Государственные границы: понятие, виды, способы установления, режим, Государственная граница РФ

Государственная граница – линия и по проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющая государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распорастраняются

Различают:

1. Сухопутные

a. Орографические – проводятся с учетом рельефа местности

b. Геометрические – устанавливаются по прямой линии, проведенной между 2 точками

c. Астрономические –устанавливаются по меридианам и паралеллям

2. Водные

a. Речные – устанавливаются по соглашению прибрежных государства и проводятся по линии наибольшей глубины, либо по середине реки

b. Озерные – по прямой, соединяющей выходы сухопутных границы государства к берегам водоема

c. Границы водоемов – аналогично b

d. Морские – внешние пределы его территории морей смежных и противолежащих государств

3. Воздушные

a. Боковые – вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суши или морю

b. Высотные – горизонтальная плоскость на высоте 96 км

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и ≪исторически сложившиеся границы≫, признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые

2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы

3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы

Государственная граница устанавливается путем:

1. демаркации - уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов

2. Редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков

3. делимитации - установления границы между государствами впервые

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством устанавливаются следующие режимы:

Охрана Государственной границы означает введение в действие соответствующих правовых режимов:

1. Режим Государственной границы– совокупность общих правил, устанавливающих порядок ее содержания, пересечения гражданами и ТС, перемещения через границу товаров и животных, ведения на ней хозяйственной, промысловой и иной деятельности, разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением режима границы

2. Пограничный режим– служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы

Пограничная зона –часть территории РФ, непосредственно прилегающая к государственной границе на всем протяжении. Ширина зоны устанавливается до 5 км. В соответствии с требованиями режима государственной границы ее пересечении осуществляется через пункты пропуска – территория в пределах ж\д, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный и другие виды контроля и пропуск через государственную границы лиц, ТС, товаров и животных

3. Режим в пунктах пропуска через государственную границу– совокупность правил въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, ТФ, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Этот режим необходим для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и иных видов контроля

Одним из существенных элементов суверенитета является наличие государственной границы З «О Государственной границе РФ»

Государственная граница – линию и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ

51. Особенности международно-правового режима Арктики и Антарктики

Арктический регион исторически разделен на секторы владения приарктических государств, хотя и существуют предложения интернационализации Арктики, пока не нашедшие поддержки. В 1921 Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 СССР было принято аналогичное решения, но архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 года он принадлежит Норвегии

К режиму полярных секторов прибегли. К режиму полярных секторов прибегли Норвегия, Дания. Все территории (в т.ч. неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Но водная поверхность в пределах Арктики является открытым морем. Государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Т.о. существуют как территориальные, так и открытые моря в Арктики

Особенности Российского сектора. В 1920 Нота МИД РСФСР Норвегия закрепляла права ССС на Белое море, Декретом СНК РСФСР 1921 – на Баренцево, Карское, Лаптевых и Восточно-сибирское – это моря заливного типа и внутренние национальные морские пути Росссии. Это основано на ряде причин:

1. Большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север

2. Русское государство в течение 3 веков владело Карским морем (царские указы)

3. Они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана многочисленными островами и архипелагами

В целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 закрепило право государств принимать меры по предотвращения загрязнения морских вод Арктики

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее соглашение о сохранении белых медведей, советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике, советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях. Финляндия, Швеция, Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона

Антарктика – южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60 параллели южной широты

Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. В системе Договоры об Антарктике – стороны отказали от любой основы для претензий на территориальный суверенитет. Правовую основу составляет международное право, на территориях судов или полярных баз действует право их флага

Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике 1959. Согласно Договору, Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Антарктика объявлена безъядерной зоной.

В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Но подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств. Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили, Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией

В настоящий момент эти претензии заморожены, т.е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике

В рамках договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государством. В 1991 году Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет. Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года. Оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике


Наши рекомендации