Государственные границы, порядок их установления
Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.
Государственная граница РФ – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (Закон РФ «О Государственной границе РФ»).
Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.
Пути установления границы государства:
1) Делимитация (определение в договоре общего направления и положения границы) (договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту).
2) Демаркация (проведение линии границы на местности) (договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии, в которые входят их представители, обозначающие в соответствии с договором прохождение границы на местности, для чего сооружают специальные пограничные знаки и составляют документы о демаркации).
Документы о демаркации (протоколы (указывают места постановки пограничных знаков, описывают линию границы) и крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы).
Редемаркация (проверка существующей и демаркированной линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков).
Территориальные споры и допустимые способы изменения государственных границ и принадлежности территории.
Современное международное право дает для изменения границ основания, кᴏᴛᴏᴩые связаны с изменением принадлежности территории. В первую очередь, ϶ᴛᴏ осуществление народами и нациями права на самоопределение, при кᴏᴛᴏᴩом происходит разделение или воссоединение государств или народов, естественным следствием чего будет установление новых государственных границ или ликвидация старых. Во-вторых, ϶ᴛᴏ обмен небольшими участками территории между сопредельными государствами в целях установления более удобного положения линии границы на местности. Территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или действия норм международного права, договорных или обычных, определяющих юридическую принадлежность того или иного участка территории. Признание территориального спора есть и признание существования определенной территории, юридическая принадлежность кᴏᴛᴏᴩой точно или окончательно не установлена.
Способы разрешения пограничных конфликтов.
Не все разногласия образуют территориальный спор. При демаркации границы нередко возникают разногласия относительно установления линии границы на местности, кᴏᴛᴏᴩые разрешаются смешанными комиссиями сторон по демаркации границы. Не образует территориального спора и односторонняя территориальная претензия, при кᴏᴛᴏᴩой заявившее эту претензию государство не оспаривает норм международного права, определяющих положение линии границы или принадлежность определенной территории, но по каким-то причинам считает, что эта принадлежность должна быть изменена. Доказательства, применяемые для выявления истинного положения границы: 1) Положения договоров, устанавливающих данную границу, 2) Географические карты могут в определенной степени служить доказательством того или иного положения линии границы. 3)Первым доказательством отсутствия какого-либо признания границы или владения территорией будет заявление протеста. В территориальном споре - ϶ᴛᴏ протест одной стороны по поводу действий другой стороны в отношении спорной границы или территории(он предполагает юридически обоснованную позицию в отношении определенного положения границы и права на спорную территорию одной стороны и незаконность действий другой.
Международные реки.
Международные реки - те, что протекают по территории двух или более государств и неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств (Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амазонка и др.). Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании соглашения, заключенного между прибрежными странами, и в соответствии с его условиями. К несудоходному использованию международных рек относятся строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство лесосплав и т. П. Все вопросы несудоходного использования решаются или должны решаться на основе соглашения между прибрежными государствами. Единственным общим документом в этом отношении являются Хельсинкские правила 1966 года, которые содержат детально разработанные статьи по таким видам использования, как распределение вод, предотвращение загрязнения, лесосплав и др. В основе всех этих видов использования лежит следующий принцип: использование вод международной реки одним государством не должно наносить ущерб водам той же реки, протекающим в пределах другого государства. В ином случае необходимо заключение соответствующего соглашения. Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 года. Во многих международных договорах, регулирующих проблемы ирригации, подразумевается, что при использовании речных вод в этих целях одно прибрежное государство не должно наносить ущерб другому государству.