Раб под руку со своим господином прохаживался. 3 страница

Кто такие касситы?Касситы это народ пришедший с гор востока происхождение их неизвестно потомучто от них также как и от гутиев(кутиев) не осталось ничего кроме имён собственных и имён их божеств.Одни исследователи полагают что это кавказский народ другие считают их индоиранским народом но точно ещё ничего не выяснено(слишком скуден материал).

И вот, племена касситов приходят в Вавилон, и завоевав его не знают что им со всем этим делать.Касситы имеют очень малый опыт государственности В конце 17 начале 16 века существовало Ханэльское царство, царство в годе Хана на Ефрате,где жили и правили касситы,но опыта крупной государственной деятельности у касситов небыло.Поэтому когда касситы приходят к власти,они оставляют на местах прежних губернаторов, а сами провозглашают себя царями и пускают дело на самотёк. Но в отличие от амореев старовавилонского периода, они не допускают полностью свободный рынок, а весьма хитроумно распоряжаются землёй.

Касситский царь объявляется собственником земли, которая не принадлежит общинам.И вот из этого царского земельного фонда начинает мелкими партиями отдаваться во владение земля. Касситы поначалу отдают землю своим вельможам. Эта земля отдаётся в пожизненное владение, а потом, по идее, она должна отбираться,и переходить к следующему вельможе, но вскоре ситуация меняется, и земля из царского фонда становится вечно дарованной землёй. Её получает в дар отличившийся вельможа, но она переходит по наследству ко всем его потомкам.

Таким образом где-то втечение полутора столетий образуется совершенно новый слой вавилонского населения, это люди которым была подарена царская земля, сперва они стали её пожизненными владельцами, а потом эту землю восприняли их потомки. Но самое, пожалуй, главное в том что люди, которым была дарована, царская земля освобождались от всяческих повинностей. Владелец такого земельного участка не платил налогов,не привлекался к общественным работам, не работал на храмовой земле, то есть это был социальный слой людей обладавших исключительными привилегиями. Поначалу это были царские вельможи, так сказать наиболее приближённые к царю, а затем это были просто родственники вельможи во втором, третьем, четвёртом поколении и в конце концов связь владельцев царской земли с самим царём стала призрачной ,практически эфемерной, люди владели подаренными некогда участками просто по наследству. И вот мы имеем очень интересную ситуацию, когда существует уже не только царско- храмовый земельный фонд, не только общинная земля, а целый класс людей, обслуживающих собственные земельные участки из царского земельного фонда. Естественно, так как царь дарил крупные участки земли, обработать их силами одной семьи было просто невозможно.Несколько семей обьединялись в так называемые “дома’’. Возникает новый тип социальной организации-“дом” .Этот дом состоит из двух- трёх крупных семей, которые совместными усилиями обрабатывают земельный участок. Однако многие представители домов были люди предприимчивые, они сдавали часть земли в аренду, получали с арендаторов за это деньги и на эти деньги открывали какие-то собственные предприятия. Поэтому в Вавилонии со времён касситского периода понятие “дом’’ означает не только земледельческую артель ,а “дом” в смысле торговый дом ,предприятие. Либо это действительно обьединение кооператив торговцев которые организуют суда, занимаются морской торговлей либо это цехи ремесленников,которые производят и продают свою продукцию, но в любом случае этот условно гворя вавилонский капитализм касситского периода берёт начало из царского земельного фонда.Дома очень успешно распоряжаются подаренной землёй. И таким образом в Вавилонии образуется класс частных собственников。Это люди, которые заняты исключительно поддержанием своего хозяйства。Они должны думать о прибыли с арендаторов или со своих торговых предприятий ,они освобождены царём от налогов, а это значит что они неслыханно богатеют。

И вот создаётся такая ситуация в стране когда таких собственников становится всё больше и больше。И период с 16 по начало 13 века это такое абсолютное благоденствие Вавилона, когда каждая семья занимается исключительно собственным хозяйством, люди абсолютно не интересуются политикой, не ставят перед собой никаких высоких идеологических целей просто это период такого воплощённого мещанства .И неудивительно что в это время само государство стремится к дипломатическим отношения с соседями. Касситы хотят мира со всеми, они крайне не заинтересованы в войне。Касситские цари заключают договора с Египтом, с хеттами, с государями Сирии,с хурритскими царствами. Они буквально хотят дружить со всеми. И надо сказать что у них жэто неплохо получается потомучто аккацкий язык как раз в Средневавилонский период становится языком международного общения и дипломатии.Это первый известный в истории человечества случай когда появляется такой вот язык-посредник на котором общаются между собой все государи древнего мира.Переписка ведётся клинописью по аккакцки и даже египетские фараоны выучивают клинопись и при их дворцахобразуются обширные клинописные библиотеки на аккацком языке.Так что можно сказать что аккацкий язык и клинопись обьединяют всех.А это свидетельствует об очень успешной дипломатической политике касситских царей.

Единственная страна с которой не удаётся замириться окончательно-это Ассирия.Ассирия очень агрессивно проявляет себя в это время-в 16-15 веках ассирийцы нападают на приграничные с Вавилоном территории,несколько раз им удаётся захватить даже сам город Вавилон и поставить там каких-то своих людей, но ,впрочем, их оттуда доволько- таки быстро прогоняли.Касситские цари несколько раз заключат мирные договора с Ассирией, но каждый раз эти договора нарушаются, так как Ассирия агрессивна, она чувствует свою силу и не хочет быть мирным соседом Вавилона. И чем более миролюбивым становится сам Вавилон, тем более агрессивными становятся асирийцы. C асирийцами ничего нельзя было поделать, потомучто они нарушали все договора и вавилоняне явно чувствовали себя слабее .

Но было несколько государств которые вавилоняне довольно успешно побеждали .Прежде всего в 1450 году была побеждена на юге Месопотамии так называемая династия Приморья.Что же такое династия Приморья?Довольно интересный феномен. Когда Ур в 2003 году до нашей эры был разгромлен был разгромлен, значительная часть шумерской знати бежала прямо на побережье Персидского залива и там ,в одном из районов ,было основано новое государство таких вот бежавших шумеров где люди говорили только по шумерски большую часть населения составляли шумеры и их потомки- это династия Приморья. Так вот эта династия Приморья просуществовала с 20 века по середину 15, и только касситский царь, которого звали Улам-Бурариаш положил конец Приморскому государству в 1450 году.Побережье Персидского залива отошло к касситам.

Кроме разгрома Приморья, касситы также прославилось своим противостоянием с хурритскими царствами, в том числе с государством Метанией(в верхней Месопотамии).Между ними тоже существовали длительные конфликты.Но в целом, несмотря на эти вылазки и периодические войны с Ассирией, надо сказать что в первой половине касситского правления (16-начало 13 века) в этом регионе всё было благополучно и они больше стремились к миру, торговле, развитию культуры нежели чем к военной экспансии.

Эти же века(16-14) получили в науке название ''тёмные времена'' или ''тёмное время'' потомучто от этого периода не осталось практически никаких литературных и религиозных памятников.Происходило постоянное подновление старых текстов,их комментировали, но ничего нового в этот период не создавали.Потомучто хорошо жили. Мы знаем что литература развивается в кризисных обществах и религиозные вопросы человечество ставит только тогда, когда оно стоит перед каким-то выбором.А если люди живут хорошо, если они ориентированы на поддержание своей семьи, на личное благоденствие,их никакие-такие вопросы не интересуют.

И вот уже три столетия мы видим как в вавилонской школе учат старые произведения.Как переводят с аккацкого языка (живого, разговорного), на священный шумерский, для того чтобы придать текстам религиозный характер。Мы видим что в это время появляется традиция комментировать старые тексты и создаются первые комментарии на ритуальные праздники и на древние, хорошо известные тексты.Почему они создаются?Потомучто праздники стали забывать。Потомучто на шумерском языке уже никто не говорил,значит нужно обьяснять для чего праздники, как переводятся названия месяцев, и как зовут главных богов Месопотамии,потомучто их уже никто уже никто не помнил.Создаётся комментаторская литература.

Основными памятниками этого периода(16-14 веков)являлись Кудурру(по-аккацки)приграничные камни,большие каменные стеллы ставившиеся между двумя участками,разграничивавшими их.Переносить их строго запрещалось,каралось законом.На таких стеллах был верх и низ.В верху стеллы помещались изображения покровителей данного поля,а покровителями были как великие боги,так и небесные тела.В частности именно на стеллах Кудурру касситского времени впервые встречаются изображения знаков Зодиака.Небесные покровители полей : стрелец козерог водолей там изображены.И также изображения луны, солнца, и звёзд. Эти изображения указывали на небесное заступничество за этот участок.Если кто-то из злодеев захотел бы эту стеллу разрушить или передвинуть то считалось что небесные покровители этого не позволят. А внизу стеллы шла надпись царского указа о дарении земельного участка какому-нибудь деду или прадеду нынешнего хозяина поля.То есть на камни копировали видимо с глиняных табличек царский указ о дарении земли.Это подтверждало право на владение земельным участком.

И вот таких камней Кудурру до нас дошло просто несметное количество потомучто обработка собственной земли была главным содержанием истории того времени. Люди сказочно обгащались .Представьте себе что каждый человек в Вавилонии является общинником, то есть он имеет землю переданную ему по наследству. Также вавилонянин имеет землю подаренную царём его предкам-второй источник дохода(обогащения)。Если человек собирает хлеб со своего собственного участка (емувполне хватает), то дарёную землю он с другими участниками Дома он использует как источник дополнительной прибыли, то есть он с этого имеет капитал. Плюс если этот человек ещё занимает чиновничью должность,а как правило было так,он имеет ещё и третий доход。Люди были сказочно богаты。

Но, разумеется, не всё население вавилонии было сказочно богато,а только родственники тех людей которым когда-то были пожалованы царские участки, которые были освобождены от налогов。 Значительная часть населения Вавилона была безземельной Люди работали на храм выполняли повинности,кормились только со своего наследственного участка。

И вот в Средневавилонский период произошло самое страшное, чего никто не ожидал. Долговое рабство стало пожизненным.(Это вам не хаммурапи с его тремя годами)Касситские цари закрепили ту правовую норму что если ты задолжал кредитору с процентами то кредитор имеет полные права на тебя втечение всей твоей жизни или по выбору можно было отдать в рабство свою жену и детей(но это будет уже вечное рабство) Многие отдавали жён ,это была довольно обычная практика。 Человек разорившийся задолжавший не имел никаких шансов пойти за правдой。Что мог делать такой человек?Бежать из Вавилонии。Куда?В Cирийскую пустыню。И там в Сирийской пустыне начали стихийно организовываться банды вот таких несчастных разорившихся земледельцев должников которые бежали от собственного рабства。Эти банды в конце концов сорганизовались в коллектив вроде государства своего и они в истории Древнего мира называются Хапиру(в переводе в аккацкого ''Изнанник,изгой'')Хапиру были самых разных национальностей(потомучто вообще в Вавилонии жили кто угодно)аккаццы, касситы ,эламиты,амореи хурриты, хетты。Но их обьединяло одно-полное бесправие и нежелание попасться в руки своим кредиторам. Поэтому они уходили. Сначала они жили на границах Вавилонии потом они ушли дальше в сирийскую пустыню затем они стали жить в равнинной, плодородной части Сирии. Чем заниматься в условиях пустыни? Либо ты водишь ослиные караваны( а товар тогда перевозили на выносливых вьючных дамасских ослах.), либо ты ослиные караваны грабишь. Так вот они и поделились Одни стали наниматься в караванщики погонщики,перевозчики товаров, а другие стали на дорогах эти же караваны грабить.Была установлена цена за проезд каравана, где сидела очередная банда . Таким образом караванщики должны были отстёгивать на каждом участке пути какой-нибудь бандитской группировке. В противном случае все попадали в рабство- заложничество. Из них делали заложников требовали большой выкуп,если его не платили, то их продавали на рабских рынках.Касситское время с этим странным законом о рабстве должника привела к тому что большая часть населения просто пошла в хапиру.И больше всего хапиру ненавидели как раз тех людей которые получали доход из трёх мест.Вот эту привилегированную группировку.

Теперь надо сказать что в это время значительные перемены происходят в армии.Уже говорилось о том что в шумерские времена, да и чуть позднее, при хаммурапи, принадлежность человека к роду войск зависела от его имущественного ценза,от того насколько он сам мог купить себе колесницу ,обеспечить личный выезд,купить себе оружие .Так вот теперь в Средневавилонский период заботу об армии на себя целиком взяло государство.Особенно это касалось колесничных выездов.Теперь при храмах работали целыми мастерскими: кожевники, медники, резчики, колёсных дел мастера. И они обеспечивали производство очень хороших колесниц, и эти колесницы покупало государство, то есть приобретало дворцовое хозяйство а потом это дворцовое хозяйство распределяло колесницы по воинам которые могли ими управлять и стрелять.Точно также обстояло дело с тяжеловооружённой пехотой .И шлемы теперь покупались засчёт государства и копьями государство снабжало.Возникло ,так сказать ,целое министерство, занимавшееся военными расходами и благодаря этому министерству армия вовремя получала необходимое оружие. Это конечно значительный прогресс, потомучто армия становится регулярной и ntgthm целиком зависит от казны.

Вот так обстояло дело в 16-14 веках. Три века благоденствия.Ну конечно были войны с Ассирией,конечно было трудно,но в общем-то жили неплохо.А в 13 веке всё это внезапно разрушилось.13 век до нашей эры в истори человечества совершенно удивительное время.Это время катастроф,время радикальных политических решений,страшных кровопролитных войн.Можно сказать что от 13 века получила точку отсчёта вся современная история, потомучто в конце 13 века происходит первая Троянская война, описанная в Гомеровском эпосе, начинается европейская история.Потомучто в конце 13 века происходит исход евреев из Египта и персение в Палестину,начинается Палестинский вопрос,история Еврейского государства.Потомучто в 13 веке происходит упадок Египта,возвышение Ассирии,страшное поражение в Вавилона.То есть меняются основные игроки на политической карте мира в 13 веке.Надо упомянуть и то что в это время выдвигаются финикийские города-государства, которые являются основными производителями,лидерами экономики того времени.

Чтоже происходит такого в 13 веке?Прежде всего надо сказать что меняется тип хозяйственности.Государства которые ориентированы на земледельческо-скотоводческую экономику терпят поражение.Государства которые замкнуты на реках-ослабляются.Начинают выдвигаться вперёд государства морские,живущие ремеслом, имеющие некие монопольные производства и торгующие на Средиземноморье. Выделяются также государства, живущие длительной военной экспансией(такие как Ассирия).Меняется хозяйско-культурный тип и постепенно меняется технология,потомучто на смену бронзе приходит железо. Железо позволяет человечеству иметь уже совершенно другие возможности,но об этом позже.

В 1225 на Вавилон нападает ассирийский царь-Тукульти-Нинурта Первый.Тукульти-Нинурта Первый захватывает Вавилон,увозит оттуда статую бога Мардука и на длительное время Вавилон становится подвассальным Ассирии.Вавилон теряет своё могущество.Касситский царь,которого звали Каштилиаш был взят в плен и в колодках уведён в Ассирию.Следом за ассирийцами нападают эламиты.В Вавилон приходит Эламский царь и похищает стеллу с законами Хаммурапи и утаскивает её себе, в город Сузы,но тут ещё одно нечастье-в эламских войсках начинается эпидемия.И вот это сочетание войны, эпидемии ,голода, дополняется ещё одним ужасным фактором-со стоны Сирийской пустыни на Месопотамию нападают кочевые племена арамеев.Арамеи или ахламеи, как они себя называли,это многотысячные племена кочевых скотоводов,которые вторгаются на территорию Вавилонии и их стада вытаптывают поля,в результате-голод.О конце света тогда не имели представления. но чувствовали что происходит что-то ужасное.Как с этим быть?И самое главное ПОЧЕМУ боги,которым мы молимся,приносим жертвы,допустили такое зло?Люди начинают задаваться религиозными вопросами.Они к ним обращаются потомучто начинаю жить не просто плохо,а катастрофически плохо,и каждый день ждут смерти.Люди обращаются к религиозным вопросам ,потомучто нарушаются все социальные связи,потомучто за свой труд человек больше не ждёт положенной награды(не известно дадут ему что-то или нет),потомучто человек не знает с какой стороны настпит и нападёт враг-с запада или с востока жизнь становится максимально неопределённой жизнь становится хаосом и поэтому усиливается вера,возобновляется написание религиозных повесетей и создаются прекрасные литературные тексты. Вконце 12,начале 11 века вконец ослабевшие касситы сталкиваются c вооружённой оппозицией которой руководит полководец Навуходоносор Первый,правивший в конце 13 века разгромил касситов в нескольких сражениях,объявил Вавилон независимым городом,но короноваться предпочёл в городе Исине,он стал царём Исина и правителем Вавилона,хотя жизнь в Вавилоне ещё была тяжеловата.С касситами ничего не случилось-они стали простыми жителями как и кутии, имена которых встречались и во втором и в первом тысячелетии до нашей эры.Этнических чисток тогда небыло.И люди которые терпели поражение, просто уходили от власти, уступали место другим и оставались жить на тойже самой территории,никто их никуда не выгонял.Имена касситов встречаются в официальных документах до самого конца месопотамской цивилизации.В 11 веке они просто потеряли власть.

Можно сказать что эта катастрофа котрая поразила мир в 13 веке сделала Вавилон слабым потомучто Вавилон это речное государство потомучто в Вавилоне люди не занимались морской торговлей небыло монопольных производств небыло ремёсел которые были бы уникальны ,небыло товаров, которые имели бы хождение по всему миру .Поэтому из-за такого устаревшего хозяйственно-культурного типа Вавилон перестал быть одним из мировых лидеров.Касситы превнесли в Месопотамскую традицию несколько новшеств.Во-первых произошёл перерассчёт всех денежных сумм с серебра на золото. Касситы впервые вводят золото в качестве обменного эквивалента чего раньше в Месопотамии просто небыло. При этом золото считается эталоном .Им реально никто не расплачивается. Непосредственные рассчёты по-прежнему ведутся в серебре и ячмене,но с обязательным пересчётом на золото. С чем это связано, мы не знаем.Почему касситы так любили золото, нам не понятно.Это не традиционно для Месопотамии которая всегда любила серебро.И не просто любила серебро, а как бы боготворила его, в шумерском языке слово святой означает серебряный,наверное из-за свойства серебра исцелять и очищать раны.Золото никогда никакой символики не имело и вдруг у касситов появляется такая страсть к золоту и они начинаются измерять всё в золоте.И вот также на ювелирных украшениях того времени золото имеет преобладающее значение.По прежнему сохраняется лазурит,очень много используется сердолик и очень большое количество ювелирных изделий являются сочетанием золота ,лазурита и сердалита.

Вторая особенность.В касситском искусстве пояляется такой знак как крест.И очень часто на изображения вельмож на печатях идёт крест и под крестом текст кому эта печать принадлежит такой-то раб такого-то бога.и вот что это значит мы тоже не знаем.Касситы нам этого не обьяснили.

Третья особенность культуры касситского времени заключается в том что в это время почвляются представления о зодиаке.Сперва это два зодиака-лунный и солнечный.Потом остаётся только солнечный.И мы знаем уже все 12 зодиакальных созвездий ,которые потом переходят к рекам итд.Всё начиная от овна до рыб уже существовало в Вавилонии времён касситского периода.Зожа называются 12 стоянками Солнца.И это конечно существенное астрономическое открытие.По сути дела это открытие солнечной эклиптикиКасситы очень большое внимание уделяли культут солнца,в то время как предыдущие цари больше обращали внимания на Луну,в шумерское время особо почиталась именно Луна, а Солнце было на втором плане.

В вавилонском пантеоне появляются два касситских божества-Шукамуна(мужское божество)и Шималия(женское божество).Это божества связанные с войной и с земледелием,по-видимому это племенные божества вписанные в Вавилонский пантеон и о них упоминают как молитвы так и заговоры вплоть до начала первого тысячелетия.То есть явно были какие-то попытки внедрения касситской религи в Вавилонский пантеон,но попытки до конца не проведённые.Мы например не знаем гимнов которые были бы адревованы Шукамуне и Шималии.

Вавилонская культура и литература

В период господства Вавилона с 18 по 11 век постоянно увеличивалось число писцовых школ появлялось всё больше и больше образованных людей. Но поскольку образованных людей было много ,им надо было себя чем-нибудь занимать, и они создавали многочисленные литературные и религиозные тексты,которые определяли политическую идеологию страны.Если говорить о политической основе Вавилонского периода, то это миф, который изложен на семи глиняных таблицах и называется Энума-Элиш(переводится как «когда вверху»)Это представленный в виде эпоса миф о борьбе бога Мардука(главного бога Вавилона)и чудовища по имени Тиамат.У этого чудовища был ещё и соратник Хапсу.Это основные герои вавилонского эпоса.Содержание вкратце.

Ввверху небыло неба, внизу небыло земли, и воды пресные и солёные смешивались дург с дургом .Это значит что был хаос.Ничего не существовало.Но потом внутри Тиамат стали зарождаться боги.Кто такая Тиамат?Тиамат это богиня солёной воды,воплощение морской стихии.Так вот внутри этой морской стихии стали зарождаться боги сами собой.И дальше перечисляются эти боги:Аншар,Кишар(Ну и конечно же Азис, Максим ,куда же без него))несколько поколений богов.И вот, наконец, рождается бог мудрости,которого в этом эпосе называют Эа.И с его рождением богов становится слишком много,они бегают по Тиамат,шумят,мешают ей жить.И вот Тиамат собирает нескольких своих советников, там был Апсу бог пресной воды и ещё был такой советник которого звали Мумму(и опятьже ,Максим,это не собака)Апсу сказал что богов надо убить.Он поплатился за это.Бог Эа хорошо слышал он наслал на Апсу богатырский сон и разрубил его на части и из них создал свой дом святилище, которое так и назвал АПСУ!!И в это святилище он ввёл свою жену-Дамкину!И там у них родился сын!(ну конечно же Азис)Мальчика нарекли Мардуком(ребёнок солнца)Но когда он родился заметил что ребёнок-то выдающийся!У него четыре глаза и четыре уха,что свидетельствовало о его великой мудрости.Узнав об этом боги выстроились в очередь у колыбели Мардука и стали подносить ему дары.Самым ценным даром стал подарок бога Ана-четыре ветра,которые стали помощниками Мардука.Мардук рос очень быстро и когда он подрос все поняли что он обладает неким могуществом и его надо вводить в народное собрание.Его ввели в собрание и сказали

-Мардук ты могущественный!(Йоу)а теперь докажи это.Вот видишь звезду на небе?

-Вижу-, сказал Мардук

-Скажи ей ‘’исчезни’’ !

-Исчезни,- сказал Мардук и звезда исчезла

- А теперь скажи ей ‘’Появись!’’

- Появись!,- сказал Мардук и звезда появилась.

-Ты могуч!

И сознание того что он могуч подействовало на Мардука как-то опьяняюще так ака он захотел сказать царём всех богов.

-Раз я так могуч,то вы все должны мен подчиняться!

-Э,нет!,-сказали Боги,-раз ты так могуч сначала избавь нас от нашего главного противника-Тиамат!

Мардук решил что раз он так могуч то он избавит. Он сказал, что обьявит Тиамат войну.Боги сказали что передадут Мардуку все полномочия и он будет править один если победит Тиамат。Они же будут его придворными。И тут в тексте появляется странный бог-предатель-Кингу.Он перебегает на сторону Тиамат и соглашается стать её полководцем。Она вешает ему на шею таблицу судеб,предварительно украденную у бога Ана。Таблица делает его неуязвимым。Но он не успел вступить в бой。Увидев Мардука Тиамат открыла пасть чтобы его проглотить.Мардук пустил вперёд своих волшебных помощников и пасть Тиамат залетел ветер。Залетел так хорошо что он не смогла пасть закрыть。После этого в пасть Тиамат торжественно зашёл сам Мардук с динным копьём наперевес и пронзил ей глотку Мардук пронзил ей глотку- Тиамат издохла。Мардук встал на Тиамат и разрубил ей глотку(как бы тем самым повторяя подвиг своего отца)。Но ему этого было мало。Из двух частей Тиамат он создал не святилище и не спаленку,а весь мир!(Дальше следует теоретическое руководство Максима по созданию мира)Из верхней части он создал небо и звёзды,планеты,знаки зодиака,города храмы и реки а из нижней части Тиамат он создал копии городов ,храмов и рек。На небе подлинники,а на Земел-копии。Центром мироздания он сделал Вавилон。Когда Мардук закончил с творением мироздания,он создал три звёздных пути,день и ночь,времена года。После этого ему привели пленного Кингу.Он сорвал с его груди таблицу судеь и вернул её богу Ану。Потом он стал думать-а что же ему из этого Кингу делать?И он ничего лучше не придумал как убить Кингу ,смешать его кровь с глиной и получить человека。Таким образом природа человека согласно вавилонской мифологии двойственна-с одной стороны он создан из глины,с другой из праха бога-предателя。После этого Мардук напоминает богам об их обещании и последняя глиняная таблица содержит те имена которыми прославляют Мардука другие боги。Он теперь и бог мудрости и бог власти итд。。。

Читали этот миф с утра до вечера на четвёртый день нового Года。Но этот текст-текст благополучного периода жизни в Вавилоне。 11-13 век литература религиозно-этического характера она представлена тремя памятниками ‘’Повесть о невинном страдальце’’,’’Вавилонская тэодицэя(оправдание божества)’’,’’ Разговор господина с рабом’’

3.10.2011 - Костя

Лекция №6 (с самого конца пятой до середины шестой. To be continued with the history of Egypt)

Вавилонская религиозно-этическая литература.

Литература религиозно-этического характера возникла в Вавилоне во второй половине Касситского периода, то есть в незабвенных 13-11 веках. Это, разумеется, её современное название. Она представлена тремя памятниками, которые также носят условные названия, поскольку в Месопотамии литературные произведения всегда назывались по первой строчке. К ним относятся:

  1. «Повесть о невинном страдальце»
  2. «Вавилонская Теодицея» (досл. «оправдание божества»)
  3. «Разговор господина с рабом»

Поскольку в это время еще не было богословия, то все религиозные доктрины древнего мира мы реконструируем по литературным произведениям. Именно из них мы узнаем, что происходило в умах жителей Месопотамии в бурные 13-11 века.

1. «Повесть о невинном страдальце»(13 век) имеет длинную предысторию. Еще в шумерское время был написан текст «Человек и его бог». В этом тексте изображен мужчина среднего возраста, знатный и уважаемый, который внезапно заболевает, теряет работу, семью, друзей. И тогда он обращается с мольбой к своему богу, к личному богу, который по представлениям шумеров был у каждого нормального человека. Главный вопрос, который мучает человека: «За что мне эти страдания? Я ведь никогда не забывал богов, приносил жертвы».

И бог, сходя к нему, говорит, что ни одно дитя не безгрешно, отроду не было в мире беспорочного младенца. Из материнского лона выходят преступники. В чем тут прикол? – Когда человек появляется на свет, он начинает нарушать многочисленные табу по своему младенческому незнанию. Поэтому любой живущий человек что-то нарушает. Со временем количество таких преступлений накапливается, и он начинает страдать. Следовательно, каждый живой страдает уже по факту рождения.

Вавилонская же эпоха дала свой собственный отличный от подобного ответ. В «Повести» ситуация та же: человек умирает, у него отнялись ноги, паралич, сердечный приступ, и вообще все болезни, какие только можно. К этому приему автор текста прибегает для того, чтобы читатель сам выбрал ту болезнь, которая его лично беспокоит. Получается своеобразный каталог всевозможных болезней. Умирающий взывает к своему богу:«Мне молитва закон, мне жертва обычай, день почтения бога мне радость сердца и т.д.» Речь далее идет о том, что смертный не может понять, чего собственно от него хотят боги. Может они хотят от него более, нежели он делает. Может боги перестали слушать людей или престали заниматься их делами, или люди их не понимают. Таким образом, в произведении констатируется разрыв коммуникаций между богом и человеком.

Наши рекомендации