Билет №3 Позитивистская социология О. Конта

Билет №5. Классический этап в развитии

Социологии. Социально-философская

Теория марксизма

Вторая половина XIX — первые десятилетия XX в. ста­ли для социологии классическим этапом, который харак­теризуется ее институционализацией, т. е. окончательным самоопределением, созданием классических парадигм (на­учно-теоретических моделей), ставших фундаментом соци­ологии, выделением специальных социологических теорий. Временные рамки этого этапа не бесспорны. В литературе классический этап социологии иногда начинают с О. Кон-та, довольно часто сК. Маркса, но следует учесть, что со­циологическое прочтение Маркса — как основоположни­ка социологии, теоретика социального отчуждения — было дано впоследствии (в период «марксистского ренессанса» 1960-х гг.) неомарксистами Франкфуртской школы, суще­ствующей с 1930-х гг. А Герберта Спенсера, по времени идеально вписывающегося в классический этап, иногда вме­сте с Контом относят к «протосоциологии» (предсоциоло-гии), считая, что эти ученые поставили, но не решили за­дачу перехода от умозрительной к верифицируемой, т. е. проверяемой, доказуемой теории.

Еще одна линия в развитии социологии связана с соци­ально-философской теорией марксизма,ее концепциями общественно-экономической формации, базисаи надстройки, классовой борьбы, социальной революции.Карл Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) еще с1840-х гг. про­водили, в связи со своей теоретической работой, конкрет­ные социологические исследования (анкетирование, наблюдения, анализ официальных документов и периоди­ческой печати) — о немецких виноделах, о положении ра­бочих на английских предприятиях и др. (например, рабо­та Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» 1845 г., которая является одной из первых в науке попыток конк­ретного социологического исследования, объединившего богатые эмпирические данные с масштабными теоретичес­кими выводами). Как"отмечал Ф. Энгельс, научные подхо­ды Маркса и ею самого включали собственно социологи­ческую компоненту, статистическую оценку социального процесса и его законов.

Главным фундаментальным трудом К. Маркса, в кото­ром материалистическое понимание истории получило всестороннее развитие, является четырехтомный «Капитал» (1843—1883 гг.). А впервые материалистическое понимание истории, как целостной конструкции, было разработано в совместной работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (1846 г.). Марксистское материалистическое по­нимание историиисходит из положения, что способ произ­водства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной систе­мы, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.

Теория общества, основанием которой является матери­алистическое понимание истории, признает действие мно­гих факторов. Производственные отношения— это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результата — государствен­ный строй и т. п., правовые формы, политические, юриди­ческие, философские теории, религиозные воззрения (над­стройка).

Обосновывая материалистическое понимание истории, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловле­но способом производства материальных благ и прежде всего производительными силами;что с их изменением ме­няется способ производства,а вместе со способом производ­ства — все экономические отношения, а затем и вся над­стройка общества.

Анализ производственных отношений дал им возмож­ность подметить повторяемость явлений общественной жизни; объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.

С созданием теории общественных формаций, разрабо­танной Марксом, появилась возможность рассматривать каждую стадию общественного развития в ее реальной це­лостности как особый социальный организм. Обществен­ная формация — основа того общественного бытия, кото­рое, с одной стороны, определяет сознание, характер содержания социальной деятельности людей, а с другой, — сама является ее результатом. Переход от одной обществен­ной формации к другой объясняется теорией конфликта, высшим проявлением которого является классовая борьба и социальная революция (работы Маркса: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», 1852 г.; «Гражданская война во

Франции», 1871 г.; «Критика Готской программы», 1875 г.; работа Энгельса «Крестьянская война в Германии», 1850 г.).

Социальный детерминизм Маркса — это одна из теорий, объясняющих процессы взаимодействия общества и лично­сти. Она противостоит рассуждениям об обществе и лич­ности вообще. Так, «пороки» общества детерминируются не «испорченностью» человеческой природы, а самим обще­ством.

Признание объективной неизбежности исторического процесса перехода общества от одного качественного состо­яния к другому не означает отрицания сознательной дея­тельности, участия людей в ломке старых и создании новых общественных отношений. Напротив, научное понимание объективных закономерностей развития и функционирова­ния общества создает предпосылки для действительно со­зидательной, целеустремленной деятельности человека.

В 1884 г. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой применил материалистическое понимание общественной жизни к истории первобытного общества. Эта работа Ф. Энгельса является значительным вкладом в развитие материалисти­чески трактуемой антропологии.

Роль К. Маркса и Ф. Энгельса в развитии социологии еще требует уточнения и переосмысления, освобождения от идеологических подходов и предубеждений.

Макса Вебера

М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, основопо­ложник «понимающей» социологии и теории социального дей­ствия,применивший ее принципы к экономической исто­рии, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснова­ние возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотно­шений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».

В качестве необходимой предпосылки социологии Ве­бер ставит не «целое» (общество), а отдельного осмыслен­но действующего индивида. Согласно Веберу, обществен­ные институты — право, государство, религия и т. д. — должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действи­ях. Он отрицал идею, что общество первичнее составляю­щих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

Но Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он счита­ет «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов». Без этого введе­ния, т. е. ориентации на другое действующего лицо или со­циальные институты общества, его бы теория осталась классической «моделью робинзонады», где в действиях индивида нет никакой «ориентации на другого». В этой «ориентации на другого» получает свое «признание» и «со­циально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д. Отсюда «признание» — «ориентация на другого» — становится одним из центральных методологических прин­ципов социологии Вебера.

Социология, ззр Веберу, является «понимающей», по­скольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обрета­ют характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъек­тивно подразумеваемого смысла» и отнесение его к пове­дению других людей — необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечал Вебер.

Предметом социологии должно, по мнению Вебера, стать не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Ибо характер массового движения в значительной мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды.

Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.

1. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель рас­считывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели и т. д.

2. Ценностно-рациональное действие подчинено созна­тельной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловно соб­ственную ценность (самоценность) определенного поведе­ния, взятого просто как таковое независимо от успеха.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональ­ным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, обыча­ями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Как отмечал Вебер, описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориента­ции человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными.

Стержнем веберовской «понимающей» социологии яв­ляется идея рациональности,нашедшая свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капитали­стическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализация труда, денежного обращения и т. д.), ра­циональной политической властью (рациональный тип гос­подства и рациональная бюрократия), рациональной рели­гией (протестантизм).

Функции социологии

Социология выполняет многообразные функции, в ко­торых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три ос­новные: теоретико-познавательную, практически-политичес­куюи идейно-воспитательную.Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключаю­щим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функциипозволя­ет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, ос­новных направлениях и тенденциях, путях, формах и ме­ханизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на ос­нове внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития са­мого объекта познания этой науки — социальной действи­тельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специаль­ным социологическим теориям.

Практически-политическая функциясоциологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием со­циальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, обще­человеческих ценностей. И здесь обогащение и совершен­ствование теории не самоцель, а необходимая предпосыл­ка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретиче­ских основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпириче­ские и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое зна­чение имеют в этой связи социальное предвидение, плани­рование и прогнозирование как конкретные формы реали­зации практически-политической функции социологии. Поэтому еще выделяются такие функции социологии: со­циальное проектирование и конструирование; управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).

Идейно-воспитательная.Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы, слои и груп­пы широко используют социологические исследования и их результаты (нередко в средствах массовой информации) для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых целей и интересов, для обоснования своей по­литики и оправдания своей практической деятельности.

Основные элементы культуры

Знаки и символыпредставлены главным образом в язы­ке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык— это объективная форма ак­кумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Выступая средством человеческого общения (комму­никативная функция), язык обеспечивает социальное по­ведение человека.

Ценности— это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они состав­ляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других тре­бований, предусматривают сохранение человеческой жиз­ни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодей­ствуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному твор­честву, аскетизму), и каждый общественный строй устанав­ливает, что является ценностью, а что не является.

Правила— регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

А социальные нормымогут представлять собой стандар­ты поведения. Социальные наказания или поощрения, спо­собствующие соблюдению норм, называются санкциями.Наказания, удерживающие людей от определенных поступ­ков, называются негативными санкциями.К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями(например, денежное вознаграждение, наделе­ние властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на осно­ве норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляют­ся в результате многократного повторения. Привычки— это установившаяся схема (стереотип поведения в определен­ных ситуациях).

Манеры— внешние формы поведения человека, полу­чающие положительную или отрицательную оценку окру­жающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Манеры составля­ют этикет. Этикет — принятая в осо­бых социальных кругах система правил поведения, состав­ляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай— традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. В роли обычая могут выступать различ­ные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколе­ния к другому, они превращаются в традиции. Традиции— элементы социального и культурного наследия, передаю­щиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в опре­деленном сообществе, социальной группе в течение дли­тельного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к тра­диции приводит к наруйению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений челове­чества. Слепое жашреклонение перед традицией порожда­ет консерватизм ж застой в общественной жизни. Тради­ция— все то, что унаследовано от предшественников.

Ритуал, Обряд.

Билет №3 Позитивистская социология О. Конта

Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад в на­уку отнюдь не ограничен введением термина «социология», неожиданно резко противопоставил новую дисциплину философии. Основная идея Конта — отделение «науки» от «метафизики» и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюде­нию. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фак­торов, их функционирования в рамках больших целостно-стей, больших систем. Высшим видом систем он полагал общество, человечество. Социологическая теория Конта со­стоит из двух частей: «социальной статики»и «социальной динамики».Основной интерес французского мыслителя направлен на динамику. Первичный фактор социальной динамики — духовное, умственное развитие. К вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливаю­щий разделение труда и пробуждающий развитие интеллек­туальных и моральных черт человека.

Предметом исследования О. Конта было общество, не­разрывно связанное с послереволюционной ситуацией в социальных отношениях, в сфере порядка и прогресса. Это напряжение, которое тогдашняя общественность восприни­мала как два вида закономерностей «естественной» системы общества, представленных как две части социологии — со­циальная статика и социальная динамика. Социальная ста­тика имеет дело с порядком, который понимается как гар­мония элементов, основывающихся на отношениях общности. Социальная статика выделяет «структуру кол­лективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствую­щие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи и общества. Семейные отношения и разделение тру­да — это основные отношения общественного порядка. Об­щественный консенсус в теории Конта — «основная идея социальной статики». Основной же закон социальной дина­мики («закон прогресса») заключается в том, что каждый подъем духа вызывает — в силу всеобщего консенсуса — со­ответствующий отклик во всех без исключения обществен­ных областях — искусстве, политике, промышленности. Дух везде играет руководящую роль, образуя силовой центр

социальной эволюции. Развитие и состояние общества, по , Конту, определяют не материальные изменения, а духовно-моральные условия и отношения между людьми. О. Конт считал, что историческая логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из ко­торых имеет предшествующей необходимую предпосылку: математика —» астрономия —> физика —» химия —> биоло­гия —> социология. Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена против умозрительного теорети­зирования социальной философии и философии истории, на создание «позитивной социальной науки» столь же до­казательной и общезначимой, как естественнонаучные те­ории, основанные на фактах в их связи, изучаемых мето­дами наблюдения, сравнения, эксперимента, точного измерения. Позитивисты рассматривали общество как эво-люционизирующий социальный организм, законы которо­го имели общность с природными. Социологию Конта можно рассматривать как попытку понять устройство об­щества, его политико-динамическую структуру с помощью научных методов. На формирование такого образа общества большое влияние оказал опыт революции; прагматический проект общественного устройства утверждался на научном прогрессе. Наука должна была заменить собой произвольный авторитет королей и стать основой для разумного обществен­ного порядка. Научное знание, согласно представлениям Конта и его предшественников — ученых-энциклопедистов (Д. Дидро и др.), выступает в качестве единого целого. За­коны природы должны распространяться и на человечес­кое общество. Единство всех наук раскрывает единство за­конов. Контовская социология является положительной наукой, подобной естественным наукам. Огюст Конт может считаться основателем социологии, поскольку он не толь­ко занялся изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для будущей академи­ческой институционализации социологии как отдельной науки.

Две идеи, берущиегначало в работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) примене­ние научных метбдЪв для изучения общества; 2) практичес­кое использование науки для осуществления социальных реформ.

Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной фило­софии» (1842), «Система позитивной политики» (1850—1854).

Наши рекомендации