Цели юридической ответственности 6 страница

Реализация нормы права - это юридически значимое действие, содержащее правильную государственную оценку фактических обстоятельств дела. Например, нормы периода военного времени невозможно правильно истолковать без учета обстановки военного времени.

Телеологическое (целевое) толкование позволяет обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение закона. Оно направлено на выявление целей издания акта, как непосредственных, так и перспективных, конечных. Такой способ толкования необходим при существенных изменениях общественно-политической обстановки в стране и коренных изменениях правового регулирования общественных отношений.

Специально-юридический способ толкования права представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. Иначе говоря, данный способ базируется на правилах юридической техники. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций. Считается, что специально-юридическое толкование предполагает следующие приемы:

а) нормативное толкование, т.е. установление нормативности правила поведения;

б) уяснение особенностей юридических конструкций;

в) определение отраслевой принадлежности нормы;

г) терминологическое толкование;

д) сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, оговорками и другими приемами.

Важно также изучение содержания конкретной нормы на основе постановлений пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации.

Иногда выделяют функциональное толкование права. Оно сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и других обстоятельств. Так, при определении размера алиментов, подлежащих выплате на несовершеннолетних детей, суд должен учитывать материальное, семейное положение сторон и другие "заслуживающие внимания" обстоятельства (ст. 68, 83 СК РФ).

Для установления точного смысла нормы и воли законодателя используются одновременно не все приемы, а лишь один-два. А в сложных случаях может потребоваться применение всех способов толкования.

73. Способы (приемы) толкования права

В процессе уяснения содержания нормы права используется ряд способов (приемов) толкования права.К таким способам (приемам) относятся: юридико-источниковедческое, грамматическое, логическое, системное (систематическое), историческое (историко-политическое), юридико-терминологическое (специально-юридическое), функциональное, телеологическое (целевое) толкование.

Все эти различные способы (приемы) толкования, независимо от наличия или отсутствия слова «юридический» в их названии, значимы и используются в юриспруденции именно как юридико-познавательные способы (приемы) уясненияправового содержания нормы. Именно в этой своей юридико-познавательной значимости все названные и возможные другие способы (приемы) являются адекватными средствами для осуществления требований общего метода толкования нормы права, содержательной юридико-логической интерпретации текста нормативного источника в его соотнесенности с регулятивной ситуацией, надлежащего уяснения подлинного регулятивно-правового содержания толкуемой нормы.

Юридико-источниковедческое толкование —это приемы определения, выявления и изучения оригинала текста официальной публикации нормативного источника, в сфере регулятивного воздействия которого находится данная регулятивная ситуация (случай). В результате такого толкования должна быть установлена идентичность толкуемого текста нормативного акта тексту оригинала в ее последней официальной редакции (публикации).

Грамматическое толкование— это способ учета и использования особенностей грамматических (морфологических) форм и средств составления текста нормативного источника, его языковых, стилистических и структурных характеристик в процессе нормативно-правовой интерпретации положений текста, выявления и определения тех частей (фрагментов) текста, в которых выражено правовое содержание отдельных элементов нормы и нормы в целом. Такое юридико-грамматическое осмысление особенностей текста важно и в том плане, что язык правового текста — это одновременно и тот официальный правовой язык, на котором осуществляется соответствующее нормативно-правовое осмысление также и регулятивной ситуации в ее соотнесенности с толкуемой нормой.

Логическое толкование— это способы и формы использования законов и правил формальной логики в процессе юридико-логической интерпретации текста (частей текста) акта в качестве логически взаимосвязанных структурных элементов единой, внутренне согласованной и непротиворечивой регулятивной системы — толкуемой нормы права. Требования формальной логики соблюдаются также и при юридико-логическом осмыслении регулятивной ситуации, в процессе выявления и определения искомого соответствия между абстрактной нормой и данным конкретным случаем.

В целом юридическая логика включает в себя все требования формальной логики в их юридически конкретизированном значении и выражении.

Системное (систематическое) толкование— это приемы юридико-логического осмысления толкуемой нормы права как системы элементов, определения ее места и роли в праве как системе норм, выявления регулятивного смысле системных связей как между структурными элементами в самой норме, так и между данной нормой и другими нормами, регулирующими однородные отношения, к которым относится и регулятивный случай.

Историческое (историко-политическое) толкование —это приемы выявления конкретно-исторической обусловленности толкуемой нормы, уяснения роли социальных, политических и иных факторов, оказавших влияние на ее содержание, осуществления сравнительно-правового анализа воли законодателя времени принятия данной нормы (так называемой «исторической воли законодателя») и воли законодателя времени ее реализации в данной конкретной регулятивной ситуации.

Юридико-терминологическое (специально-юридическое) толкование— это приемы осмысления и учета регулятивно-правового значения специальных юридических понятий, терминов, категорий, определений, конструкций и иных юридико-технических средств, использованных в тексте толкуемого нормативного акта. Юридико-терминологическое толкование является важным составным моментом юридико-логической интерпретации как содержания самой нормы, так и способа и характера ее регулятивного воздействия на данную конкретную ситуацию.

Под функциональным толкованием в литературе имеется в виду необходимость учета в процессе уяснения смысла нормы конкретных условий, особенностей времени и места, при которых реализуется данная норма права. Речь по существу идет об учете одного из аспектов уже рассмотренного выше процесса конкретизации регулятивно-правового содержания нормы права при ее реализации в данной конкретной ситуации (случае). С такой конкретизацией связано и осмысление подлинного содержания толкуемой нормы как ситуативно-конкретизированного, актуального регулятивно-правового значения реализуемой нормы. Ведь именно регулятивно-значимые особенности конкретной ситуации определяют актуальное регулятивно-правовое значение реализуемой нормы.

Под телеологическим (целевым) толкованиемв литературе имеется в виду уяснение целей его издания. В ряде случаев сам законодатель указывает в тексте акта (в его преамбуле или в общей части) цели (или задачи) его издания. В других случаях цель издания акта выявляется путем соответствующего осмысления его общих положений, изучения материалов о подготовке и принятии акта, использования выводов исторического толкования данного акта и т.д.

Учет цели издания нормативного акта является в некоторых случаях весьма важным аспектом уяснения подлинного содержания толкуемой нормы.

Было бы, однако, неверно сводить задачу телеологического толкования права к уяснению лишь цели издания нормативного акта, поскольку цель самой нормы права (и права в целом) и цель издания нормосодержащего акта — это в принципе разные категории и явления, хотя в ряде моментов они могут совпадать или пересекаться.

Цель издания акта относится к сфере законодательной политики,к реализации ее задач, установок, программ и планов, обусловленных и продиктованных конкретной социально-исторической обстановкой, соотношением различных социально-политических сил, актуальными для времени принятия акта задачами общественной и политической жизни и т.д.

Хотя правовая норма и появляется в результате действия всех этих и ряда других внеправовых факторов, однако цель нормы права — собственно правовая и относится она к сфере правовых ценностей[1][1].

В плане соотношения цели издания акта и цели нормы права можно сказать, что цель издания акта — это практическое (т.е. конкретно-исторически обусловленное и потому ограниченное реалиями времени издания акта) проявление ценностного смысла правовой цели нормы права (норм права). Законодательство (от его примитивных форм до развитого правового закона) является важным и эффективным средством официально-властного признания и практического осуществления (в рамках реально-исторических условий и возможностей) ценностей права. И повышение ценностно-правового уровня и качества законодательства является определяющим ориентиром его совершенствования.

Цель любого явления, включая и право, заключается в прогрессивном развертывании и развитии начал (сущности, принципа) этого явления в направлении к полной реализации этих начал и достижению совершенного состояния. В этом смысле Аристотель, уделявший много внимания телеологической трактовке права и государства, рассматривал полис (с господством общего закона и свободными и равными гражданами) как реализацию обусловленной политической природой человека цели совершенного политического устройства жизни людей.

Согласно естественно-правовому подходу, присущему и действующей Конституции РФ, цель права — это прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека как высшая ценность.

Цель права (и нормы права), согласно либертарно-юридической теории, — это прогресс свободы, равенства и справедливости в жизни людей, т.е. утверждение и прогрессивное развитие ценностных свойств и начал самого права, выраженных в правовом принципе формального равенства.

Учет этой собственно правовой цели (и правовой ценности) толкуемой нормы права — в ее соотношении с целью издания акта и юридико-ценностными свойствами действующего законодательства времени реализации нормы права — определяет специфику телеологического толкования.

По своей сути телеологическое толкование — это ценностно-целевое толкование, целенаправленное на реализацию нормы права как юридико-ценностного регулятора, сочетающего в себе регулятивную силу и правовые ценности. В соответствии с этим оно ориентировано на уяснение ценностно-правового содержания толкуемой нормы в общем контексте прогресса права и развития ценностно-правовых свойств и характеристик действующего права.

Осмысление и определение этого ценностно-правового содержания нормы права как ее искомого подлинного содержанияявляется существенным аспектом всего процесса толкования.

В ходе толкования нормы права у интерпретатора возникают различные предварительные версии о содержании толкуемой нормы. Разные интерпретаторы выдвигают свои варианты толкования нормы.

В ситуации такой конкуренции разных версий и вариантов толкования существенное значение имеет их оценка по телеологическому критерию, т.е. с точки зрения того, как в них учтены и реализованы требования ценностно-правового осмысления содержания толкуемой нормы.

В обобщенном виде смысл и значение этого телеологического критерия можно сформулировать следующим образом: из всех вариантов толкования нормы права, допускаемых ее текстуальным содержанием и соответствующих достигнутому уровню правового развития, самым адекватным, обоснованным, правильным и перспективным является наиболее прогрессивное в юридико-телеологическом смысле толкование нормы права, т.е. тот вариант толкования, в котором содержание нормы уяснено и выражено с максимально высоких для времени ее реализации ценностно-правовых позиций.

Историко-правовая практика со времен римского права до современности подтверждает такой подход и свидетельствует о том, что именно прогрессивные в ценностно-правовом (т.е. в собственно правом) смысле толкования положений права — особенно со стороны авторитетных юристов и соответствующих высших судов — адекватно отражали как существо действующего права, так и потребности его развития и обновления. Такие толкования права являются:1) эффективным средством сочетания надлежащей стабильности установленного права с его гибким и оперативным приспособлением ко все новым потребностям, проблемам и запросам общественного развития; 2) экономной и адекватной юридической формой своевременного разрешения назревших в обществе и государстве конфликтов и противоречий; 3) надежным, практически апробированным источником формирования и утверждения в праве и жизни новых юридических идей, принципов и ценностей, новых, более развитых форм и норм свободы, равенства и справедливости.

74. Механизм правового регулирования: понятия, виды, структура.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Структура

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования.

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый «последний момент». Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

3. Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

4. Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

Виды

Выделяют также виды средств правового регулирования в зависимости:

1. от категории: средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.; средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;

2. юридической значимости: основные; вспомогательные;

3. функционального назначения: регулятивные; охранительные;

4. характера права: материальные; процессуальные;

5. времени действия: однократные; многократные;

6. формы деятельности: нормативные; индивидуальные;

7. предмета правового регулирования: уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;

8. предоставления или ограничения прав: стимулирующие; ограничивающие.

Предметом правового регулирования являются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

75. Понятие и виды правомерного поведения

Правовое регулирование сводится к обеспечению правомерного поведения всех участников правоотношений.

Во всем многообразии представлений о понятии «правомерного поведения» можно выделить два основных подхода:

1.Правомерное поведение – такое поведение, которое соответствует нормам права.

2. Правомерное поведение – любое поведение, не запрещенное юридическими нормами.

Но эти взгляды содержат существенные изъяны:

Общей для обеих точек зрения ошибкой можно считать то, что под правом их сторонники подразумевают только юридические нормы, в то время как не все юридические нормы являются выражением права.

Ошибкой, присущей только первому подходу является то, что он не учитывает постоянное существование пробелов в позитивном праве: т.е. правомерное поведение может не соответствовать нормам права в виду пробела. Также этот подход не учитывает, что юридические нормы специализируются на обслуживании либо регулятивных, либо охранительных функций права и, в соответствии с этим, могут состоять из гипотезы и диспозиции либо из гипотезы и санкции.

Определение соответствия нормам права поведения происходит по-разному. Но в любом случае, если поведение соответствует нормам права – оно правомерно. Когда речь идет о случае, где происходит описание охранительных норм – в них описывается состав правонарушения, а в регулятивных – идет расчет только на правомерное поведение.

Ошибкой, присущей второй точке зрения, можно считать то, что она не принимает во внимание то обстоятельство, что право не является универсальным регулятором и есть такие определенные границы правового регулирования, которые регулированию не подлежат или в них оно не нуждается (например, отношения любви и дружбы). Следовательно, юридически не запрещенным может быть не только правомерное поведение, но и юридически нейтральное. Также этот подход не учитывает того фактора, что по различным причинам в позитивном праве могут существовать пробелы: например, некоторые «вредные» меры поведения не запрещены юридически, но на этом основании их нельзя считать правомерными, правонарушениями формально их назвать также нельзя.

С учетом изложенных обстоятельств можно скорректировать определение правомерного поведения.

Правомерное поведение – деяние, входящее в сферу или предмет правового регулирования и соответствующее либо принципам права, либо основано на этих принципах регулятивным нормам и диспозициям охранительных норм.

Правомерное поведение обладает общими признаки:

1. Правомерное поведение является наиболее массовым видом деятельности в правовой сфере. Если было бы наоборот, общество попало бы под угрозу самоликвидации. Также, если какой-либо вид неправомерного поведения становится массовым, он нуждается в переоценке и требует признания правомерности. Например, спекуляция, частная собственность при советской власти. Пересмотру подлежат только те виды поведения, причины появления которых не носят субъективного характера (например, недосмотр правоохранительных органов).

2. Как правило, правомерное поведение является общественно полезным, т.е. способствует прогрессивному развитию как личности, так и государства в целом. Но существуют исключения, которые сводятся к тому, что некоторые виды поведения нельзя назвать правомерными, но они не причиняют вреда, значит, эти виды нейтральны.

Виды правомерного поведения:

I. В зависимости от субъекта, осуществляющего правомерное поведение:

· индивидуальное правомерное поведение (осуществляется физическим лицом или отдельным лицом).

· групповое правомерное поведение (осуществляется достаточно различными устойчивыми коллективами). Например, когда члены правительства принимают в соответствии с Конституцией решение.

· союзные государства, страны (в международной сфере правоотношений).

II. В зависимости от субъективной стороны (психологические особенности):

· убежденное правомерное поведение (основано на глубокой уверенности субъекта в правильности и необходимости такого поведения). Это идеальный вид поведения, свидетельствующий о высоком уровне правовой культуры.

· конформистское правомерное поведение (основано на нежелании субъекта выделяться на фоне окружающих его лиц).

· маргинальное правомерное поведение (в его основе лежит боязнь субъекта негативных юридических последствий, если он не будет действовать в рамках норм права).

· случайное или объективное правомерное поведение (субъекты поступают правомерно совершенно не задумываясь об этом, не осознавая юридического характера своих поступков). Такое поведение возможно, т.к. все юридические нормы основаны на здравом смысле.

III. В зависимости от объективной стороны (внешнее поведение):

· в форме действия (активное правомерное поведение).

· в форме бездействия (пассивная форма правомерного поведения).

V. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм и принципов, которые регулируют правомерное поведение:

· гражданско-правовое правомерное поведение;

· уголовно-правовое правомерное поведение;

· административно-правовое правомерное поведение и т.п.

V. В зависимости от степени социальной значимости:

· необходимое правомерное поведение (обладает повышенной социальной значимостью, без него невозможно существование в принципе человеческого общества). Обычно оформляется такое правомерное поведение в юридических обязанностях.

· желательное правомерное поведение (полезно и желательно для общества, но не обладает столь высокой важностью, значимостью как необходимое правомерное поведение). Обычно закрепляется с помощью субъективных прав.

· допустимое правомерное поведение (не приносит пользы ни обществу, ни индивиду, но и не причиняет вреда, следовательно, это так называемое «нейтральное» поведение, например, отправление религиозных культов, отвечающих общепризнанным нормам нравственности и принципам; развод супругов).

VI. по форме реализации:

· использование субъективных прав;

· исполнение активных юридических обязанностей;

· соблюдение пассивных юридических обязанностей;

· применение норм права.

76. Понятия и признаки правонарушения

Правонарушение – это противоправное, общественно-вредное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное, деликтоспособное, то есть способно отвечать за свои поступки.

Признаки правонарушения:

1) вина лица

2) только те неправомерные действия, которые совершены деликтоспособным субъектом права

3) совершение действия или бездействия, то есть выражение деяния во вне. Мысли и намерения правонарушением не являются

4) противоправность – объективное нарушение правовых норм

5) общественно вредный характер деяния

Юридический состав правонарушения – совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как правонарушение. Состоит из 4 элементов:

1) субъект правонарушения – деликтосопосбное лицо, субъектом правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста административной и иной ответственности.

2) объект правонарушения – охраняемые правом общественные отношения и интересы.

3) объективная сторона правонарушения – внешнее проявление поступка, выражается в действии или бездействии, представляющее общественную опасность или общественный вред. При исследовании объективной стороны правонарушения также анализируют время, место, обстоятельство, способ совершения правонарушения, размер причиненного вреда, причинную связь между причиненным вредом и совершенным деянием.

4) субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением правонарушения. Она характеризуется прежде всего виной.

77. Юридический состав правонарушения

Юридический состав правонарушения – совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как правонарушение. Состоит из 4 элементов:

1) субъект правонарушения – деликтосопосбное лицо, субъектом правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста административной и иной ответственности.

2) объект правонарушения – охраняемые правом общественные отношения и интересы.

3) объективная сторона правонарушения – внешнее проявление поступка, выражается в действии или бездействии, представляющее общественную опасность или общественный вред. При исследовании объективной стороны правонарушения также анализируют время, место, обстоятельство, способ совершения правонарушения, размер причиненного вреда, причинную связь между причиненным вредом и совершенным деянием.

Наши рекомендации