Государственные границы и способы их установления. Изменение государственных границ. Территориальные споры

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.

Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.

Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).

Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллельюили меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.

Согласно действующему Закону о государственной границе РФ, прохождение государственной границы РФ обычно устанавливается:

· на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

· на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

· на судоходных реках — посередине главного фарватера или тальвегу реки;

· на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки;

· на озёрах и иных водоёмах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;

· на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоёмах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до её затопления;

· на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озёра и иные водоёмы, — посередине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде (ст. 5 Закона о государственной границе РФ).

Территория государства может изменяться в результате:

- национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение,

- обмена государственными территориями по соглашению сторон;

- цессии - уступки требования (в настоящее время не используется);

- применение мер ответственности за агрессию.

За государствами, размещающими на территории другого государства по договору свои вооруженные силы, признается право юрисдикции в отношении личного состава войск, его имущества.

Понятие "территория, на которую распространяется национальная юрисдикция" является более широким, чем "государственная территория". Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (прилежащая зона, континентальный шельф, экономическая зона).

Государственные границы, разделяющие территории соседних государств или отделяющие государственную территорию от негосударственной, должны быть международно-признанными и международно-установленными.

Международно-прuзнанные межгосударственные границы - это те, прохождение которых согласованно сопредельными государствами. Границы являются установленными, когда они делимитированы, т. е. когда линия их прохождения обозначена на картах (обычно достаточно крупного масштаба), составляющих неотъемлемую часть межгосударственного договора, а также демаркированы, т. е. проведены и обозначены, если это возможно, на местности и описаны в протоколах о демаркации.

Территориальный спор — международный спор между двумя или несколькими государствами по поводу юридической принадлежности определённой территории[1]. Каждая из сторон в споре утверждает, что данная территория является её собственностью, так как она осуществляла либо осуществляет свою власть на данной территории. Территориальный спор считается таковым, когда все из спорящих сторон признали его существование. В общем случае, однако, по мнению Международного суда ООН, выраженному в решении по конкретному делу, «Недостаточно одной стороне в спорном деле заявить, что спор её с другой стороной существует. Простого заявления недостаточно для доказательства наличия спора, так же как и простого отрицания недостаточно для доказательства того, что такого спора не существует».

Признание государством существования территориального спора по поводу некоторой территории одновременно представляет собой признание того, что юридическая принадлежность данной территории точно или окончательно не установлена.

Основой для возникновения территориального спора являются территориальные разногласия. Под таковыми понимаются разногласия по поводу установления правового режима и принадлежности территории. Установление правового режима означает отнесение территории к одной из следующих категорий: международные территории, государственные территории, территории со смешанным режимом. Принадлежность территории определяет тех субъектов (или одного субъекта), которые обладают территориальным верховенством над государственной территорией или обладают правами в отношении территорий, принадлежащих другим категориям. При этом следует иметь в виду, что наличие территориальных разногласий сторон само по себе ещё не является свидетельством существования территориального спора.

С международно-правовой точки зрения говорить о территориальном споре возможно только в том случае, когда имеются стороны (субъекты) спора, совпадающий объект спора и признанный всеми сторонами предмет спора.

Сторонами территориального спора являются субъекты, заявляющие свои права на некоторую территорию. Считается общепризнанным, что сторонами спора могут быть только государства. Так, например, борьба народа (нации) за самоопределение не рассматривается как территориальный спор. Основанием для такого подхода считается тот факт, что народ (нация), борющийся за независимость, до получения независимости и образования собственного государства располагается на территории, на которую распространяется территориальное верховенство другого государства. Международные организации также исключаются из возможных участников спора по той причине, что они не имеют своей территории.

Помимо сторон спора в его разрешении могут принимать участие другие государства, а также организации. Участие других государств обычно либо связано с выполнением ими посреднических функций, либо вызывается тем, что в результате разрешения спора могут быть затронуты их интересы. К организациям участникам разрешения спора относятся международные судебные учреждения и арбитражи, а также посреднические организации. Другие участники спора могут иметь политическую или экономическую заинтересованность, но, в отличие от сторон спора, такая заинтересованность лишена юридического основания.

В качестве объекта территориального спора всегда выступает территория. Она может стать объектом спора как в силу постановки вопроса о её принадлежности, так и в результате возникновения вопроса о соответствии существующего разграничения её нормам международного права. В свою очередь предметом спора является право государства на территорию. Именно доказательство данного права и является предметом доказывания по территориальным спорам. Указанные объект и предмет спора отделяют территориальные споры от других споров, касающихся решения вопросов, связанных с территориями[4].

Наши рекомендации