Знакомство с новым предметом и с новым учебником

НАША РЕЧЬ

Урок 1. Наша речь

Цель: познакомить со значением речи и языка в жизни лю­дей, с новым предметом и новым учебником.'

Планируемые результаты: учащиеся научатся высказывать­ся о значении языка и речи в жизни людей; оценивать свои результаты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Знакомство с новым предметом и с новым учебником

— Сегодня начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке перво­классника. Разгадайте загадки.

Знакомство с новым предметом и с новым учебником - student2.ru

1. Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандаш).

2. Отгадай, что за вещица-

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она ..

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки. (Ручка.}

3. Чтоб на праздник сделать маски.

Нам потребуются... (краски).

4. Мыхолим ночью, ходим днем, .

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)

5. Аз + буки. (Азбука.)

6 Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках

На листочках,

Где станции на точках. (Книга)

7. Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Всемя помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумеи-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (Линейка.)

— Какое слово у вас получилось? (Русский.)

(На доске записаны слова.) Пенал, тетрадь, язык, портфель.

— Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слова обозначают учебные принадлежности.)

Соединим два слова и получим русский язык. Вы попроща­лись со своей первой книгой — «Азбукой» и сегодня можете сказать; «Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, ко­торый мы начинаем изучать.

— Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто на­писал книгу? (Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.)

— Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы.)

—Прочитайте, что написано под названием книги.

— Почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.)

— Полистайте учебник.

— Что вы видите на с. 3? (Обращение авторов к первокласс­никам.)

— Какие тайны хранит эта книга? Что мы сможем узнать на уроках русского языка? (Как правильно говорить и пи­сать на русском языке.)

На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие пони­мали вас.

— А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.)

— Откройте с. 134. Что находится там? (Справочные мате­риалы.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 5.

— Прочитайте тему. Выскажите свои предположения о том, что такое речь.

— Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая эту тему. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, для чего нужна речь. Упр. 1 (с. 6).

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте. О чём сообщает ав­тор? (Только человек обладает даром речи.)

— А как общаются животные? (Ответы детей.)

— А человек может понять, что они хотят сказать? (Ответы детей.)

— Так можно ли отнести звуковые сигналы животных к речи?

III. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали —

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали. . ..

IV. Продолжение работы по теме урока . Работа по учебнику Упр. 2 (с. 6).

— Рассмотрите схему и рисунки на с. 5.

— Что делает мальчик вверху слева? (Слушает.}

— Какой это вид речи? (Слушание.}

— А что делает девочка вверху справа? (Говорит.)

— Какой это вид речи? (Говорение.}

— А что делает девочка внизу слева? (Читает.}

— Какой это вид речи? (Чтение.} . ,

— Что делает мальчик внизу справа? (Пишет.)

— Какой это вид речи? (Письмо.}

— Сделайте вывод: для чего нужна речь?

— Прочитайте сведения о языке.

— Что такое речь?

— Приведите пример такого вида речи, как письмо. (Ученики записывают предложение.)

V. Рефлексия

— Кто ответил на все вопросы?

— Оцените свою работу на уроке.

(Учитель может выбрать любой способ самооценки (см. раздел «От автора»).)

VI. Подведение итогов урока

— Для чего нужна речь?

— Что относится к речи?

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Беседа по вопросам

— Для чего нужна речь?

— Приведите примеры разных видов речи.

Игра «Определи вид речи»

(Учитель показывает картинки с изображением детей, ко­торые пишут, слушают, читают, говорят. Учащиеся называют мид речи.)

Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 8), '

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

— Все ли записи вы смогли прочитать и понять? Почему?

— Прочитайте ту запись, которая написана на русском языке. Объясните, что значит «родной язык». (Родной язык — это язык, на котором говорят с раннего детства, па котором произносят первые слова, которые слышат от своих родителей.)

— Выполните задание.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какой язык является государственным языком в Россий­ской Федерации?

— Что такое государственный язык? (Обязательный в данной стране. На этом языке идёт преподавание в школах, вузах, издаются законы. Это основной язык государства.)

2. Словарная работа

(Можно использовать школьный орфографический сло­варик*.)

— Прочитайте слова на с. 8. (Русский язык.)

— Найдите эти слова в орфографическом словаре.

— Написание этих слов нужно запомнить. Какая орфограм­ма выделена в слове русский? (Удвоенная буква С.) '• — Прочитайте второе слово с ударением. На какой слог падает ударение?

— Какая гласная записана в безударном слоге?

— Произнесите это слово. Какой звук слышится в безудар­ном слоге?

— Составьте предложения с этими словами.

— Запомните написание этих слов.

VII. Рефлексия

(Проверь себя» (е. 8). Самостоятельное выполнение.) Оцените свою работу на уроке.

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ

Урок 3. Текст и предложение

Цели: дать представление о тексте и предложении; позна-комшъ с функцией предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из тек­ст; оформлять предложения на письме.

Ход урока

I. Организационный момент

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 10).

— Прочитайте.

— О каком времени года идёт речь? Докажите.

— Что можно сказать об этих предложениях? (Все предло­жения связаны по смыслу.)

— Что это значит? (Это текст.}

— Выберите заголовок к тексту.

— Как оформлен текст? (Первое предложение записано с красной строки.)

— Что такое красная строка?

Материал для учителя

Красная строка

Книги на Руси начали печатать немногим более четырёх веков назад, а до этого их переписывали от руки.

Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предло­жения. Начало повествования летописец обозначал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы и сейчас иногда можно увидеть в книгах. Красная буква (а слово красный рань­ше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.

— А какой ещё заголовок подойдёт к этому тексту? Приду­майте сами.

— Назовите весенние месяцы.

Словарная работа

— Вспомните стихи про весенние месяцы. Угадайте, о ка­ком месяце идёт речь.

Рыхлый снег темнеет в..., Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте На стене. (Март.)

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. (Апрель.) '

Распустился ландыш в...,

В самый праздник — в первый день.

... цветами провожая. Распускается сирень. (Май.)

— Л кто тает, кому принадлежат эти замечательные стихи? (С. Маршаку.)

— Ч; 1 1 1 1 1 1 II ите названия весе нних месяцев. П остарайтесь за-иоммить, как они пишутся.

АГюта по учебнику

— 1 1рочит;ште сведения о языке на с. 10,

— И (чего состоит речь?

— Что можно сказать о предложениях в тексте?

— Чем ещё отличается текст от группы предложений?

( Текст можно озаглавить.) Упр. 2 (с. П).

— \ 1рочитайте задание. Подумайте, как определить коли­чество предложений в тексте. Выскажите своё мнение.

— К;ж мы отделяем одно предложение от другого при чте­нии?

— Л па письме?

— Рассмотрите рисунок ещё раз, Выберите из текста пред­ложение, которым можно подписать этот рисунок. За-1 1 и шите его в тетрадь.

IV. Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья, Чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем — Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись. Сейчас сделаем наклоны. Все к упражнению готовы? Раз, два, три, четыре, пять. Теперь спинки держим ровно — На месте будем мы шагать. Тихо все на место сядем И закроем глазки. Вспомните, что изучали, Без моей подсказки.

V. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 3 (с. 11).

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.

— Составляют ли эти слова предложение? Почему?

— Составьте из этих слов предложение.

— Какими словами можно дополнить это предложение (Ответы детей.)

— Запишите предложение.

— Прочитайте сведения о языке.

— Что можно сказать о словах в предложении?

— Чем отличается предложение от группы слов? \П. Рефлексия

— Какие задания сегодня вызвали у вас затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

Урок 4. Предложение

Цель: дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания.

Планируемые результаты:учащиеся научатся определять границы предложения; писать слова в предложении раздельно употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предло-жения; выбирать знак препинания в конце предложения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Игра «Составь слово»

(На доске запись.) : ЛОЕПРЕДНИЖЕ

— Из данных слогов составьте слово.

— Что такое предложение? — Из чего состоит предложение?

Конструирование предложений

(На доске записи.)

Кот, у, Тишка, жил, Миши, у

Душистая, лугу, на, трава. .

Иры,карандаши, у, новые. .

Книги,малыши, читали, интересные.

— Это предложения? Почему?

— Составьте предложения из данных слов.

— Как мы оформляем предложения?

— Составьте схемы к данным предложениям. (Схемы выполняются на доске.)

Словарная работа

— Отгадайте загадки.

В серой шубке перовой .

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица. (Воробей.)

— Кто такой воробей? Что вы знаете об этих птицах?

Материал для учителя

Воробьи — это мелкие певчие птицы с преимущественно корич­неватым оперением. Всего на Земле около 30 видов воробьев. Един­ственный распространённый по всему миру вид — это домовый воро­бей. Домовый воробей всегда держится вблизи человеческого жилья и очень неплохо чувствует себя в больших городах.

В народе говорят: стреляный воробей — опытный, бывалый чело­век; с воробьиный нос — маленький, крохотный.

— Как вы понимаете пословицу «Слово — не воробей: вы­летит — не поймаешь»?

— А это что за птица?

Носит серенький жилет, Но у крыльев — чёрный цвет. .. Видишь — кружат двадцать пар И кричат: — Карр! Карр! Карр! (Борона.)

— Объясните, как вы понимаете следующие выражения.

— Белая ворона. (Тот, кто резко отличается от других, не похож на окружающих.)

— Ворон считать. (Ротозейничать.)

— Ворона в павлиньих перьях. (Тот, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем есть на самом деле.)

— Запишите слова воробей, ворона в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, обозначающие безудар­ные гласные. Запомните в этих словах сочетание -ОРО-.

— Придумайте предложения с этими словами.

3. Работа по учебникуУпр. 5 (с. 12).

— Рассмотрите схемы предложений. Прочитайте предло­жения.

— Сравните схемы и предложения. Что можно сказать?

— Найдите схемы, которые соответствуют каждому пред­ложению.

— Какие знаки стоят в конце предложений? Почему знаки разные?

— Прочитайте, что нужно запомнить, на с. 13.

— Как в письменной речи оформляется предложение?

V. Физкультминутка

Игра «Знаки препинания»

— Поставьте знаки препинания в конце предложений. (На доске записан текст (без знаков препинания).) У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

К. Чуковский

(Учащиеся по цепочке выходят к доске и ставят знаки пре­пинания.)

— Найдите вопросительные предложения. Прочитайте их.

— А теперь проведём конкурс на лучшего чтеца.

VII. Рефлексия

— Как вы поняли материал сегодняшнего урока?

— Как ъ устной речи отделяют одно предложение от друго­го? А в письменной?

— Какие знаки можно поставить в конце предложения?

— Оцените свою работу на уроке.

Урок 5. Диалог

Цели: познакомить с понятием диалог', формировать умение оформлять предложения на письме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать диалог от других типов речи; выполнять творческие задания; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

V. Физкультминутка

VII. Рефлексия

— Кто легко справился с заданием?

— Кому задание показалось трудным?

— Оцените свою работу на уроке.

Урок 6. Роль слов в речи

Цели: познакомить с ролью слов в речи; формировать уме­ние вычленять слова из предложения; развивать устную речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять текст по опорным словам.

IV. Физкультминутка

VI. Рефлексия

— Как вы поняли тему урока?

— Приведите примеры слов, которые называют предметы.

— Приведите примеры слов, которые называют признаки предметов.

— Приведите примеры слов, которые называют действия предметов.

— Приведите примеры сочетаний букв, которые не явля­ются словами.

— Для чего нужны слова?

— Оцените свою работу на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урокаРабота по учебнику Упр. 9 (с. 23).

— Прочитайте слова.

— Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?

— Назовите слова, которые отвечают на вопрос что ?

— А сейчас объединим слова в тематические группы. Поду­майте, какие слова подойдут в группу «Люди». Назовите их. (Ученик, врач, художник,}

— А в группу «Мебель»? Назовите их. (Стол, диван, кресло.) (По аналогии разбираются остальные группы.)

— Слова каких тематических групп отвечают на вопрос кто ? А на вопрос что ? Упр. 10 (с. 23).

— Прочитайте.

— Выполните это задание в парах.

VI. Рефлексия

— Найдите слова, отвечающие на вопросы кто? и что? По­ставьте к ним вопросы.

Пела ночью мышка в норке: — Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи.

С. Маршак (Проверка.)

— Как вы понимаете слово огарочек1? (Остаток недогорев­шей свечи.)

— Найдите слова, обозначающие действия предметов. На какие вопросы они отвечают?

— Найдите слова, обозначающие признаки предметов. На какие вопросы они отвечают?

— Оцените свою работу на уроке.

Урок 8. «Вежливые» слова

Цель: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета.

Планируемые результаты; учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Опишите, какие это животные. Постарайтесь описать животное с разных сторон: окрас, размер, повадки и т. д.

— Заяц (какой?} ............

— Лисица (какая?) ..., ..., ... .

— Волк (какой?) ............

— Медведь (какой?) ..., ..., ... .

— На какой вопрос отвечают слова заяц, лисица, волк, мед­ведь? (Кто?)

— Что они называют? (Предметы.)

— Что называют слова, которые вы добавили? (Признаки предметов.)

— Что ещё могут называть слова? (Действия предметов.)

— На какие вопросы они отвечают?

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебникуУпр. 11 (с. 24).

— Прочитайте текст.

— Какназывается сказка, отрывок из которой вы прочитали?

— О ком и о чем идёт речь в этом тексте?

— Найдите в тексте слова, которые называют действия жар-птицы. Прочитайте их.

— Найдите в тексте слова, которые называют действия Ива­на-царевича. Прочитайте их.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоя­тельно. Упр.12 (с. 24).

— Рассмотрите рисунок к сказке. Прочитайте отрывок из сказки ещё раз.

— Как вы думаете, подходит этот рисунок к тексту? По­стройте свой ответ, начиная со слов, которые даны в учебнике.

VII. Рефлексия

( На доске записаны слова.)

Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.

— Найдите лишнее слово. (Завтра.}

— Как называются все остальные слова?

— Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?

— Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?

— Как называют грубого, невоспитанного человека?

— А кто такой невежда?

— Послушайте стихотворение.

Малыша обидел Витя. Перед школою в строю Витя просит:

— Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

— Извините,

Я немного опоздал.

— Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков.

— Извините, —

Шепчет Витя, —

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя

Или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

И. Антонов

— А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя? (Ответы детей.)

— Составьте два предложения, используя слова вежливого общения.

— Какие предложения вам понравились больше всего?

— Оцените свою работу на уроке.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

— Отгадайте загадки .

Встретив зайку, еж-сосед Говорит ему: «... (Привет!)»

А его сосед ушастый . Отвечает: «Ёжик,... (здравствуй!)»

К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «... (До свиданья!)»

Неуклюжий пёсик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он: «... (Извини!)»

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «... (Спасибо!)» .

Говорит лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всемскажу, что не дала!»

Ты, лиса, не жалуйся,

Лекажи: «... (Пожалуйста!}»

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «... (Добрый день!)»

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «... (Добрый вечер!)»

— Как называются слова-отгадки? («Вежливые» слова.) Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

Словарная работа

(Можно использовать школьный орфографический сло­варик.)

— Отгадайте загадки.

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход. (Карандаш.)

В этой узенькой коробке Ты найдёшь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души. (Пенал.)

— Запишите в тетрадь слова карандаш, пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами.

— Прочитайте о происхождении слова пенал на с. 29.

— О каких ещё словах вы прочитали?

Работа по учебнику

Упр. 17(с. 27).

— Прочитайте.

— Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значений слова золотой. Какой вариант выбрали бы вы? Обоснуйте свой ответ.

— А какое значение подойдёт для выражения золотая рожь!

— Какое значение имеет выражение золотые руки?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоя­тельно. Упр. 18 (с. 28).

— Откройте словарь на с. 141. Как называется этот словарь?

— А как называется словарь на с. 142?

— Как расположены слова в этих словарях? Почему?

Упр. 19 (с. 28).

— Прочитайте текст.

— Как вы думаете, подходит этот заголовок к тексту? Об­оснуйте свой ответ.

— Какие значения имеют эти слова? А теперь проверим по словарю, это слова, близкие по значению, или слова с противоположным значением.

— Найдите в словаре слово, близкое по значению к слову прилежный.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоя­тельно.

V. Физкультминутка

VII. Рефлексия

— Кому было трудно выполнять задание? Кто хорошо понял новую тему? Кому нужна помощь? Оцените свою работу на уроке.

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ

Ход урока

I. Организационный момент

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с понятием слог

— Что такое слово? (Сочетание букв, которое имеет значение.)

— Что такое слог? (Часть слова.)

Слог — это один или несколько звуков, произнесённых од­ним выдыхаемым толчком. Это легко проверить, если произ­нести слово перед горящей свечой: ра-ке-та — пламя трижды будет колебаться, а при произнесении ударного слога может даже погаснуть.

— Как узнать, сколько в слове слогов?

— Подчеркните гласные в словах первого столбика. Сколь­ко гласных в каждом из них? (По одной.)

— Подчеркните гласные в словах второго столбика. Сколь­ко гласных в каждом из них? (По две.)

— Подчеркните гласные в словах третьего столбика. Сколь­ко гласных в каждом из них? (По три.)

— Так как же узнать количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

2. Работа по учебникуУпр. 1 (с. 32).

—Прочитайте.

— Проводим опыт. Все приблизили ладонь ко рту и произ­носим слово мама.

— Сколько слогов в этом слове? (Два.) — Как вы определили?

— А теперь определите, сколько слогов в слове малина. — Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как произносится каждый слог? (Одним выдыхательным толчком.}

— Прочитайте сведения о языке.

— Как определить количество слогов в слове?

Упр. 2 (с. 32).

— Прочитайте. Сравните слова в столбиках. Что вы заме­тили?

— Чем отличаются слова во втором столбике от остальных? (Первый слог состоит из одного гласного звука.)

— К каждому столбику подберите по два слова с таким же количеством слогов.

— Найдите трёхсложные слова. Запишите их, разделяя на слоги. Посмотрите в учебнике, как отделить один слог от другого.

IV. физкультминутка

V. Закрепление изученного материала Работа по учебникуУпр. 3 (с. 33).

— Рассмотрите рисунки. Произнесите каждое слово — на­звание предмета.

— Что вы заметили? Какой одинаковый слог есть в каждом слове?

— Разделите слова на слоги. Сколько слогов в каждом слове?

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Из каких звуков могут состоять слоги? Упр. 4 (с. 33).

— Рассмотрите рисунки.

— Что расположено на лепестках цветов? (Слоги.)

— Прочитайте задание. Выполните его в парах.

VI. Рефлексия Игра «Слоги»

(Каждый ряд получает листочки. Первый ученик пишет слово, состоящее из двух или более слогов, и передаёт листок следующему ученику. Каждый должен записать слово так, чтобы последний слог предыдущего слова был началом следу­ющего. Выигрывает тот ряд, который первым напишет цепочку слов. Например: го-ра, ра-ке-та, та-рел-ка, ка-ша и т. д.)

— Как определить количество слогов в слове?

— Научились ли вы делить слова на слоги?

— Оцените свою работу на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ты видишь слово на доске,

Разбитое на слоги.

Как будто поезд вдалеке

Мчит по стальной дороге.

Чтоб быстрей и лучше было,

Мы читаем по слогам:

Ма-ма мы-ла Са-шу мы-лом,

А потом он мылся сам.

Чтобы слоги подсчитать,

Надо гласные узнать.

С каждой гласной связан слог,

Вот и весь о них урок. (На доске записаны слова.) Работа, машина, улица, дом, бабушка.

— Какое слово лишнее? (Улица — первый слог состоит из од­ного звука, бабушка — отвечает на вопрос кто?,долг — со­стоит из одного слога.)

— Какое слово из данных нельзя разделить на слоги? Почему?

— Разделите остальные слова на слоги вертикальной чертой. Сегодня на уроке продолжим работу по делению слов на слоги.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебникуУпр. 5 (с. 34).

— Прочитайте. Как называется это стихотворение? Почему?

— Когда мы используем считалки?

— Выполните задание в парах.

— Какие слова из считалки вы подобрали к первой схеме? ко второй? И т. д. Упр. 6 (с. 34).

— Рассмотрите рисунки.

— Какие предметы изображены? Назовите их,

— Разделите слова на слоги.

— Выполните задания.

Словарная работа

— Отгадайте загадки.

Рыжая, с пушистым хвостом, Живёт в лесу под кустом. (Лисица.)

Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лисица.}

(Учитель выставляет иллюстрацию с изображением лисы.) Лисица — это хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

—Послушайте, какое стихотворение написал о лисе Г. Ладонщиков.

Эта рыжая плутовка И коварна, и хитра, Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора. И мышами поживиться Любит шустрая лисица.

— Запишите слово лисица. Подчеркните безударную глас­ную, поделите слово на слоги. Поставьте ударение в слове.

— Составьте с этим словом предложение.

3. Работа по учебникуУпр. 7 (с. 35).

—Рассмотрите рисунок. Прочитайте.

— Отрывок из какой сказки вы прочитали? Кто автор этой сказки?

— Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги (Дед.)

— Обоснуйте свой ответ.

— Запишите предложения. Над каждым словом обозначьте цифрами количество слогов в нём. (Работа в парах. Разыгрывание сценки.)

IV. Физкультминутка

VI. Рефлексия

— Как вы справились с заданием?

— Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?

— Кому нужна помощь?

— Оцените свою работу на уроке.

Урок 12. Перенос слов

Цели: познакомить с правилом переноса слов; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова для переноса.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Определите количество слогов в сло­вах-отгадках.

На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил. Мост высокий без перил. (Радуга.)

Вот по небу мчится конь — Из-под ног летит огонь Конь копытом бьёт могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит. (Гроза.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Пока он не пройдёт. (Дождь.)

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода. (Тучи.)

— Как определить количество слогов в слове?

V. Физкультминутка

Работа по учебнику

Упр. 3 (с.37).

— Рассмотрите рисунки.

— Посмотрите, как слова разделены для переноса.

— А как ещё можно выполнить перенос этих слов?

— Выполните задание

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.) (сосна, звук, птица, рыба.

— Найдите лишнее слово. Докажите.

— Как переносятся слова с одной строки на другую?

— Какие слова нельзя переносить с одной строки на другую?

— Оцените свою работу на уроке.

Урок 13. Перенос слов

Цели: продолжать формировать умение делить слова для переноса; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова для переноса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки на тему «Школа».

Человечки сели в ряд,

Обо всём нам говорят. (Буквы.)

Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш.)

В чёрном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (Мел.)

То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь.)

— Разделите слова-отгадки на слоги. Как эти слова можно перенести?

(Учащиеся делят слова на слоги, передвигая их, показыва­ют варианты переноса слов.)

— Все ли слова можно перенести? Почему? (Слово мелнельзя перенести, так как оно состоит из одного слога.}

V. Физкультминутка

Запись под диктовку

Вот наша школа. Около школы растут липы.

— Подчеркните слова, которые нельзя переносить. Докажите.

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (с. 38). Самостоятельное выполнение.)

— Как вы справились с заданием?

— Кто испытывал затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент

Выборочный диктант

- Запишите только те слова, которые можно переносить,

и поделите их для переноса. (У ч ителъ диктует слова парами.) 11с11ь — пенёк, конь - кони, куб — кубик, Оля — Ольга.

(Нчаимопроверка.)

Прочитайте слова, которые вы записали.

IV. Работа по теме урока

V. Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Вместе с солнышком встаёт, • Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.

Сказка про ударение

Дело в том, что давным-давно слоги не имели ударения. Они пыли трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит.

Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда I ||пги живут сами по себе,

Но когда слоги объединяются, чтобы образовать слово, ударение, конечно, нужно.

Только слоги об этом не знали.

Начали они образовывать слова. Некоторые слова получились понятные, а некоторые — непонятные.

Когда, например, слоги образовывали слова ель, ёжик, селёдка, л 'Иоква, всё было понятно. А вот со словами село, замок, пугало, гвоз-1>нкн получались недоразумения.

Пришёл человек в хозяйственный магазин, попросил замо'к. Л нродавеп удивляется: «Откуда я вам замок достану?!» А другой че-||(шек хотел купить дочке к Восьмому марта гвоздики, а ему предло-

* или килограмм гвоздиков.

Тогда слоги написали письмо в Грамматику, и оттуда им присла-

•|Ц ударение. Вот такое: «'». Чтобы они устанавливали его над теми I шспыми, которые обозначают ударный слог. И с тех пор все недо-|ч! (умения кончились. Солнце село за село, замок закрыли на замок,

гвоздики и гвоздики стали продавать в разных магазинах, а огородное пугало всех пугало, а не наоборот,

— Что нового вы узнали из сказки? Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод. (Ударение помогает разли­чать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.)

— А может в слове быть несколько ударных слогов? (Нет. Бели все слоги произнести с одинаковой силой, то и слова не получится.)

VII. Рефлексия

— Как вы разобрались в новом материале?

— Что такое ударение?

— Какой слог называется ударным?

— Какой слог называется безударным?

— Когда в словах не ставится знак ударения?

— Оцените свою работу на уроке.

Почему Жук прогнал Паука?

Полз Жук. Глядь —зверь не зверь... г .

— Ты кто?

— Паук.

— Паук? Кыш!

— Как так — кыш?!

— А вот так: кыш, и всё тут.

Жук — смел. А тот - трус, шмыг в щель!..

Ну, друг, в чём тут суть? • ? ''

В чём соль, а? — Кто уже догадался, почему Жук прогнал Паука? (Все сло­ва в рассказе состоят из одного слога, а слово пауксостоит из двух слогов.)

— А нужно ли ставить ударение в словах, состоящих из од­ного слога? Почему? (Нет. Б этих словах один гласный звук, он и будет ударным.)

— В каких ещё словах не ставится ударение?

— Назовите тему урока.

III. Работа по теме урока

Повторение

(На доске записаны предложения.)

У кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне! У маши в комнате аквариум. Не маши палкой!

— Прочитайте предложения. Найдите ошибки. (У Кати хорошие игрушки. У Маши в комнате аквариум.)

— Какая орфограмма в словах? (Имена пишутся с заглавной буквы.)

— Поставьте знак ударения над каждым словом. (Учащиеся выходят к доске и ставят над словами знак уда­рения.)

(На доске записаны предложения.)

В парке я видел белок.

В яйце есть белок и желток. '

Варилась уха. .

У зайца два уха. . .

— Прочитайте предложения.

— Расставьте ударения в словах. Прочитайте, выделяя удар­ные слоги.

— Найдите одинаковые по написанию слова. (Белок и белок, уха и уха.)

— Чем отличаются эти слова? (Имеютразное значение.}

— Объясните смысл данных слов.

Работа по учебнику

Упр. 8 (с.42).

— Откройте толковый словарь. Прочитайте значение слов.

— Составьте предложения с этими словами. Упр. 9 (с. 43).

— Прочитайте.

— Чем похожи слова в первом столбике? (Ударный — тре­тий слог.)

— Чем похожи слова во втором столбике? (Ударный — пер­вый слог.)

— Чем похожи слова в третьем столбике? (Ударный — второй слог.)

— Почему в некоторых словах не обозначено ударение? (Слог с буквой Ё всегда ударный.}

— Выполните задания. Упр. 10 (с, 43).

— Прочитайте ск

Наши рекомендации