения;
- координация и регуляция совместных политических действий;
- наличие достаточных экономических, организационных и иных ресурсов;
- авторитет политических лидеров.
В контексте вышеперечисленных действий средствами социологического анализа осуществляются:
- изучение конъюнктуры политического рынка в пределах своего избирательного округа;
- выявление проблем, представляющих повышенный интерес для населения;
- определение соотношения различных социальных интересов для выработки предвыборной стратегии и тактики.