Потребитель в различных экономических системах
Одним из основных действующих лиц в любой экономике является потребитель. В качестве потребителя выступает человек независимо от рода деятельности, возраста, социального положения. Потребление- это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей, процесс извлечения полезности из продукта. Несмотря на то что экономика существует для удовлетворения материальных потребностей, оно в разных экономиках неодинаковое.
Традиционная экономика не делает различий между потребителями, поскольку набор потребностей изначально задан традициями, обычаями. В командной экономике самыми важными потребителями выступают фараон, или царь, или король и т. д., и его двор. Они имеют возможность удовлетворять свои прихоти, в то время как большинство их подданных довольствуются лишь самым необходимым. Централизованная экономика советского типа была больше ориентирована на производство средств производства (станков, машин и т. д.), чем предметов потребления, что являлось одной из причин дефицита товаров народного потребления, бедности их ассортимента.
В рыночной экономике вопрос "для кого производить?" - один из ключевых. В самой его постановке отражается неразрывная связь и взаимозависимость производителя и потребителя. Деньги потребителей являются единственным источником дохода производителей, поэтому именно выбор потребителя в конечном счете определяет, что будет произведено и в каком количестве. Экономисты называют такую ситуацию суверенитетом потребителя,то есть положением, когда потребитель выступает в качестве господина (буквальный перевод слова "суверен"), а производитель -вассалом (то есть слугой).
Однако подобная ситуация возможна лишь в условиях развитой конкуренции, когда у потребителя есть свобода выбора между продукцией разных производителей. В условиях монополии право на выбор у потребителя отсутствует. К тому же потребитель для реализации своего права на свободу выбора должен обладать информацией, позволяющей ему приобрести качественный товар по доступной цене. Для выравнивания возможностей производителей и потребителей во многих странах существует государственный контроль за качеством товаров, а также негосударственные организации - общества потребителей, которые исследуют потребительские свойства различных товаров и сообщают результаты обследования в средствах массовой информации.
Доходы потребителя
В рыночной экономике важна не просто потребность, а потребность, подкрепленная покупательной способностью потребителя - то есть наличием у него доходов (денег). Доходы потребителей могут складываться из различных источников. К ним относится прежде всего зарплата. Этот вид дохода называется оплатой труда. Кроме того, если у вас есть, например, срочный вклад в Сбербанке, по которому начисляется процент, то эта разновидность дохода называется доходом от сбережений. Далее, если у вас есть пустующая квартира и вы сдаете ее внаем, то получаете доход от собственности. Наряду с этим, если вы являетесь обладателем акций прибыльного предприятия, то ежегодный процент - дивиденды, выплачиваемые вам как акционеру, также составляет доход от собственности.
В качестве личного дохода выступают пенсии у пенсионеров, стипендии у студентов, пособия на детей или по безработице. Эти пособия и выплаты называются социальными трансфертами. Наконец, если вы, работая на дому по лицензии, шьете платья, а затем их продаете, то это будет доходом от предпринимательской деятельности.
Среди доходов в российских семьях важными статьями стали доходы от предпринимательской деятельности, собственности, сбережений, а не только оплата труда в связи с нередкими задержками по ее выплате и недостаточной величиной для нормальной жизни.
Расходы потребителя
Полученные доходы потребитель тратит в виде потребительских расходов. Их можно разделить на обязательные и произвольные. Обязательными расходамиявляются расходы на питание, квартплату, коммунальные услуги, транспорт, одежду, то есть на то, что позволяет человеку воспроизводить себя в качестве работника. Произвольные расходы- это все расходы, осуществляемые после обязательных и обусловленные уровнем жизни в конкретном обществе.
В России в структуре потребительских расходов более половины личных доходов тратится на питание и одежду. В условиях экономического кризиса растет доля расходов на продукты питания (в частности, на хлеб) и уменьшается доля расходов на одежду, мебель, это позволяет сделать вывод о падении жизненного уровня большинства населения. Кроме этого, заметно растут выплаты за жилье, коммунальные услуги, проезд на транспорте и т. д.
Однако величина личных доходов не дает полного представления о том, насколько хорошо живется потребителю в той или иной стране. Необходимо учитывать также уровень и изменение цен на потребительские товары, что позволяет определить "стоимость жизни".Чтобы оценить ее, экономисты измеряют за определенный срок изменение цен на разные группы потребительских товаров и услуг: продовольствие, жилье, одежду, транспорт, лекарства, развлечения и т. п. - и выводят среднюю величину с учетом важности каждой группы.
Допустим, что у среднего потребителя 60% расходов идет на продовольствие, 25 - на другие потребительские товары и 15% - на услуги. Принимаем уровень цен в каждой товарной группе в начале года за 100%. Допустим также, что в конце года уровень цен на продовольствие достиг 115% (вырос на 15%), на услуги - 150% (вырос на 50%, или в 1,5 раза), а цен на прочие потребительские товары - 96% (снизился на 4%) . Тогда индекс потребительских цен составит: 115 х 0,6 + + 150 х 0,15 + 96 X 0,25 = 115,5. Итак, стоимость жизни возросла на 15,5%.
Предположим далее, что при этом денежный (номинальный) доход среднего потребителя в конце года составил 105% от % уровня начала года (возрос на 5%) . Для того чтобы узнать, как изменился доход потребителя с учетом роста цен, экономисты вычисляют индекс изменения реального дохода. Он равен изменению номинального дохода, деленному на индекс потребительских цен (105 : 115,5 = 0,91). Оказалось, что реальные доходы потребителей не выросли, а снизились примерно на 9%.
Для того чтобы сравнить уровень жизни в разных странах, обычно выясняют, сколько часов надо проработать, чтобы на полученную зарплату купить набор основных потребительских товаров. Так, в 1985 г. для того чтобы приобрести 119 основных по- требительских товаров и услуг, в Цюрихе надо было в сред- нем проработать 141 рабочий час, а Лондоне - 252, а в столице Филиппин (Маниле) - 1333.
Сбережения потребителя
Известно, что потребитель старается истратить не весь личный доход, а часть отложить в виде сбережений. Они нужны для покупки дорогостоящих потребительских товаров: жилья,.машины, мебели, туристических путевок и т. п., приобрести которые из зарплаты одного месяца невозможно, а также на случай потери трудоспособности или болезни. Понадобятся сбережения и после выхода на пенсию, когда доходы снизятся и человеку станет трудно поддерживаться свои, сложившиеся десятилетиями потребительские привычки.
В известной степени сбережения представляют собой форму добровольного отказа от удовлетворения сиюминутных потребностей во имя будущего. Подобная рачительность заслуживает вознаграждения, которое может осуществляться в форме процента, то есть дополнительной суммы; денег за данные владельцем сбережения кому-либо в долг.
В современной рыночной экономике хранить сбережения в "чулке" или "кубышке" невыгодно, поскольку это не принесет их владельцу ни-какого дохода. Лучше, если он положит их в банк либо купит ценные бумаги - акции, облигации государства или частных фирм. Это будет означать, что владелец сбережений дает их в долг государству (или фирмам), а они должны будут вернуть их с процентом.
Выбирая форму хранения сбережений, люди исходят из двух главных факторов - доходности и надежности (максимального снижения риска потери своих денег). Но, к сожалению, эти факторы плохо сочетаются. Многочисленные мелкие или средние банки и фирмы, выпускающие ценные бумаги с обещанием высоких процентов, обычно бывают наименее надежными. Обещание высокого дохода для них - это единственный способ привлечь сбережения населения (солидный банк или фирма и так имеют большой приток сбережений). К тому же они далеко не всегда собираются возвращать деньги своим вкладчикам. Такого рода сберегательные учреждения широко используют принцип "пирамиды": когда наступает срок возврата суммы взноса и процента первой волны вкладчиков, на это идут деньги, внесенные второй волной вкладчиков. В свою очередь, со второй группой вкладчиков рассчитываются из средств, внесенных третьей группой, и т. д. Так может продолжаться достаточно долго, но вечных двигателей в экономике не бывает, точно так же, как и в физике. Стоит следующей группе вкладчиков внести меньшую сумму вкладов, чем предыдущая, как возникнут трудности с выплатами, которые в результате возникшей паники быстро приведут к развалу "пирамиды".
В современной России наибольшей популярностью пользуются самые надежные, хотя и наименее доходные формы сбережений - покупка долларов США и вклады в Сбербанк.
Еще более страшный враг сбережений, который угрожает всем, а не только вкладчикам недобросовестных сберегательных учреждений, - это инфляция,то есть рост общего уровня цен и связанное с ним обесценивание денег. Поэтому в периоды сильной инфляции делать сбережения в денежной форме неразумно, лучше сразу же вкладывать их в покупку товаров, особенно таких, которые в будущем легко можно будет продать по более высоким ценам.
Государство и экономика
Наряду с потребителем и производителем одним из субъектов хозяйственной деятельности выступает государство. Его роль в экономике на протяжении исторического процесса не оставалась неизменной и зависела от типа хозяйственной системы.
Централизованные системы ирригационного типа,распространенные в странах Древнего Востока, не могли развиваться без прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Ведь отдельно взятая семья была не в состоянии самостоятельно рыть каналы и создавать плотины для развития земледелия. Для того чтобы их построить и поддерживать в порядке, нужен был организованный труд многих тысяч людей, рабов и свободных. Без управления и принуждения со стороны сильной централизованной государственной власти достичь этого было практически невозможно. Однако древние государства не только занимались организацией оросительных и сельскохозяйственных работ, но и активно вмешивались в другие области экономической жизни. Строгой регламентации подвергалась деятельность ремесленников и купцов, которая подчинялась разработанным государством правилам.
Натуральное хозяйство средневековых государстврегламентировалось еще в большей степени путем прикрепления производителя к земле, своему рабочему месту, определения цен на товары, получения разрешения на ввоз или вывоз произведенного продукта.
Наконец, всеобщему контролю со стороны правительства экономика подвергается в тоталитарных государствах,подобно фашистскому или советскому. В плановой экономической системе государство и экономика неразделимы, поскольку государство выступает собственником средств производства, недр, полезных ископаемых, а также и произведенного продукта, который оно распределяет.
В рыночной экономикегосударству отводится более скромная роль. Развитие рынка показывает, что чем меньше правительство вмешивается в хозяйственную жизнь, тем лучше для экономики. Когда министр финансов Франции Жан Батист Кольбер (1619 - 1683) на встрече с предпринимателями спросил их: "Господа, что я могу сделать для вас?", то получил неожиданный ответ: "Молитесь и не делайте ничего. Позвольте нам действовать самим (laiser nous faire)". Однако даже основоположник рыночной экономики шотландец Адам Смит (1723 - 1790) допускал необходимость государственного вмешательства в целях: 1) обеспечения национальной обороны; 2) отправления правосудия; 3) организации общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; 4) образования юношества; 5) сбора налогов для оплаты нужд государства.
В связи с постоянным усложнением форм экономической деятельности, появлением новых потребностей, глобализацией экономики, экономическими кризисами, инфляцией, массовой безработицей даже самые успешные и крупные предприниматели не в состоянии справиться с этими проблемами в одиночку. Решение подобных вопросов берет на себя правительство. У государства появляются новые экономические функции, позволяющие ему вмешиваться й косвенной форме даже в процесс ценообразования, например посредством регулирования процента, взимаемого банками за кредит.
В современной экономической теории существует два подхода в отношении форм и пределов государственного вмешательства в экономику:
- одни ученые настаивают на том, что государство должно решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов;
- другие, напротив, предостерегают от такого прямого вмешательства и ограничивают функции государства исключительно созданием "пра-ВИЛигры" (законов) и контролем за их соблюдением.
Однако ни первые, ни вторые не отрицают необходимости регулятивного воздействия государства на экономическую систему.