Кафедра языкознания и иностранных языков
КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра языкознания и иностранных языков
Татарский язык
Учебно-методический комплекс
для студентов факультета непрерывного образования по
подготовке специалистов для судебной системы
(специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
(углубленная подготовка)
Казань
Авторы:
Хайруллин Малик Бареевич, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и иностранных языков КФ ФГБОУВПО «РАП».
Миннебаева Гульсария Ильдусовна,старший преподаватель. кафедры языкознания и иностранных языков КФ ФГБОУВПО «РАП»
Рецензенты:
Нурова Лилия Рашатовна,кандидат филологическмх наук, доцент кафедры языкознания и иностарнных языков КФ ФГБОУВПО «РАП»
Тимерханов Айнур Ахатович,доктор филологических наук, профессор ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 030912 Право и организация социального обеспечения.
Одобрен на заседании кафедры языкознания и иностранных языков (протокол № 1 от 4.09. 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 25.09. 2013 г.).
©КФ ФГБОУВПО «РАП»., 2013
©Хайруллин М.Б., Миннебаева Г.И., 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………4
Объем дисциплины и виды учебной работы.............................................................. 6
Тематический план и содержание учебной дисциплины...................................... 7
Программа курса................................................................................................................ 9
Планы семинарских ( практических ) занятий......................................................... 17
Методические рекомендации по изучению дисциплиныи и организации самостоятельной работы студентов…………………………………………….39
Задания для выполнения контрольных работ………………………………….62
Примерная тематика рефератов.................................................................................. 68
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации.... 68
Информационное обеспечение обучения (литература)........................................ 71
Вопросы для подготовки к зачету............................................................................... 73
Приложение....................................................................................................................... 77
ВВедение
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета татарского языка.
Оборудование учебного кабинета: схемы, таблицы правил.
Технические средства обучения:DVD проигрыватель, магнитофон, проектор.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов в соответствии с учебным планом |
Максимальная учебная нагрузка | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | |
Лекции | - |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа | |
Итоговая аттестация в форме | зачет |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Название раздела и тем | Содержание учебного материала, семинарские \(практические)занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Обьем часов | Уровень освоения |
Тема 1. Введение в курс «Татарский язык». Основные сведения по татарскому языку. Государственный статус татарского языка | Содержание учебного материала: 1. Основные сведения по татарскому языку. 2. Государственный статус татарского языка. 3. Фонетический строй татарского языка. 4. Способы словообразования. 5. Текст. «Я - студент Российской академии правосудия. Профессия юриста» («Мин Россия гадел хөкем академиясе студенты. Юрист һөнәре»). | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
РАЗДЕЛ 1. Фонетика. Словообразование | |||
Тема 2. Фонетичес-кий строй татарского языка. Способы образования новых слов. | Содержание учебного материала: 1.Фонетический строй татарского языка 2. Текст. «Я - студент Российской академии правосудия. Профессия юриста» («Мин Россия гадел хөкем академиясе студенты. Юрист һөнәре»). | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
РАЗДЕЛ 2. Морфология | |||
Тема 3. Имя существи-тельное | Содержание учебного материала: 1.Имя существительное 2. Текст. “Республика Татарстан - субъект Российской Федерации. Конституция- основной закон государства”.(“Конституция – дәүләтнең төп законы”). | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 4. Местоимение | Содержание учебного материала: 1. Местоимение 2. Текст. “Республика Татарстан - субъект Российской Федерации. Конституция - основной закон государства”.(“Татарстан Республикасы – Россия Федерациясе субъекты”). | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 5. Глагол. | Содержание учебного материала: 1. Глагол. 2. Текст. “Правонарушение. Юридическая ответственность” (“Хокук бозу. Юридик җаваплылык”) | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 6. Имя прилагатель-ное | Содержание учебного материала: 1. Имя прилагательное 2. Текст. “ Система правовохранительных органов Российской Федерации и Республики Татарстан.” (“Россия Федерациясе һәм Татарстан Республикасының хокук саклау органнары системасы”). | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 7. Наречие | Содержание учебного материала: 1. Наречие 2. Текст. “Суды и судопроизводство” (“ Судлар һәм суд эшчәнлеге”). | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 8. Имя числительное | Содержание учебного материала: 1. Имя числительное 2. Текст. “Права и обязанности человека и гражданина” (“Кешенең һәм гражданның хокуклары һәм бурычлары”). | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 9. Вспомога-тельные части речи | Содержание учебного материала: 1. Вспомогательные части речи 2. Текст. “Нарушение прав человека. Охрана прав и свобод человека” (“Кеше хокукларын бозу һәм аларны яклау”) | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
РАЗДЕЛ 3. Синтаксис | |||
Тема 10. Синтаксис татарского языка | Содержание учебного материала: 1. Синтаксис татарского языка 2. Текст. “ Преступление и наказание” (“Җинаять һәм җәза”) | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
РАЗДЕЛ 4. Стилистика | |||
Тема 11. Функциональные стили современ-ного татарского литератур-ного языка | Содержание учебного материала: 1. Функциональные стили речи современного татарского литературного языка 2. Текст. Образцы служебных документов. (Эш кәгазьләре үрнәкләре) | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Всего |
Программа КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Тема 2. Фонетический строй татарского языка. Способы словообразования.
Студент должен
знать:
- алфавит татарского языка
- особенности гласных и согласных звуков
- 2 закона сингармонизма
- основные правила произношения, правописания и ударения в татарском языке
- правила ударения
уметь:
- пользоваться словарями
- правильно присоединять аффиксы при образовании новых слов и новых грамматических форм
- правильно произносить звуки и читать слова
иметь представление о:
- способах словообразования в татарском языке
Алфавит татарского языка.
Гласные и согласные звуки.
Слогоделение.
Законы сингармонизма.
Ударение.
Орфоэпия.
Орфография.
Способы словообразования.
РАЗДЕЛ 2. МОРФОЛОГИЯ
Тема 3. Имя существительное
Студент должен
знать:
- основные способы словообразования и формообразования в татарском языке
- основные способы образования новых имен существительных.
- аффиксы множественного числа
- аффиксы принадлежности, падежей, выражения определенности -неопределенности
- 3 типа изафетных сочетаний
- синтаксическую функцию имени существительного
уметь:
- дать общую характеристику имени существительному
- образовывать новые имена существительные
- правильно сочетать два и более существительных
- находить существительное в предложении
иметь представление об:
- имени существительном как части речи
- особенностях существительного в русском и татарском языках
Общая характеристика имени существительного.
Словообразование и формообразование в татарском языке.
Образование имен существительных.
Формы единственного и множественного числа.
Категория принадлежности. Склонение существительных с аффиксами принадлежности.
Категория падежа.
Определенность-неопределенность имен.
Типы изафетных сочетаний (сочетаний имени существительного с именем существительным).
Синтаксическая функция имени существительного.
Тема 4. Местоимение
Студент должен
знать:
- разряды местоимений, их аффиксы
-аффиксы склонения по лицам и падежам
- синтаксическую функцию местоимения
уметь:
- дать общую характеристику местоимению
-склонять личные местоимения по падежам
- употреблять местоимения в речи
-приводить примеры разрядов местоимений
- заменять местоимениями другие части речи
- находить местоимение в предложении
иметь представление о:
- местоимении как части речи
- особенностях местоимений в русском и татарском языках
Общая характеристика местоимения
Разряды местоимений.
Склонение местоимений.
Тема 5. Глагол
Студент должен
знать:
-основные способы образования глаголов
- начальную форму татарского глагола.
-4 наклонения, их аффиксы
- аффиксы категорий лица, числа, наклонения, времени, залога
- аффиксы неличных форм глагола
- синтаксическую функцию глагола
уметь:
- дать общую характеристику глаголу
- вычленять глагол из предложения
-выделить основу (начальную форму) глагола, образовывать отрицательную форму,
- дать характеристику личным и неличным формам глаголов
- употреблять глаголы с аффиксами лица, числа, наклонения, времени, залога
иметь представление о:
- глаголе как части речи
- особенностях глаголов в русском и татарском языках
- модальных формах и конструкциях глагола, выражающих значение возможности, необходимости, долженствования, намерения.
Общая характеристика глагола.
Образование глаголов.
Начальная форма татарского глагола.
Наклонение.
Личные формы глагола.
Категория лица, числа, наклонения, времени, залога.
Неличные формы глагола.
Причастие, деепричастие, инфинитив, имя действия.
Модальные формы и конструкции глагола, выражающие значение возможности, необходимости, долженствования, намерения.
Тема 6. Имя прилагательное
Студент должен
знать:
-разряды прилагательных, их аффиксы
- способы образования прилагательных
- степени сравнения прилагательных и их аффиксы
- синтаксическую функцию прилагательного
уметь:
- дать общую характеристику прилагательному
- употреблять прилагательные в речи
- находить прилагательное в предложении
иметь представление о:
- о прилагательном как части речи и ее отличии от прилагательных
в русском языке
Общая характеристика прилагательного
Образование прилагательных
Разряды прилагательных.
Степени сравнения прилагательных
Тема 7. Наречие
Студент должен
знать:
-разряды наречий, их аффиксы
- способы образования наречий
- синтаксическую функцию наречия
- уметь:
- дать общую характеристику наречию
- употреблять наречия в речи
- находить наречие в предложении
иметь представление о:
- о наречии как части речи и его отличии от наречий в русском языке
Общая характеристика наречия.
Образование наречий.
Разряды наречий.
Тема 8. Имя числительное
Студент должен
знать:
-разряды числительных, их аффиксы
- способы указания времени, даты
- синтаксическую функцию числительного
- уметь:
- дать общую характеристику числительному
- употреблять простые и сложные числительные в речи
- находить числительное в предложении
- склонять числительное по падежам при опущении стоящего за ним имени
иметь представление о:
- о числительном как части речи и его отличии от числительных в русском языке
Общая характеристика имени числительного.
Разряды числительных.
РАЗДЕЛ 3. СИНТАКСИС
РАЗДЕЛ 4. Стилистика
Основная
1. * Амиров К. Ф. Русско-татарский юридический словарь: Ок. 10 000 слов / Под ред. Ф. А. Ганиева.– Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. – 103 с.
2. *Русско-татарский словарь: Ок. 47000 слов / Э. М. Ахунзянов, Р. С. Газизов, Ф. А. Ганиев и др.; Под редакцией Ф. А. Ганиева. – 4-е изд., испр. – М.: ИНСАН, 1997. –720 с.
3. *Сафиуллина Ф. С. Татар теле (интенсив курс). Татарский язык (интенсивный курс). – Казань: Хәтер, 1998. – 272 с.
4. *Татарская грамматика: В 3 т. Т. 1. Введение. Фонетика. Фонология. Просодика. Графика и орфография. Орфоэпия / Под ред. М. З. Закиева. – Казань: Полиграф. объединение им. К. Якуба Министерства информации и печати, 1995. – 510 с.
5. *Татарско-русский словарь: Ок. 25000 слов / И. А. Абдуллин, Ф. А. Ганиев, М. Г. Мухамадиев, Р. А. Юналеева; Под ред. Ф. А. Ганиева. – Казань: Татарское. кн. изд-во, 1998. – 462 с.
6. Тел- акылның баскычы. Татар теле дәресләре:Урта махсус уку йортлары өчен д-лек / М.С. Артюшина, Р.Р.Мәүлетшина,Ф.М. Нигъмәтҗанова, Р.Н.Хөсәенова.-Казан :Мәгариф, 2007.- 159 б.*
7.Хайруллин М.Б.
Развитие национальных языков в условиях двуязычия и многоязычия. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - 285 с.
Фаттахова Р.Ф.
Практический татарский язык: метод. пособие. - 2-е изд., испр. и доп.. - Казань: Татар. книж. изд-во, 2012. - 176 с.
Дополнительная
1. Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан. Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы.- Казань: Татар.кн.изд-во, 2005 - 69 с.
2. Сафиуллина Ф. С., Шарафиева Г. Р. Учат таблицы и схемы: Таблицы и схемы по татарскому языку для работы с русскоязычными учащимися. – Казань: Магариф, 1998. – 96 с.
3. Сафиуллина Ф.С. Татарский язык в диалогах: Учебное пособие для изучающих татарский язык. — Казань: Магариф, 1994. — 222 с.
4. Современный татарский литературный язык. Лексикология, фонетика, морфология. — М.: Наука, 1969.
5. Татар грамматикасы. — М.: “Инсан”, Казань: “Фикер”. — Т. I. — 1988. — 512 б.
6. Татар теле дәресләрендә рус телле укучылар белән өстәмә эшләү өчен күнегүләр һәм текстлар җыентыгы : Татар теле укытучылары өчен методик кулланма / Төз. Нигъмәтуллина Р.Р. , Шәрифуллина Г.К., Гәниева Ә.Ә. – Яр Чаллы: Набережночелнинская типография, 2001. – 90 б.
7. Татарская грамматика: В 3-х т. — Казань. т. I. — 1993. — 584 с.;
8. Языковая политика в Республике Татарстан. Документы и материалы. — Казань, 1999.
9. Языковая ситуация в Республике Татарстан: Состояние и перспективы. — Казань, 1999.
10. Татар энөиклопедия сүзлеге- Казан:ТР ФА Татар энөиклопедиясе институты. 2002- 830 б.: ил.*
11. Модернизация: государство, обәество,экономика и кулҗтура: материалы международ. науч. конф. (Казань, 26 март 2010г.).- М.: Изд. Центр Рос. гос.. гуманитар. ун- та.- 322 с.
Занятие 2 (2 часа).
Литература
Основная
1 * Амиров К. Ф. Русско-татарский юридический словарь: Ок. 10 000 слов / Под ред. Ф. А. Ганиева.– Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. – 103 с.
2 *Русско-татарский словарь: Ок. 47000 слов / Э. М. Ахунзянов, Р. С. Газизов, Ф. А. Ганиев и др.; Под редакцией Ф. А. Ганиева. – 4-е изд., испр. – М.: ИНСАН, 1997. –720 с.
3 *Сафиуллина Ф. С. Татар теле (интенсив курс). Татарский язык (интенсивный курс). – Казань: Хәтер, 1998. – 272 с.
4 *Татарская грамматика: В 3 т. Т. 1. Введение. Фонетика. Фонология. Просодика. Графика и орфография. Орфоэпия / Под ред. М. З. Закиева. – Казань: Полиграф. объединение им. К. Якуба Министерства информации и печати, 1995. – 510 с.
5 *Татарско-русский словарь: Ок. 25000 слов / И. А. Абдуллин, Ф. А. Ганиев, М. Г. Мухамадиев, Р. А. Юналеева; Под ред. Ф. А. Ганиева. – Казань: Татарское. кн. изд-во, 1998. – 462 с.
6 Тел- акылның баскычы. Татар теле дәресләре:Урта махсус уку йортлары өчен д-лек / М.С. Артюшина, Р.Р.Мәүлетшина,Ф.М. Нигъмәтҗанова, Р.Н.Хөсәенова.-Казан :Мәгариф, 2007.- 159 б.*
Дополнительная
1 Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан. Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы.- Казань: Татар.кн.изд-во, 2005 - 69 с.
2 Сафиуллина Ф. С., Шарафиева Г. Р. Учат таблицы и схемы: Таблицы и схемы по татарскому языку для работы с русскоязычными учащимися. – Казань: Магариф, 1998. – 96 с.
3 Сафиуллина Ф.С. Татарский язык в диалогах: Учебное пособие для изучающих татарский язык. — Казань: Магариф, 1994. — 222 с.
4 Современный татарский литературный язык. Лексикология, фонетика, морфология. — М.: Наука, 1969.
5 Татар грамматикасы. — М.: “Инсан”, Казань: “Фикер”. — Т. I. — 1988. — 512 б.
6 Татар теле дәресләрендә рус телле укучылар белән өстәмә эшләү өчен күнегүләр һәм текстлар җыентыгы : Татар теле укытучылары өчен методик кулланма / Төз. Нигъмәтуллина Р.Р. , Шәрифуллина Г.К., Гәниева Ә.Ә. – Яр Чаллы: Набережночелнинская типография, 2001. – 90 б.
7 Татарская грамматика: В 3-х т. — Казань. т. I. — 1993. — 584 с.;
8 Языковая политика в Республике Татарстан. Документы и материалы. — Казань, 1999.
9 Языковая ситуация в Республике Татарстан: Состояние и перспективы. — Казань, 1999.
10 Таатар энөиклопедия сүзлеге- Казан:ТР ФА Татар энөиклопедиясе институты. 2002- 830 б.: ил.*
11 Модернизация: государство, обәество,экономика и кулҗтура: материалы международ. науч. конф. (Казань,26 март 2010г.).- М.: Изд. Центр Рос. гос.. гуманитар. ун- та.- 322 с.
Занятие 3 (2 часа).
Тема 3. Имя существительное.
Общая характеристика имени существительного.
Словообразование и формообразование в татарском языке.
Образование имен существительных.
Формы единственного и множественного числа.
Категория принадлежности. Склонение существительных с аффиксами принадлежности.
Текст. “Республика Татарстан - субъект Российской Федерации. Конституция- основной закон государства”.(“Конституция – дэүләтнең төп законы”).
Литература
Основная
1. * Амиров К. Ф. Русско-татарский юридический словарь: Ок. 10 000 слов / Под ред. Ф. А. Ганиева.– Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. – 103 с.
2. *Русско-татарский словарь: Ок. 47000 слов / Э. М. Ахунзянов, Р. С. Газизов, Ф. А. Ганиев и др.; Под редакцией Ф. А. Ганиева. – 4-е изд., испр. – М.: ИНСАН, 1997. –720 с.
3. *Сафиуллина Ф. С. Татар теле (интенсив курс). Татарский язык (интенсивный курс). – Казань: Хәтер, 1998. – 272 с.
4. *Татарская грамматика: В 3 т. Т. 2. Морфология. – Казань: Татар. книж. изд-во, 1993. – 397 с.
5. *Татарско-русский словарь: Ок. 25000 слов / И. А. Абдуллин, Ф. А. Ганиев, М. Г. Мухамадиев, Р. А. Юналеева; Под ред. Ф. А. Ганиева. – Казань: Татарское. кн. изд-во, 1998. – 462 с.
6. Тел- акылның баскычы. Татар теле дәресләре:Урта махсус уку йортлары өчен д-лек / М.С. Артюшина, Р.Р.Мәүлетшина,Ф.М. Нигъмәтҗанова, Р.Н.Хөсәенова.-Казан :Мәгариф, 2007.- 159 б.*
Дополнительная
1. Амиров К. Ф., Әмирова Г. Р. Хокук белеме нигезләре. – Казан: Мәгариф, 1999. – 110 б.
2. Сафиуллина Ф. С., Шарафиева Г. Р. Учат таблицы и схемы: Таблицы и схемы по татарскому языку для работы с русскоязычными учащимися. – Казань: Магариф, 1998. – 96 с.
3. Сафиуллина Ф.С. Татарский язык в диалогах: Учебное пособие для изучающих татарский язык. — Казань: Магариф, 1994. — 222 с.
4. Современный татарский литературный язык. Лексикология, фонетика, морфология. — М.: Наука, 1969.
5. Татар грамматикасы. — М.: “Инсан”, Казань: “Фикер”. Т. II. — 2002. — 448 б.; Т. III. — 1999. — 512 б.
6. Татар теле дәресләрендә рус телле укучылар белән өстәмә эшләү өчен күнегүләр һәм текстлар җыентыгы : Татар теле укытучылары өчен методик кулланма / Төз. Нигъмәтуллина Р.Р. , Шәрифуллина Г.К., Гәниева Ә.Ә. – Яр Чаллы: Набережночелнинская типография, 2001. – 90 б.
7. Тумашева Д. Г. Хәзерге татар әдәби теле. – Казан: Казан университеты нәшрияты. – 1978. – 221 б.
8. Татар энөиклопедия сүзлеге- Казан:ТР ФА Татар энөиклопедиясе институты. 2002- 830 б.: ил.*
9. Модернизация: государство, обәество,экономика и кулҗтура: материалы международ. науч. конф. (Казань,26 март 2010г.).- М.: Изд. Центр Рос. гос.. гуманитар. ун- та.- 322 с.
Занятие 4 (2 часа).
Тема 3. Имя существительное
Категория падежа.
Определенность-неопределенность имен.
Типы изафетных сочетаний (сочетаний имени существительного с именем существительным).
Синтаксическая функция имени существительного.
Текст. “Республика Татарстан - субъект Российской Федерации. Конституция - основной закон государства”.(“Конституция – дәүләтнең төп законы”).
Литература
Основная
1 * Амиров К. Ф. Русско-татарский юридический словарь: Ок. 10 000 слов / Под ред. Ф. А. Ганиева.– Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. – 103 с.
2 *Русско-татарский словарь: Ок. 47000 слов / Э. М. Ахунзянов, Р. С. Газизов, Ф. А. Ганиев и др.; Под редакцией Ф. А. Ганиева. – 4-е изд., испр. – М.: ИНСАН, 1997. –720 с.
3 *Сафиуллина Ф. С. Татар теле (интенсив курс). Татарский язык (интенсивный курс). – Казань: Хәтер, 1998. – 272 с.
4 *Татарская грамматика: В 3 т. Т. 2. Морфология. – Казань: Татар. книж. изд-во, 1993. – 397 с.
5 *Татарско-русский словарь: Ок. 25000 слов / И. А. Абдуллин, Ф. А. Ганиев, М. Г. Мухамадиев, Р. А. Юналеева; Под ред. Ф. А. Ганиева. – Казань: Татарское. кн. изд-во, 1998. – 462 с.
6 Тел- акылның баскычы. Татар теле дәресләре:Урта махсус уку йортлары өчен д-лек / М.С. Артюшина, Р.Р.Мәүлетшина,Ф.М. Нигъмәтҗанова, Р.Н.Хөсәенова.-Казан :Мәгариф, 2007.- 159 б.
Дополнительная
1 Амиров К. Ф., Әмирова Г. Р. Хокук белеме нигезләре. – Казан: Мәгариф, 1999. – 110 б.
2 Сафиуллина Ф. С., Шарафиева Г. Р. Учат таблицы и схемы: Таблицы и схемы по татарскому языку для работы с русскоязычными учащимися. – Казань: Магариф, 1998. – 96 с.
3 Сафиуллина Ф.С. Татарский язык в диалогах: Учебное пособие для изучающих татарский язык. — Казань: Магариф, 1994. — 222 с.
4 Современный татарский литературный язык. Лексикология, фонетика, морфология. — М.: Наука, 1969.
5 Татар грамматикасы. — М.: “Инсан”, Казань: “Фикер”. Т. II. — 2002. — 448 б.; Т. III. — 1999. — 512 б.
6 Татар теле дәресләрендә рус телле укучылар белән өстәмә эшләү өчен күнегүләр һәм текстлар җыентыгы : Татар теле укытучылары өчен методик кулланма / Төз. Нигъмәтуллина Р.Р. , Шәрифуллина Г.К., Гәниева Ә.Ә. – Яр Чаллы: Набережночелнинская типография, 2001. – 90 б.
7 Тумашева Д. Г. Хәзерге татар әдәби теле. – Казан: Казан университеты нәшрияты. – 1978. – 221 б.
8 Татар энөиклопедия сүзлеге- Казан:ТР ФА Татар энөиклопедиясе институты. 2002- 830 б.: ил.
9 Модернизация: государство, обәество,экономика и кулҗтура: материалы международ. науч. конф. (Казань,26 март 2010г.).- М.: Изд. Центр Рос. гос.. гуманитар. ун- та.- 322 с.
10 Татар энөиклопедия сүзлеге- Казан:ТР ФА Татар энөиклопедиясе институты. 2002- 830 б.: ил.*
11 Модернизация: государство, обәество,экономика и кулҗтура: материалы международ. науч. конф. (Казань,26 март 2010г.).- М.: Изд. Центр Рос. гос.. гуманитар. ун- та.- 322 с.
Занятие 5 (2 часа).
Тема 4. Местоимение
Общая характеристика местоимения
Разряды местоимений.
Склонение местоимений
Текст. “Республика Татарстан - субъект Российской Федерации. Конституция- основной закон государства”.(“Татарстан Республикасы – Россия Федерациясе субъекты”).
Литература
Основная
1 *Амиров К. Ф. Русско-татарский юридический словарь: Ок. 10 000 слов / Под ред. Ф. А. Ганиева.– Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. – 103 с.
2 *Русско-татарский словарь: Ок. 47000 слов / Э. М. Ахунзянов, Р. С. Газизов, Ф. А. Ганиев и др.; Под редакцией Ф. А. Ганиева. – 4-е изд., испр. – М.: ИНСАН, 1997. –720 с.
3 *Сафиуллина Ф. С. Татар теле (интенсив курс). Татарский язык (интенсивный курс). – Казань: Хәтер, 1998. – 272 с.
4 *Татарская грамматика: В 3 т. Т. 2. Морфология. – Казань: Татар. книж. изд-во, 1993. – 397 с.
5 Татарско-русский словарь: Ок. 25000 слов / И. А. Абдуллин, Ф. А. Ганиев, М. Г. Мухамадиев, Р. А. Юналеева; Под ред. Ф. А. Ганиева. – Казань: Татарское. кн. изд-во, 1998. – 462 с.
6 *Тел- акылның баскычы. Татар теле дәресләре:Урта махсус уку йортлары өчен д-лек / М.С. Артюшина, Р.Р.Мәүлетшина,Ф.М. Нигъмәтҗанова, Р.Н.Хөсәенова.-Казан :Мәгариф, 2007.- 159 б.
Дополнительная
1 Амиров К. Ф., Әмирова Г. Р. Хокук белеме нигезләре. – Казан: Мәгариф, 1999. – 110 б.
2 Сафиуллина Ф. С., Шарафиева Г. Р. Учат таблицы и схемы: Таблицы и схемы по татарскому языку для работы с русскоязычными учащимися. – Казань: Магариф, 1998. – 96 с.
3 Сафиуллина Ф.С. Татарский язык в диалогах: Учебное пособие для изучающих татарский язык. — Казань: Магариф, 1994. — 222 с.
4 Современный татарский литературный язык. Лексикология, фонетика, морфология. — М.: Наука, 1969.
5 Татар грамматикасы. — М.: “Инсан”, Казань: “Фикер”. Т. II. — 2002. — 448 б.; Т. III. — 1999. — 512 б. Тумашева Д. Г. Хәзерге татар әдәби теле. – Казан: Казан университеты нәшрияты. – 1978. – 221 б.
6. Татар энөиклопедия сүзлеге- Казан:ТР ФА Татар энөиклопедиясеинституты. 2002- 830 б.: ил.
7. Модернизация: государство, обәество,экономика и кулҗтура: материалы международ. науч. конф. (Казань,26 март 2010г.).- М.: Изд. Центр Рос. гос.. гуманитар. ун- та.- 322 с.
Занятие 6 (2 часа).
Тема 5. Глагол.
Общая характеристика глагола.
Образование глаголов.
Начальная форма татарского глагола.
Наклонение.
Текст. “Правонарушение. Юридическая ответственность” (“Хокук бозу. Юридик җаваплылык”)
Литература
Основная
1 *Амиров К. Ф. Русско-татарский юридический словарь: Ок. 10 000 слов / Под ред. Ф. А. Ганиева.– Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. – 103 с.
2 *Русско-татарский словарь: Ок. 47000 слов / Э. М. Ахунзянов, Р. С. Газизов, Ф. А. Ганиев и др.; Под редакцией Ф. А. Ганиева. – 4-е изд., испр. – М.: ИНСАН, 1997. –720 с.
3 *Сафиуллина Ф. С. Татар теле (интенсив курс). Татарский язык (интенсивный курс). – Казань: Хәтер, 1998. – 272 с.
4 *Татарская грамматика: В 3 т. Т. 2. Морфология. – Казань: Татар. книж. изд-во, 1993. – 397 с.
5 *Татарско-русский словарь: Ок. 25000 слов / И. А. Абдуллин, Ф. А. Ганиев, М. Г. Мухамадиев, Р. А. Юналеева; Под ред. Ф. А. Ганиева. – Казань: Татарское. кн. изд-во, 1998. – 462 с.
6 *Тел- акылның баскычы. Татар теле дәресләре:Урта махсус уку йортлары өчен д-лек / М.С. Артюшина, Р.Р.Мәүлетшина,Ф.М. Нигъмәтҗанова, Р.Н.Хөсәенова.-Казан :Мәгариф, 2007.- 159 б.
Дополнительная
1 Амиров К. Ф., Әмирова Г. Р. Хокук белеме нигезләре. – Казан: Мәгариф, 1999. – 110 б.
2 Сафиуллина Ф. С., Шарафиева Г. Р. Учат таблицы и схемы: Таблицы и схемы по татарскому языку для работы с русскоязычными учащимися. – Казань: Магариф, 1998. – 96 с.
3 Сафиуллина Ф.С. Татарский язык в диалогах: Учебное пособие для изучающих татарский язык. — Казань: Магариф, 1994. — 222 с.
4 Современный татарский литературный язык. Лексикология, фонетика, морфология. — М.: Наука, 1969.
5 Татар грамматикасы. — М.: “Инсан”, Казань: “Фикер”. Т. II. — 2002. — 448 б.; Т. III. — 1999. — 512 б.
6 Татар теле дәресләрендә рус телле укучылар белән өстәмә эшләү өчен күнегүләр һәм текстлар җыентыгы : Татар теле укытучылары өчен методик кулланма / Төз. Нигъмәтуллина Р.Р. , Шәрифуллина Г.К., Гәниева Ә.Ә. – Яр Чаллы: Набережночелнинская типография, 2001. – 90 б.
7 Тумашева Д. Г. Хәзерге татар әдәби теле. – Казан: Казан университеты нәшрияты. – 1978. – 221 б.
8. *Татар энөиклопедия сүзлеге- Казан:ТР ФА Татар энөиклопедиясеинституты. 2002- 830 б.: ил.
9. Модернизация: государство, обәество,экономика и кулҗтура: материалы международ. науч. конф. (Казань,26 март 2010г.).- М.: Изд. Центр Рос. гос.. гуманитар. ун- та.- 322 с.
Занятие 7 (2 часа).
Тема 5. Глагол.
Личные формы глагола.
Категория лица, числа, наклонения, времени, залога.
Текст. “Правонарушение. Юридическая ответственность” (“Хокук бозу. Юридик җаваплылык”)
Литература
Основная
1 *Амиров К. Ф. Русско-татарский юридический словарь: Ок. 10 000 слов / Под ред. Ф. А. Ганиева.– Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. – 103 с.
2 *Русско-татарский словарь: Ок. 47000 слов / Э. М. Ахунзянов, Р. С. Газизов, Ф. А. Ганиев и др.; Под редакцией Ф. А. Ганиева. – 4-е изд., испр. – М.: ИНСАН, 1997. –720 с.
3 *Сафиуллина Ф. С. Татар теле (интенсив курс). Татарский язык (интенсивный курс). – Казань: Хәтер, 1998. – 272 с.
4 *Татарская грамматика: В 3 т. Т. 2. Морфология. – Казань: Татар. книж. изд-во, 1993. – 397 с.
5 *Татарско-русский словарь: Ок. 25000 слов / И. А. Абдуллин, Ф. А. Ганиев, М. Г. Мухамадиев, Р. А. Юналеева; Под ред. Ф. А. Ганиева. – К Тел- акылның баскычы. Татар теле дәресләре:Урта махсус уку йортлары өчен д-лек / М.С. Артюшина, Р.Р.Мәүлетшина,Ф.М. Нигъмәтҗанова, Р.Н.Хөсәенова.-Казан :Мәгариф, 2007.- 159 б.
6 азань: Татарское. кн. изд-во, 1998. – 462 с.
Дополнительная
1 Амиров К. Ф., Әмирова Г. Р. Хокук белеме нигезләре. – Казан: Мәгариф, 1999. – 110 б.
2 Сафиуллина Ф. С., Шарафиева Г. Р. Учат таблицы и схемы: Таблицы и схемы по татарскому языку для работы с русскоязычными учащимися. – Казань: Магариф, 1998. – 96 с.
3 Сафиуллина Ф.С. Татарский язык в диалогах: Учебное пособие для изучающих татарский язык. — Казань: Магариф, 1994. — 222 с.
4 Современный татарский литературный язык. Лексикология, фонетика, морфология. — М.: Наука, 1969.
5 Татар грамматикасы. — М.: “Инсан”, Казань: “Фикер”. Т. II. — 2002. — 448 б.; Т. III. — 1999. — 512 б.
6 Татар теле дәресләрендә рус телле укучылар белән өстәмә эшләү өчен күнегүләр һәм текстлар җыентыгы : Татар теле укытучылары өчен методик кулланма / Төз. Нигъмәтуллина Р.Р. , Шәрифуллина Г.К., Гәниева Ә.Ә. – Яр Чаллы: Набережночелнинская типография, 2001. – 90 б.
7 Тумашева Д. Г. Хәзерге татар әдәби теле. – Казан: Казан университеты нәшрияты. – 1978. – 221 б.
8. *Татар энөиклопедия сүзлеге- Казан:ТР ФА Татар энөиклопедиясеинституты. 2002- 830 б.: ил.
9. Модернизация: государство, обәество,экономика и кулҗтура: материалы международ. науч. конф. (Казань,26 март 2010г.).- М.: Изд. Центр Рос. гос.. гуманитар. ун- та.- 322 с.
Занятие 8 (2 часа).
Тема 5. Глагол.
Неличные формы глагола.
Причастие, деепричастие, инфинитив, имя действия.
Модальные формы и конструкции глагола, выражающие значение возможности, необходимости, долженствования, намерения.
Текст. “Правонарушение. Юридическая ответственность” (“Хокук бозу. Юридик җаваплылык”)
Литература
Основная
1 *Амиров К. Ф. Русско-татарский юридический словарь: Ок. 10 000 слов / Под ред. Ф. А. Ганиева.– Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. – 103 с.
2 *Русско-татарский словарь: Ок. 47000 слов / Э. М. Ахунзянов, Р. С. Газизов, Ф. А. Ганиев и др.; Под редакцией Ф. А. Ганиева. – 4-е изд., испр. – М.: ИНСАН, 1997. –720 с.
3 *Сафиуллина Ф. С. Татар теле (интенсив курс). Татарский язык (интенсивный курс). – Казань: Хәтер, 1998. – 272 с.
4 *Татарская грамматика: В 3 т. Т. 2. Морфология. – Казань: Татар. книж. изд-во, 1993. – 397 с.
5 *Татарско-русский словарь: Ок. 25000 слов / И. А. Абдуллин, Ф. А. Ганиев, М. Г. Мухамадиев, Р. А. Юналеева; Под ред. Ф. А. Ганиева. – Казань: Татарское. кн. изд-во, 1998. – 462 с.
Дополнительная
1 Амиров К. Ф., Әмирова Г. Р. Хокук белеме нигезләре. – Казан: Мәгариф, 1999. – 110 б.
2 Сафиуллина Ф. С., Шарафиева Г. Р. Учат таблицы и схемы: Таблицы и схемы по татарскому языку для работы с русскоязычными учащимися. – Казань: Магариф, 1998. – 96 с.
3 Сафиуллина Ф.С. Татарский язык в диалогах: Учебное пособие для изучающих татарский язык. — Казань: Магариф, 1994. — 222 с.
4 Современный татарский литературный язык. Лексикология, фонетика, морфология. — М.: Наука, 1969.
6 Татар грамматикасы. — М.: “Инсан”, Казань: “Фикер”. Т. II. — 2002. — 448 б.; Т. III. — 1999. — 512 б.
7 Татар теле дәресләрендә рус телле укучылар белән өстәмә эшләү өчен күнегүләр һәм текстлар җыентыгы : Татар теле укытучылары өчен методик кулланма / Төз. Нигъмәтуллина Р.Р. , Шәрифуллина Г.К., Гәниева Ә.Ә. – Яр Чаллы: Набережночелнинская типография, 2001. – 90 б.
8 Тумашева Д. Г. Хәзерге татар әдәби теле. – Казан: Казан университеты нәшрияты. – 1978. – 221 б.
Занятие 9 (2 часа).
Тема 6. Имя прилагательное
Общая характеристика прилагательного
Образование прилагательных
Разряды прилагательных.
Текст. “ Система правовохранительных органов Российской Федерации и Республики Татарстан.” (“Россия Федерациясе һәм Татарстан Республикасының хокук саклау органнары системасы”).
<