Этапы становления и развития социологии
Социология как наука, изучающая строение, развитие и функционирование человеческого общества, появилась скромно, без громких деклараций в XIX в. в Европе. Первоначально различные формы общества описывали философы. Если древнегреческий мыслитель Платон (427 -347 гг. до н. э.) рассматривал общество с помощью абстрактного и дедуктивного методов, то его ученик Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) для анализа общественных явлений использовал эмпирические наблюдения. Позже французы Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) и Анри де Сен-Симон (1760 - 1825) и шотландец Адам Фергюссон (1723 - 1816) применяли для этого политические и экономические термины.
Однако родоначальником социологии, как мы уже отмечали выше, считается французский ученый ОгюстКонт, определивший предмет и метод социологии. Он считал, что социальные явления, поведение людей подчиняются действию определенных законов. О. Конт сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества,в основе которого лежит "прогресс духа", прогресс человеческого разума:
- первая стадия - теологическая, дающая сверхъестественное объяснение природным явлениям; длилась с древнейших времен до 1300 г.;
- вторая стадия - метафизическая (1300 - 1800 гг.), для которой характерно разрушение старых верований и порядков;
- третья стадия - научная или позитивная, характеризуемая распространением наук, ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности.
В социологии О. Конт выделил два основополагающих раздела:
- "статику", то есть изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество;
- и "динамику" - анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса.
Относительно времени и авторства открытия социологии не существует единства мнений. И вопреки общепринятой точке зрения о том, что социология возникла в середине XIX в. и ее основателем был О. Конт, французский ученый Р. Арон считает, что открытие социологии как научной дисциплины следует вести с XVIII в. и ее родоначальником является Ш. Монтескье, поскольку тот "не предшественник социологии, а один из основоположников социологической доктрины".
Справедливости ради заметим, что процесс становления социологической науки был растянут во времени и введение термина "социология", столь удачно примененное О. Контом, прямо свидетельствует о ее фактическом открытии. Однако О. Конт настаивал на необходимости изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления. Он отрицал значение и роль общей теории в их объяснении.
Оформление социологии в самостоятельную науку произошло благодаря работам К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера, которые сформулировали теоретические основы изучения социальных явлений, опираясь на идеи предшественников социологической мысли.
Следовательно, процесс превращения социологии в самостоятельную науку можно условно разделить на три периода: 1) предысторию социологии, когда представления о человеке и обществе развивались в рамках социальной философии отличительной чертой этих воззрений является рассмотрение общества как неотъемлемой части природы, что и обусловливало несамостоятельность социальной мысли; 2) этап возникновения социологии как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и научный метод; 3) классический период - этап признания социологии как самостоятельной науки, когда были разработаны основные научные концепции, позволяющие объяснить природу социальных явлений.
Предыстория социологии
Задолго до возникновения социологии ученые и мыслители древности стремились познать как тайные механизмы, управляющие поведением человека среди других людей, так и причины, объединяющие их в общество. Среди первых мыслителей, попытавшихся выявить законы общественного развития, следует отметить "столпов социологической мудрости" -Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ш. Монтескье.
Социальная мысль античности.Она представлена главным образом работами греческих и римских мыслителей, хотя идеи, догадки, объясняющие различные стороны общественной жизни в форме поучений и наставлений, существовали и в странах Древнего Востока. Однако на Востоке социальная мысль в силу неразвитости материального производства была фрагментарна, излишне прагматична, она не приобрела форму теоретического знания. Напротив, в Древней Греции размышления об обществе носят системный, концептуальный характер, просматривается стремление сформулировать законы общественного развития.
Социальные воззрения Платона.Одним из первых, кто пытался сформулировать закономерности развития отдельных социальных институтов, таких, как государство, семья, право, выявить место человека в обществе был Платон.Его работу "Государство" в известной мере можно считать, первым трактатом по "общей социологии". В ней представлены законы строения общества (то есть теория социальной стратификации), его развития и функционирования.
Для понимания "социологических" воззрений Платона следует иметь в виду, во-первых, что он не различал понятий "государство" и "общество", считая их тождественными; и во-вторых, он дает философское объяснение природы государства, семьи, права, то есть не исходит в их понимании из анализа эмпирических фактов, а выявляет ее путем конструирования "идеального государства".
Будучи объективным идеалистом, Платон использует логико-понятийный подход при рассмотрении государства. В соответствии с ним государство понималось как отражение вечных идей (эйдосов) - идей справедливости, всеобщего блага. В идеальном государстве, по Платону, справедливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено занятие, наиболее соответствующее его природе. На основе данного критерия он формулирует свою теорию социальной стратификации, согласно которой определенные социальные различия между людьми носят характер иерархического ранжирования.
В соответствии с тремя началами человеческой души - разумным, яростным и вожделяющим - он делит население на три сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-земледельцев. Каждое сословие действует в соответствии со своей сущностью: философы-правители управляют государством; воины охраняют государство от беспорядков и агрессии; ремесленники и земледельцы обеспечивают первые два сословия предметами первой необходимости.
Развитие и функционирование идеального государства обусловлено наличием четырех добродетелей, которые должны быть присущи его гражданам: мудрость (ее носителями выступают философы-правители); мужество (ее олицетворяют воины-стражи): рассудительность и справедливость, свойственные всем гражданам.
Государство призвано создавать условия для добродетельной жизни максимального, числа граждан. С этой целью оно регулирует все сферы жизни граждан вплоть до заключения брака, рождения детей, устанавливает особую систему воспитания будущих правителей и стражей. В идеальном государстве отсутствует частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие, по Платону, противопоставляет частный и общественный интересы, развращает нравы людей, приводит к конфликтам.
Социальные воззрения Аристотеля Ученик Платона - Аристотель во многом отличался от своего учителя во взглядах на общество. Во-первых, вместо абстрактно-дедуктивного метода Платона Аристотель для анализа общества использовал эмпирико-сравнительный. Свои представления об обществе, государстве он основывал на эмпирическом наблюдении реально существующих городов-полисов (их было 158), которые описал в своей работе "Политика".
Принципиально важным для будущей социологической науки является его тезис о человеке как существе общественном - он называет его "политическим животным", то есть существом, инстинктивно стремящимся к совместному проживанию.
Государство, согласно Аристотелю, является самой совершенной формой человеческого общения, которая ограничивает проявления животных инстинктов людей. Оно создается для лучшей жизни граждан, постижения всеобщего счастья, воплощения справедливости и права. Поэтому государство первично по отношению к индивиду и к семье, из объединения которых оно складывается.
Совершенно иной подход у Аристотеля и к социальной структуре. Первичной "клеточкой" государства (и общества, поскольку Аристотель не различал эти понятия) является гражданин - безликая частица политической общности. К гражданам он относил свободных людей, которые занимаются управлением, военными и судебными делами. Им он противопоставлял рабов, удел которых - физический труд. Именно Аристотель одним из первых выявил обусловленность форм государства социальными различиями между людьми, общественным разделением труда.
Понимая непримиримость интересов имущих (управляющих) - и бедняков (управляемых), Аристотель стремится к преодолению недостатков "крайних" форм политического устройства (например, монархии и демократии) и поиску срединной, умеренной формы государства, которая отличалась бы стабильностью. Эту форму режима он называет политией, в основе которой лежат добродетель аристократии, богатство олигархии свобода демократии. Социальной базой политии является средний класс. который объединяет интересы зажиточных и неимущих, предохраняет общество от столкновения крайних полюсов социальной структуры -бедных и богатых. Следовательно, наилучшим является государство, большинство граждан которого составляют средний класс, стремящийся к добродетельной жизни, то есть совершенной деятельности.