Социал-демократическая теория, её разновидности.
Под социал-демократией понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический интернационал, и к ней относят те социальные и политические силы, которые составляют эти партии.
Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т.д. Некоторые члены этих партий поддерживали идею марксистов о революционном пути ликвидации капитализма и переходе к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила политической игры. Партии социал-демократической ориентации институциализировались, стали парламентскими партиями. Всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать как историю постепенного отхода от марксизма.
Реальная практика заставила руководителей социал-демократии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой общественной системы к новой, в необходимости трансформировать, усовершенствовать ее.
В первые десятилетия XX в. обозначился раскол в рабочем движении и социал-демократии. Предвидя возможность появления диктаторского социализма руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей целью построение демократического социализма.
В основе первоначальной концепции демократического социализма лежала разработанная в середине XIX в. Л. фон Штайном программа политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему. Для представителей данной традиции было характерно признание правового государства как позитивного фактора в деле постепенного реформирования и трансформации капиталистического общества.
Разработка основополагающих установок демократического социализма, ориентированного на постепенное реформирование общества, была предложена Бернштейном. Главная его заслуга состояла в отказе от разрушительных установок марксизма (уничтожение до основания старого мира в лице капитализма, установление диктатуры пролетариата, непримиримую классовую борьбу), реализация которых в России и ряде других стран привела к установлению тоталитарных режимов. Социал-демократия отказывается от насильственных, конвульсивных форм перехода к более совершенному социальному устройству - свободе личности, хозяйственной самостоятельности отдельного индивида, его ответственности перед обществом за свои действия и т.д. В глазах Бернштейна "демократия - средство и в то же время цель. Она есть средство проведения социализма, и она есть форма осуществления этого социализма". В демократической системе отдельные партии и стоящие за ними силы сознают границы своего влияния и меру своих возможностей и могут предпринять лишь то, на что в данных условиях могут рассчитывать. По мнению Бернштейна, реализация полного политического равенства является гарантией реализации основных либеральных принципов. И в этом он видел сущность социализма. В такой социалистической интерпретации либеральных принципов Бернштейн выделял три основные идеи: свободу, равенство, солидарность.
Немаловажный вклад в развитие социализма внесли представители фабианского и гильдейского социализма, поссибилизм и другие реформистские течения во французском социализме. Следует назвать также австро-марксизм, особенно его идейных руководителей Бауэра, Адлера, Реннера, активно выступавших против большевизма и ленинизма.
Были и такие национальные социал-демократические движения (английский лейборизм и скандинавская социал-демократия), которые с самого начала развивались на сугубо реформистских основах и испытывали на себе лишь незначительное влияние марксизма. Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, они декларировали цель построения справедливого общества, при этом исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы.
Шведские социал-демократы еще в 20-е гг. нашего столетия сформулировали концепции так называемого "функционального социализма" и "промышленной демократии", которые не предусматривали ликвидацию или огосударствление частной собственности.
В духе дискуссий в немецкой социал-демократии в русском легальном марксизме также начался пересмотр ряда важнейших положений классического марксизма. Струве поставил под сомнение идею Маркса о "прогрессирующем социальном угнетении и обнищании масс населения". Струве утверждал, что тезис о "непрерывности изменения" служит теоретическим обоснованием скорее эволюционизма, нежели революционности. Струве усматривал задачу здравомыслящих людей не в том, чтобы подготовить всемирную катастрофу, утопический скачок в "царство свободы", а в постепенной "социализации" капиталистического общества.
24. Сущность и признаки фашизма. Фашизмопирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения. Личностное начало расценив-ся в фашизме как вторичное по сравнению с расово-этническим, национал-государств-ым началом. Существенное место в идеологии фашизма занимает вождизм, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создателей фашистских партий и гос-в наделяет сверхъестественными способностями. Значит. роль играет ницшеанская идея сверхчеловека, кот. в интересах своей расы имеет право преступать нормы обществ. морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.