Социальная мысль эпохи Возрождения и Нового времени
Новым этапом в развитии социальной мысли явилась эпоха Возрожде-ния. В работах Эразма Ротердамского, Томаса Мора, Мишеля Монтеня формируется модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регламентировались божественным промыслом и традициями.
Особое место среди этих работ занимает "Государь" итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469 - 1527). В нем общество анализируется не в контексте социальной структуры, а сквозь призму поведения конкретного человека - политического лидера. Макиавелли освобождает социальные науки от религии и морализаторства. На смену рассуждениям о желаемом он приносит непосредственное наблюдение за фактами, позволяющее изучать социальную жизнь как физическую реальность. Объективное изучение наблюдаемых фактов (действий, поступков людей) позволило Макиавелли сформулировать законы, объясняющие общественные явления. Он выделяет ряд законов:
во-первых, поведение людей обусловлено стремлением к власти, поскольку она предоставляет возможность обладания богатством, статусом, престижем;
- во-вторых, правитель, стремящийся к поддержке подданных, должен знать их чаяния;
- в-третьих, эффективность политического лидера опирается на умелое сочетание таких средств властвования, как любовь и страх, при доминирующей роли последнего;
- в-четвертых, подданные могут простить правителю все его жестокости, даже смерть своих близких, кроме лишения их имущества;
- в-пятых, умный правитель не должен выполнять все обещания, которые он дал своим подданным. В политике правит целесообразность, а не мораль. Если выполнение обязательств выгодно правителю, то их следует исполнить. Однако эффективный лидер должен опираться на принципы: "Цель оправдывает средства", что означает - все средства хороши в достижении поставленной цели.
Социальные воззрения Ш.Л. Монтескье. Непосредственным праотцом социологической науки принято считать французского философа Шарля Луи Монтескье, который изложил свои взгляды в работе "О духе законов". Социальные институты (государство, законы, право) он изучал, используя методы сравнения и наблюдения. Это позволило ему сформулировать естественные и политические законы, которые обусловливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления.
Среди естественных законов, действующих в догосударственном обществе, он выделил: а) мир как первый естественный закон; б) хозяйственная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище; в) стремление к общению и т. д.
Политические законы, диктующие выбор форм правления, отражают влияние природных факторов: климата, почвы, ландшафта. Так, по мнению Монтескье, в странах с холодным климатом люди крепче, уравновешеннее, нравственнее; в жарких, напротив, - расслабленные и малодушные. Климат определяет различия в потребностях, которые обусловливают различия в образе жизни, а последний вызывает расхождение в законах.
На форму правления влияет размер территории. Демократия возможна на маленьких, пространствах, средние по территории государства выбирают монархии, а большие территории - деспотии.
Монтескье вывел закономерность, состоящую в том, что на ранних этапах развития человечества определяющими являются природные факторы, а позднее - социальные, идеологические и политические (идея гражданской свободы, принцип равновесия и разделения властей и т. д.).
3. Становление социологии как научной дисциплины
Возникновение социологии как самостоятельной науки было подготовлено рядом факторов. Во-первых, выделению ее из обществознания способствовало развитие социальной мысли на протяжении всей истории человечества.
Во-вторых, промышленное развитие западных стран в первой половине XIX в. заметно активизировало внимание к социальным последствиям промышленной революции (как позитивным, так и негативным: нищете, ограниченности ресурсов, голоду, социальным конфликтам и др.). Переход от мануфактуры к системе машин (фабрикам, заводам) востребовал новый тип работника, с новыми потребностями, системой ценностей, способного работать на сложной технике.
В-третьих, рыночные отношения формируют новую социальную структуру, основанную на экономическом неравенстве, проникают в политику и культуру, существенно усложняют все сферы жизнедеятельности общества. В условиях нарастающего антагонизма интересов буржуа и пролетариев возрастает потребность в социальном порядке, выработке механизмов управления социальными процессами. Для того чтобы их создать, необходимо было объяснить поведение людей, их стремление создавать ассоциации, вступать во взаимодействие и прогнозировать их возможные последствия.
Такой наукой, объективно изучающей социальную действительность, так же как естественные науки - физическую, стала социология.