Позитивистская социология о. конта
Впервые термин "социология" в научный оборот ввел французский мыслитель Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии". Социология, по мнению Конта, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи. Позитивными он называл знания, "истинно доступные нашему уму и полезные для нас".
В противоположность мистическому, идеалистическому отражению социальной жизни Конт стремился создать научную дисциплину, которая объективно, на основе наблюдения и эксперимента, подобно естественным наукам, будет формулировать закономерности развития общества. Только положительные знания о причинах и механизмах взаимодействия индивидов, групп помогут преодолеть конфликты, антагонизм, кризисы, войны.
Позитивистское учение Конта об обществе включает в себя ряд фундаментальных положений.
По аналогии с физикой ученый рассматривал общество в терминах порядка и прогресса. Порядок понимался им как симметричность и уравновешенность групп и членов общества, объединенных общими идеями И целями. В связи с этим причиной великого политического и морального кризиса современного ему общества, по мнению Конта, являлась умственная анархия, состоявшаяся в отсутствие согласия среди людей относительно норм и принципов нового социального порядка.
Прогресс, по Конту, выражался в использовании знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем, достижения "всеобщего согласия" разнородных интересов групп, индивидов и оптимизации отношений между ними. Однако вмешательство в естественный ход общественной эволюции возможно лишь на основе системы знаний, которая сложилась благодаря точной оценке действительных фактов: мыслей, чувств, мнений и действий людей.
Конт понимал общество как живой организм, обладающей собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага. По этой причине социология, претендующая на целостный анализ общества, включает в себя: социальную статику и социальную динамику, которые отражают различные стороны в развитии общества.
Социальная статикарассматривает общество с точки зрения построения, выделения основных элементов структуры общества и их взаимосвязей, определения условий его оптимальной организации, достижения социальной гармонии и общественного порядка. Конт исходил из того, что понять место и роль отдельного элемента общества можно лишь в контексте его полезности для достижения общественного блага. Расчленяя общество как живой организм на отдельные органы, Конт выделяет его структурные элементы и социальные институты.
Анатомию современного общества составляют, по мнению Конта, четыре класса:
- к первому классу следует отнести представителей научного, философского и эстетического видов деятельности; этот класс занимает высшее положение в социальной структуре;
- второй класс образуют представители производства и торгово-финансовой сферы (банкиры, торговцы и предприниматели);
- третий составляют земледельцы;
- четвертый - рабочие.
Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Положение, которое занимают капиталисты, полагает Конт, создалось не вследствие злоупотребления силой или богатством, а вследствие общего характера их функций в обществе.
Деятельность и ответственность рабочего менее значительны и уже, нежели у работодателя. Поэтому существующая подчиненность естественно проистекает из разделения труда, хотя она связана также и с различными индивидуальными особенностями людей, их врожденными склонностями. Одни имеют врожденную склонность командовать, считает Конт, а другие - повиноваться. Поэтому индивидуальные склонности находятся в гармонии с состоянием социальных отношений в целом, общая субординация является неизбежной и необходимой.
Однако автоматически достичь органического единства, социального согласия этим группам не удается без помощи социальных институтов. Конт выделяет три социальных института: семью, государство и религию, являющихся гарантами социальной гармонии.
Основным элементом социальной структуры Конт считал семью, являющуюся первичной "клеточкой" общества, естественной основой всех' отношений: неравенства полов и поколений, господства и подчинения. Именно благодаря семье преодолевается врожденный эгоизм человека, вырабатываются социальные умения и навыки сосуществования с себе подобными, понимание необходимости подчинения индивидуальных интересов общественной пользе.
Главная задача государства, по Конту, состоит в том, чтобы предупреждать "фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах". Оно является гарантом общественного порядка, выразителем "общественного духа".' Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством своих властных предписаний, следование которым является священным долгом каждого члена общества.
Однако социальную солидарность можно достичь благодаря духовному, моральному единству, основой которого является религия. Религиозные убеждения формируют общие цели, на основе которых складывается социальный порядок. Вера в его правильность и необходимость придает устойчивость социальным институтам и связям.
Социальная динамикаформулирует теорию общественного развития, в основе которой лежит "прогресс духа". По мнению Конта, изменения в обществе обусловлены множеством факторов. Однако главным среди них является "состояние человеческих умов". Он полагал, что поскольку "идеи управляют и переворачивают мир", то прогресс человеческого разума составляет исходную основу социального развития.
Конт выделял три ступени развития человеческого разума, которым соответствуют определенные формы хозяйства, политики, общественной организации, и три стадии исторического прогресса: теологическую, метафизическую и позитивную.
Первая стадия - теологическая (с древности до 1300 г.) - делилась Контом на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. На этапе фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. В период политеизма жизнью наделялись "фиктивные существа" (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма принесла единобожие в лице христианства. В целом теологическая стадия характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов.
Вторая стадия - метафизическая (1300 - 1800 гг.), которую Конт именует как критическую, переходную. Это обусловлено тем, что в этот период происходит разрушение католицизма, старых верований и связанного с ними общественного порядка. В духовной сфере на первый план выдвинулись философы-метафизики, а в политической - юристы, литераторы, публицисты. Сыграв положительную роль в разрушении неравенства и католицизма, в ниспровержении "реакционной, ретроградной аристократии", эта эпоха, по мнению Конта, в свою очередь, породила другие крайности - революцию, "анархическую республику", индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества.
Третья стадия - позитивная (XIX в.) - характеризуется распространением наук, повсеместным развитием ремесел и промышленности. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жизни, на смену аристократии приходит социократия - правление ученых, владеющих социологическими знаниями. В центр духовной жизни выдвигаются ученые, философы-позитивисты и деятели искусства, а на место старой, традиционной религии приходит позитивизм как "религия человечества" с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Управлением же хозяйством должны быть заняты промышленники и технические специалисты.
Не умаляя заслуг Конта в выделении и становлении социологии как самостоятельной науки об обществе, заметим, что он не сумел четко сформулировать предмет и метод науки. Можно отметить две причины, которые препятствовали этому. Во-первых, неправомерное отождествление социальных и физических явлений, что привело к автоматическому перенесению методов и законов естественных наук на познание общества. Во-вторых, игнорирование роли и значения общей теории в объяснении социальных процессов и абсолютизация эмпирических данных, социальных фактов, что превращало социологию не в систему знаний, а в мозаику отдельных социальных фактов.
Эти недостатки были преодолены благодаря усилиям немецких социологов К. Маркса и М. Вебера, а также французского ученого Э. Дюркгейма.