Школа интегральной социологии Питирима Сорокина (1889 -1968)
Наибольший вклад в развитие русской социологии внес Питирим Александрович Сорокин, стремившийся привнести в социологию все достижения философии, культурологии, этики, психологии и других наук. Благодаря этому его учение получило название "Интегральной социологии".
Самое серьезное внимание П. Сорокин уделял предмету и методологии науки. Он полагал, что социология - это наука, изучающая "совокупность людей, находящихся в процессе общения". Природа социального состоит "в связи, имеющей психическую природу и реализующейся сознании индивидов".
Простейшей моделью социального явления выступает, по Сорокину, взаимодействие индивидов. Элементами взаимодействия являются индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции), то есть язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидаристические, односторонние и двусторонние, шаблонные и нешаблонные.
Сорокин полагал, что социология,будучи наукой о "поведении людей, живущих в среде себе подобных", одновременно выступает как теория "социального поведения", основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция - реакция). Вся социальная жизнь, по его мнению, это бесконечная цепная реакция акций-реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. На этом основании Сорокин выделял три вида акций-реакций: а) дозволенные действия - должные реакции; б) рекомендуемые действия - награды; в) запрещенные действия - кары.
Важными являются размышления Сорокина о структуре социологии как науки. Он выделял в ней четыре раздела:
- первый - обшее учение об обществе (определение общества, социального явления; анализ процесса взаимодействия; формулирование основных социальных законов; история социологии и характеристика современных социологических учений о методах социологии;
- второй - соииальная механика (исследование закономерностей социальных явлений, формулирование статистических законов общества);
- третий - соииальная генетика (учение о происхождении и развитии общества и его институтов: хозяйства, права, религии, языка, семьи, искусства и др.; об основных исторических тенденциях поступательного развития общества);
- четвертый - соииальная политика - чисто практическая, прикладная дисциплина, формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, то есть "социальная медицина или учение о счастье".
На основании разработанных внутренней структуры и метода ученый приходит к выводу о том, что социология рассматривает общество как социокультурную систему в целом, в единстве и взаимосвязи всех ее сторон.
Общество как целостная система находится в состоянии изменения и развития. Сорокин выделял два типа развития: эволюционное (нормальное) и революционное (отклонение от нормального хода истории).
Социальная эволюцияолицетворяет по-настоящему прогрессивные изменения в обществе, поскольку основана на развитии знания, мира, справедливости, кооперации и любви. Сорокин формулирует необходимые требования, которые должны соблюдаться при осуществлении реформ: реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам; любой практической реализации реформ должно предшествовать тщательное научное изучение конкретных социальных условий; каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе и только после того, как он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы могут быть увеличены; реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами.
Следование этим требованиям способно обеспечить достижение главной цели общественного прогресса - счастья.
Социальная революция,по Сорокину, - это необычная болезнь, "худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс", ибо "чего бы она ни добилась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой". Он признавал объективный характер причин социальной революции, хотя и относился крайне негативно к этому способу социальных преобразований.
Сорокин выделял три группы причин:
растущее подавление базовых инстинктов большинства населения -таких, как, например, пищеварительный (голод), инстинкт самосохранения (убийства, массовые> экзекуции, кровавые зверства), собственнический инстинкт (нищета, бедность, особенно на фоне богатства других);
всеобщий характер такого подавления; неэффективная деятельность сил общественного правопорядка.
Революция проходит в своем развитии две стадии. На первой стадии происходит сумасшедший выход энергии, обусловленный подавлением базовых инстинктов. Вторая - контрреволюция - представляет собой стадию реакции или обуздания. На этой стадии происходит истощение энергетического запаса человеческого организма. Усталость усиливается голодом и нуждой, которые препятствуют восстановлению энергии, затраченной на первой стадии революции. Это порождает индивидуальную апатию, индифферентность, массовую пассивность.
Пройдя через революцию, общество вновь возвращается к нормальному типу развития. Смысл человеческого общества, индивида заключается в приспособлении к среде своего обитания, нахождении для этого наиболее эффективных форм. Таким образом, устанавливается социальный порядок.
Одной из основ социального порядка является достижение социального равенства,предотвращающего антагонизм интересов. Сорокин дает два значения термина "равенство". Первое - абсолютное равенство индивидов, их тождество, что "утопично, неосуществимо, ретроградно и социально вредно". Второе - равенство в смысле обеспечения того или иного индивида социальными благами пропорционально его заслугам, то есть по принципу "каждому по заслугам", "каждому по мере применения сил и способностей", "каждому по мере таланта".
Современные представления о равенстве акцентируют внимание на критерии измерения заслуг и определения доли причитающихся благ. Прежде критерий был не индивидуальным и не общеприменимым, ибо подлинная ценность индивида определялась высотой социального положения той группы (рода, касты, сословия), из лона которой он вышел (раб, судра не мог стать господином, брамином). Теперь степень заслуг человека определяется его личными качествами, индивидуальным вкладом, и поэтому их критерий индивидуален и.общеприменим.
В этой связи происходит падение наследственных привилегий (или бесправия), а также религиозно-юридической основы дифференциации общества. Теперь личность является самоцелью, выступает таковой и оценивается как таковая. Лозунг "каждому по заслугам" тот же, но содержание его существенно изменилось, так как он призывает к распределению благ совсем по иным основаниям.
В связи с этим Сорокин отвергал марксистское понимание социального равенства как равенства результатов, которое может быть достигнуто путем уничтожения классов и всех социальных различий.
Сорокин является основоположником теории социальной стратификации.Главная заслуга ученого состояла в том, что он предложил всеобъемлющие критерии и принципы расслоения общества. Сорокин заметил, что индивиды способны группироваться в многочисленные системы взаимодействия. Эта принадлежность человека к ряду систем взаимодействия образует сложную систему координат, определяющих и характеризующих его социальное положение.
Для определения социального статуса Сорокин использует "метод социальных координат согласно которому чем шире информация о человеке (член профсоюза, религиозной общины, политической партии, клуба и пр.), тем точнее вырисовываются мотивы его социального поведения и роль в обществе, его социальное положение - "множественность душ индивида", как говорит Сорокин.
Из всего многообразия социальных групп по степени влияния на общественный прогресс можно выделить доминирующую. Таковой является та, которая обладает рядом признаков: 1) наиболее представительна по своей численности; 2) солидарна; 3) хорошо организованна; 4) широко распространена; 5) обладает совершенным техническим аппаратом.
Основываясь на такой система координат, Сорокин дифференцирует группы на следующие виды:
элементарные - объединенные каким-либо одним признаком (например, религией);
кумулятивные - объединенные двумя и более признаками (например, профессией, занятием, убеждениями и т. д.), к которым он относит класс, нацию, партию и т. д.; сложные конгломераты элементарных и кумулятивных групп (например, население страны или все человечество).
Единство социальных групп основано на функциональных связях, возникающих благодаря взаимодействию трех элементов: индивида, акта, смысла.
Стратификация общества может быть произведена на различных основаниях: функциональном - позволяет выделять управляющих и управляемых; экономическом - делит общество на бедных и богатых; профессиональном - выделяет престижные и непрестижные виды деятельности и т. д.
В соответствии с формами расслоения каждая из групп вознаграждается за выполнение своих функций. Однако никогда в обществе не будет согласия относительно справедливости распределения благ. По этой причине у индивида возникает потребность изменить свой статус, переместиться вверх по социальной лестнице. И придя к такому выводу, Сорокин создает теорию социальной мобильности,под которой он понимал: 1) перемещение индивида из одной социальной группы в другую; 2) исчезновение одних групп ипоявление других; 3) исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и замена их другими.
Возможность перемещения индивида как по вертикали, так и по горизонтали является свидетельством открытости социальной системы.
Питирим Александрович Сорокин был не только выдающимся ученым, но и великим гуманистом. Свое политическое завещание грядущим поколениям он изложил в знаменитых трех уроках:"Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь же прекрасно, ибо жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы - вот мой второй урок. А третий - насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного и ни даже материального царствия на земле".