Социальная мысль эпохи Возрождения и Нового времени

Новым этапом в развитии социальной мысли явилась эпоха Возрожде-ния. В работах Эразма Ротердамского, Томаса Мора, Мишеля Монтеня фор­мируется модель общества, напоминавшего общину, где порядок и мораль­ные устои регламентировались божественным промыслом и традициями.

Особое место среди этих работ занимает "Государь" итальянского мыс­лителя Никколо Макиавелли (1469 - 1527). В нем общество анализируется не в контексте социальной структуры, а сквозь призму поведения конкретного человека - политического лидера. Макиавелли освобождает социальные науки от религии и морализаторства. На смену рассуждениям о желаемом он приносит непосредственное наблюдение за фактами, позво­ляющее изучать социальную жизнь как физическую реальность. Объектив­ное изучение наблюдаемых фактов (действий, поступков людей) позволило Макиавелли сформулировать законы, объясняющие общественные явления. Он выделяет ряд законов:

во-первых, поведение людей обусловлено стремлением к власти, по­скольку она предоставляет возможность обладания богатством, стату­сом, престижем;

- во-вторых, правитель, стремящийся к поддержке подданных, должен знать их чаяния;

- в-третьих, эффективность политического лидера опирается на умелое сочетание таких средств властвования, как любовь и страх, при доминирующей роли последнего;

- в-четвертых, подданные могут простить правителю все его жестокости, даже смерть своих близких, кроме лишения их имущества;

- в-пятых, умный правитель не должен выполнять все обещания, кото­рые он дал своим подданным. В политике правит целесообразность, а не мораль. Если выполнение обязательств выгодно правителю, то их следует исполнить. Однако эффективный лидер должен опираться на принципы: "Цель оправдывает средства", что означает - все средства хороши в достижении поставленной цели.

Социальные воззрения Ш.Л. Монтескье. Непосредственным праот­цом социологической науки принято считать французского философа Шарля Луи Монтескье, который изложил свои взгляды в работе "О духе законов". Социальные институты (государство, законы, право) он изучал, используя методы сравнения и наблюдения. Это позволило ему сформу­лировать естественные и политические законы, которые обусловливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления.

Среди естественных законов, действующих в догосударственном об­ществе, он выделил: а) мир как первый естественный закон; б) хозяйст­венная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище; в) стремление к общению и т. д.

Политические законы, диктующие выбор форм правления, отражают влияние природных факторов: климата, почвы, ландшафта. Так, по мнению Монтескье, в странах с холодным климатом люди крепче, уравновешеннее, нравственнее; в жарких, напротив, - расслабленные и малодушные. Кли­мат определяет различия в потребностях, которые обусловливают разли­чия в образе жизни, а последний вызывает расхождение в законах.

На форму правления влияет размер территории. Демократия возможна на маленьких, пространствах, средние по территории государства выби­рают монархии, а большие территории - деспотии.

Монтескье вывел закономерность, состоящую в том, что на ранних этапах развития человечества определяющими являются природные фак­торы, а позднее - социальные, идеологические и политические (идея гражданской свободы, принцип равновесия и разделения властей и т. д.).

3. Становление социологии как научной дисциплины

Возникновение социологии как самостоятельной науки было подго­товлено рядом факторов. Во-первых, выделению ее из обществознания способствовало развитие социальной мысли на протяжении всей истории человечества.

Во-вторых, промышленное развитие западных стран в первой поло­вине XIX в. заметно активизировало внимание к социальным последствиям промышленной революции (как позитивным, так и негативным: нищете, ограниченности ресурсов, голоду, социальным конфликтам и др.). Переход от мануфактуры к системе машин (фабрикам, заводам) вос­требовал новый тип работника, с новыми потребностями, системой цен­ностей, способного работать на сложной технике.

В-третьих, рыночные отношения формируют новую социальную структуру, основанную на экономическом неравенстве, проникают в по­литику и культуру, существенно усложняют все сферы жизнедеятельности общества. В условиях нарастающего антагонизма интересов буржуа и пролетариев возрастает потребность в социальном порядке, выработке механизмов управления социальными процессами. Для того чтобы их создать, необходимо было объяснить поведение людей, их стремление создавать ассоциации, вступать во взаимодействие и прогнозировать их возможные последствия.

Такой наукой, объективно изучающей социальную действительность, так же как естественные науки - физическую, стала социология.

Наши рекомендации