II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Постановка целей урока.

− Прочитайте (запись на доске):

Азбука – к мудрости ступенька.

– Почему так говорят?

– Чему вы научились по «Азбуке»?

– Сегодня вы начинаете путешествовать по миру родного языка.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником.

1. Беседа «Учебник – кладезь знаний».

Учитель в доступной форме рассказывает, что является предметом изучения русского языка, знакомит с оглавлением учебника, предлагает учащимся рассмотреть учебник в течение 2–3 минут самостоятельно, обращает внимание на фамилию автора, а также на то, как в учебнике показаны новая тема, правило, слова, которые надо запомнить.

– Как вы думаете, чему научит вас этот учебник? (Научит правильно говорить и писать; сделает нас грамотными.)

– Что такое язык и речь?

– Как устроено предложение?

– Как правильно пишутся слова?

– Почему тетрадь называется тетрадью?

– На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы в учебнике «Русский язык».

2. Повторение правил обращения с книгой.

– Вспомните правила обращения с книгой.

Правила обращения с книгой

Ÿ Брать книгу только чистыми руками.

Ÿ Книга любит одежду – обложку и закладку.

Ÿ Переворачивать странички за верхний правый угол.

Ÿ Не делать в книге пометок, не загибать страниц.

Ÿ Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».

– Почему надо беречь книги? (Ответы учащихся.)

– На уроках обучения грамоте вы научились читать и писать. И теперь можете смело отправляться в путешествие, чтобы открыть для себя увлекательный мир русского языка. А эта книга станет вашим верным и надежным помощником.

III. Чистописание.

Чтоб был здоровым каждый пальчик наш,

Всем пальчикам мы сделаем массаж.

Мизинец посильнее разотрем…

Массировать теперь мы безымянный перейдем…

Погладим, посжимаем средний, указательный, большой…

Ведь ритм письма довольно не простой.

Чтоб пальчики работали старательно,

Мы отдыхать даем им обязательно.

Учащиеся, начиная с мизинца левой руки, массируют пальчики от подушечки к основанию. Закончив массаж левой руки, приступают к пальчикам правой.

На доске запись букв: п т о а и й ш г.

– Какой элемент повторяется в буквах этой группы? Подчеркните его. Какая буква здесь «лишняя»? Почему?

Прописывание строчных букв п // т // г // и // й //.

IV. Введение в тему.

Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; развитие умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями.

– Познакомьтесь, это Маша и Миша – брат и сестра. Однажды рано утром, когда дети еще спали, в окно дома кто-то тихонько постучал.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 5).

– Кто это? Прочитайте. (Говорящий Ворон.)

– Прочитайте обращение Ворона к Маше и Мише. («Ночью напали на Лесную Библиотеку. Быстрее на помощь!») Маша и Миша тут же бросились на помощь. А вы, ребята, согласны последовать за ними и помочь обитателям Волшебного Леса?

Говорящий Ворон

Будет нас сопровождать

По лесам дремучим,

По рекам кипучим,

По местам интересным,

По дорогам заповедным

К тайнам великого могучего

Русского языка.

– Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный Лес.)

– Что там случилось? Прочитайте. (Чтение III абзаца, с. 5.)

– Что бы это значило? Как вы думаете? (Предположения учащихся.)

– Волшебница Анишит Йокоповна (показ иллюстрации) заколдовала всех зверей и птиц и запретила им разговаривать.

Девизом нашей работы будут слова из песни:

Мы должны помочь в дороге

Всем, кто ждет подмоги.

У заколдованных животных дальняя родственница – Летучая Мышь. Она очень образованная и обещала нам помогать.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником. - student2.ru Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире,

Развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Ÿ Рабочая тетрадь «Азбука вежливости» № 1 (с. 48).

− Анишит Йокоповна уверена, что в мире не осталось вежливых детей. Маша и Миша решили убедить ее в обратном,
но только расстроили Анишит Йокоповну. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте текст.

− Как поздоровалась Маша?

– Что девочка сделала неправильно? (Маша не встала со скамейки в присутствии подошедшей Анишит Йокоповны. Она продолжила чтение книги, этим она показала пренебрежение к тому, кто к ней подошел.)

− А Миша? (Миша невежливо ответил: «Коли не шутишь». Качал ногой.)

Вежливые люди всегда при встрече желают друг другу самого главного − здоровья. Они говорят «Здравствуйте!», что значит: «Желаю вам здоровья».

− Почему в данной ситуации с Машей и Мишей этого оказалось недостаточно? (При встрече с взрослым человеком надо встать, проявить почтение и уважение.)

− Как бы поздоровались вы? (Ответы учащихся.)

− Маша и Миша поняли свою ошибку. Прочитайте, как они ответили на приветствие (с. 49).

Ÿ Работа в группах.

− Покажите, как встречаются и что говорят при встрече герои сказок. На ваших столах лежат наборы масок к сказкам. Разберите маски, догадайтесь, какая сказка досталась вашей команде. Подумайте и покажите, как встречаются герои вашей сказки*.

После обсуждения учащиеся выходят к доске и показывают, как здороваются их персонажи.

− Мы научились здороваться. Продолжим наш урок.

VI. Итог урока.

– Наши знания алфавита помогли нам в пути. Маша и Миша тоже почти освоили алфавит с нашей помощью. Так что же такое алфавит?

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется … (алфавит).

– Как образовалось слово «алфавит»?

– Назовите буквы в алфавитном порядке.

Урок 2
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЛОЖЕНИИ СЛОВ
В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ

Цели деятельности педагога:создать условия для формирования умения пользоваться алфавитом на практике, ознакомления с новыми словарными словами; способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания.

Планируемые результаты образования: предметные:научатся использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке; метапредметные (критерии сформированности/оценки ком-понентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебной задачи информации в учебнике и рабочей тетради; коммуникативные – принимают участие в работе парами, соблюдая общепринятые правила сотрудничества и общения; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Образовательные ресурсы: рисунки, изображающие сказочных персонажей; карточки с загадками; «Этимологический словарь».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

Запись учащимися даты в тетради.

II. Чистописание.

Ÿ Задание по карточкам.

– Соедините буквы по алфавиту.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником. - student2.ru

V. Введение в тему.

– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

(Айболит.)

Я – героиня книжки.

Со мной всегда семь гномов,

Вам, думаю, знакомых.

Ответьте-ка без спешки –

Зовусь я … (Белоснежка).

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

(Дюймовочка.)

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?

(Карлсон.)

Она красива и мила,

А имя ей дали от слова «зола».

(Золушка.)

С книжкою шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка?

(«Азбука», Буратино.)

Ÿ Коллективная работа.

– Кого напишете первым?

– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – «б». Что же делать? (Ответы учащихся.)

Доктор Айболит».

Образовательные ресурсы: картинки с изображением Айболита, а также рисунки, изображающие зверей, птиц, насекомых (или игрушки).

– К Айболиту на прием пришли разные зверюшки, птицы, насекомые.

– Скажите, кому что вылечил Айболит?

Учащиеся должны отвечать полным предложением, например:

– Зайке Айболит вылечил лапку.

– Жирафу Айболит вылечил горлышко. И т. д.

Бюро находок».

– Кому принадлежат эти вещи? (Колпачок, хрустальная туфелька, варенье.)

Ÿ Работа по тетради для самостоятельной работы (с. 4).

– Прочитайте слова. (Картина, пальто, карман, морковь, окно, лимон.)

Эти слова относятся к группе «особо опасных», так как правописание многих из них учащимся трудно, а порой невозможно объяснить.

Ÿ Знакомство с «Этимологическим словарем» и работа с ним.

Учитель показывает «Этимологический словарь», объясняет его назначение.

– Надежный путеводитель по словарю – алфавит. Знание алфавита поможет определить направление в движении по словарю.

Ÿ Работа в группах.

– Найдите происхождение слов «картина», «пальто», «карман», «морковь», «окно», «лимон».

– О происхождении каких слов вам не удалось узнать? (Ответы учащихся.)

Ÿ Работа по вариантам.

– Составьте короткие рассказы, в которых будет словарное слово.

Например: «Морковь очень полезна. Каждое утро мама дает мне пить морковный сок. Он очень вкусный».

– Проговорите орфографически все словарные слова.

– Запишите их в тетрадь (с. 4).

– Откройте свои «орфографические словарики» и запишите эти слова в алфавитном порядке.

– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.)

– Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: «м» в алфавите стоит раньше, чем «т».)

– Дома в книгах, журналах поищите загадки на эти словарные слова.

VII. Итог урока.

Буква к букве – будет слово, Так восславим буквы эти!

Слово к слову – речь готова. Пусть они приходят к детям,

И напевна, и стройна, И пусть будет знаменит

Музыкой звучит она. Наш славянский алфавит.

Картина.

1. Произведение живописи. Картины русских художников.

2. То же, что фильм.

Лимон [ит. limone <перс., араб.>] – цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод его с твёрдой ароматной кожурой и кислой на вкус мякотью, богатой витаминами и кислотами.

Морковь – огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем.

Красный нос в землю врос,

а зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

нужен только красный хвост.

(Морковь.)

Окно (общеславянское образование от «око», то есть «глаз») – отверстие в стене для света и воздуха, а также рама со стеклом, закрывающая это отверстие.

Пальто (фр. paletot; исп. palletoque – плащ с капюшоном; лат. palla – верхнее платье, верхняя одежда) – верхняя одежда, обычно ниже колен.

Урок 3
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АЛФАВИТЕ

Цели деятельности педагога:создать условия для формирования умения использовать последовательность букв в русском алфавите при решении учебно-практической задачи (например: расположение заданных слов в алфавитном порядке), а также в жизненных ситуациях; содействовать развитию логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания.

Планируемые результаты образования: предметные:научатсяиспользовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке, получат возможность научиться соблюдать известные орфоэпические нормы речи; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – используют в общении правила вежливости, строят понятные для партнера высказывания; личностные УУД:проявляют положительное отношение к школе, знают основные моральные нормы поведения.

Образовательные ресурсы: костюмы для инсценировки стихотворения К. Льдова «Господин учитель Жук»; карточки-задания.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Ребята, закройте глаза и представьте удивительное буквенное королевство. Правят этим королевством король Алфавит и королева Азбука.

− Давайте с ними поздороваемся, для этого вспомните правила приветствия. (Высказывания учащихся.)

Ÿ Работа по иллюстрациям:

1) мушкетер снимает шляпу, делает поклон;

2) дама приседает в реверансе;

3) жители острова Новая Гвинея трутся носами;

4) военные отдают честь.

− Что делают герои иллюстраций? (Ответы учащихся.)

Ÿ Работа по рабочей тетради «Азбука вежливости», № 2 (с. 50). Чтение и анализ ситуации.

II. Чистописание.

Замок

Пальцы сплетем и замок мы получим.

Еще повторим, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

На доске написаны буквы: И Г Р Ш Т Й П.

– На какие две группы можно разделить буквы?

– Покажите общие повторяющиеся элементы в каждой группе.

Письмо: И // Ш //; Г // П // Т.

V. Работа по теме урока.

Личностные УУД: смыслообразование – организация участия учащихся в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос, направленной на воспитание любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.

Познавательные УУД:проведение анализа текста, восстановление нарушенного порядка в интеллектуальных задачах с целью решения учебно-познавательной проблемы.

Буквы строим по порядку.

Погляди! Чудесный вид!

Мы запишем их в тетрадку –

Получился алфавит!

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 11).

Пока мы представляли, изображали буквы, в классе появилась Анишит Йокоповна. Прочитайте, что она сделала.

– Запишите названия рыб, зверей и птиц в алфавитном порядке.

Ÿ Работа в группах по 4 человека (задание 3, с. 11).

1-я группа: А – Г (10 слов).

2-я группа: Д – З (12 слов).

3-я группа: И – М (15 слов).

4-я группа: Н – Р (12 слов).

5-я группа: С – Н (13 слов).

6-я группа: Ч – Я (9 слов).

Ответ: аист, баран, бегемот, белка, бык, верблюд, волк, ворона, голубь, гусь, дикобраз, дятел, енот, ехидна, еж, ерш, жаба, жираф, жук, заяц, зебра, зяблик, индюк, коза, корова, краб, конь, кот, крыса, лев, лиса, лось, лошадь, лягушка, медведь, муха, мышь, норка, носорог, обезьяна, олень, орел, осел, паук, петух, росомаха, рыба, слон, сойка, стрекоза, суслик, тапир, тигр, улитка, утка, филин, хамелеон, хомяк, цапля, цыпленок, чайка, червяк, чиж, шмель, щука, эму, юрок, ягуар, ястреб.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником. - student2.ru Пальчиковая гимнастика
Овечка

Вот кудрявая овечка.

Пальцы разомкнуты, кисти округлить по направлению друг к другу, чуть двигаем, показывая небольшие круги.

Шерстка белая в колечках.

Пальчики сжаты в кулак, только указательные выставлены ровно в направлении друг к другу, обводят один другой, крутятся по кругу.

Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая.

Пальчики полусогнуты, «почесываем» ими шерстку овечки.

В шубке этой очень жарко!

Дай мне шерстки, коль не жалко.

Кисти рук расслаблены, ладошки сомкнуты друг к другу и направлены внутренней стороной вверх – «просят» шерстки.

Я колечки состригу

Кисть и 2 пальца правой руки – указательный и средний – «ножницы», дети «стригут» – смыкают и размыкают пальцы; левая ладошка с соединенными вытянутыми пальцами – шерстка.

И в комочки соберу.

Ладошки с пальчиками в полукруглом положении – катаем шарики.

VII. Итог урока.

– На какие три группы делятся все буквы алфавита?

– Какие особые буквы вы знаете? Что в них особенного? Сколько звуков? Почему такая разница?

– Азбука и Алфавит благодарят вас за работу, за помощь животным. Они остались довольны вашими знаниями и приглашают вас к себе на праздник.

Учащиеся исполняют песню «Алфавит» под фонограмму.

Урок 4
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ. СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ

Цель деятельности педагога:создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты образования: предметные:научатся определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками; познавательные – умеют анализировать и соотносить различные языковые явления, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия); коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; личностные: имеют представления о русском языке как средстве межнационального общения.

Образовательные ресурсы: карточки со словами, схемы слов-действий и слов-предметов.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

II. Введение в главу II.

– Прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать. («Миша и Маша знакомятся с миром слов».)

– Как обозначено начало урока? (Голубая вертикальная полоса с бабочкой.)

– Почему бабочка одна? (Это первый урок по теме.)

– Сколько уроков по данной теме в учебнике? (4 урока.)

– Как вы догадались? (На голубой полоске вместо бабочки
появилась птичка, это значит – первый урок другой темы.)

– Посмотрите в оглавление. На какой странице начинается третья глава? Это действительно так? (Да, на странице 14.)

III. Чистописание.

Наши пальчики сплетем,

Руки вытянем потом.

Пальцы выгнутся чуть-чуть –

Их расслабить не забудь.

Ученики сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения учащиеся встряхивают руками, расслабляя пальцы.

– Прочитайте буквы, записанные на доске. (А, б, в, г.)

– Какую букву следует писать после буквы «г»? (Д.)

– Как вы догадались? (Буквы записаны по алфавиту.)

– Какая буква в ряду «лишняя»? Почему? (Буква «а», обозначает гласный звук.)

– Что общего у оставшихся букв? (Они обозначают согласные звуки.)

– Какие слоги можно составить из данных букв? (Ба, ва, га, да.)

– Запишите эти слоги на строчке.

– Придумайте слова, в которых есть эти слоги.

Учитель записывает на доску слова, предложенные учащимся так, чтобы на доске были записаны одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Например: бабушка, труба, корова, ванна, гараж, карандаш и т. п.

IV. Объявление темы урока.

Послушайте строчки из стихотворения А. Барто:

Кто, кто

В этой комнате живёт?

Кто, кто

Вместе с солнышком встаёт?

– Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. (Кошка, аквариум, Машенька, луч, мячик.)

– Докажите свой выбор.

– Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос.

Этому мы и будем учиться на уроке.

VII. Итог урока.

Анишит Йокоповна познакомила вас с миром слов.

– Какие слова вы узнали? (Слова-предметы, слова-действия.)

– На какие вопросы отвечают слова-предметы? Как их обозначают на схеме?

– На какие вопросы отвечают слова-действия? Как их обозначают
на схеме?

– Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его.

Лента, песня, гудят, клюква.

Взял, труба, сидит, строит.

Морской, красный, быстрый, книга.

– Соедините стрелками пары слов по смыслу.

Кто? Что делает?

мальчик прыгает

белка долбит

дятел читает

Ÿ Игра «Волшебные превращения».

Слова: коса, мак, капля, сон.

– Какой вопрос зададите к данным словам?

– Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто? (Коза, рак, цапля, сом.)

– Спишите любое слово, составьте его схему.

– Урок окончен! Молодцы, вы хорошо поработали!

Урок 5
СЛОВА-ПРИЗНАКИ

Цели деятельности педагога:создать условия для формированияпредставления о словах-признаках, ознакомления со схематическим изображением слов-признаков; способствовать воспитанию культуры учебного труда.

Планируемые результаты образования: предметные:научатсяставить вопросы к словам-признакам, различать слова-признаки в ряде других слов; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД: понимают важность изучения родного языка; принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Образовательные ресурсы: карточки со схемами слов для составления предложений, иллюстрация – изображение белки; карточки с загадками и отгадками.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, улыбнитесь друг другу. Садитесь!

Учащиеся. Начинаем урок.

Учитель. Руки?

Учащиеся. На месте.

Учитель. Ноги?

Учащиеся. На месте.

Учитель. Локти?

Учащиеся. У края.

Учитель. Спина?

Учащиеся. Прямая.

Учитель. Итак, начнем урок.

II. Чистописание.

– Сегодня на чистописании вам предлагается написать букву, но сначала отгадайте ее:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

(Это буква «О».)

Показ буквы: о о о.

– Эта буква у нас необычная, она умеет превращаться. А во что? Попробуйте ее превратить.

Дети подходят к доске и дополняют букву до любого рисунка. (Кот, поросенок, машина.)

Учитель записывает слова-предметы и слова-действия на доске. (Например, кот хрюкает, поросенок гудит, машина идет, собака лает, часы умывается.)

– Соотнесите слово-предмет и слово-действие.

– Запишите слова-предметы в алфавитном порядке.

– Что можете сказать об этих словах? (Они называют предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

– Подберите к словам-предметам слова-действия.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником. - student2.ru

– Любое предложение по выбору запишите в тетрадь. Подчеркните слово-предмет одной чертой, слово-действие – двумя чертами.

Ÿ Игра «Узнай слово-действие».

– Послушайте стихотворение А. Барто.

– Хлопните в ладоши, когда услышите слово-действие.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу.

– Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду.

– Назовите слова-действия. На какие вопросы они отвечают?

V. Итог урока.

– Каким животным мы вернули их признаки?

– На какие вопросы отвечают слова-названия признаков? Приведите примеры.

– Как на схеме обозначены слова-названия признаков?

Ÿ Работа с деформированным текстом.

– Составьте из слов предложения в соответствии со схемами.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником. - student2.ru Ветер, сильный, подул.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником. - student2.ru Листья, закружились, золотые.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником. - student2.ru Скрылось, солнце.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником. - student2.ru Появилась, туча, темная.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником. - student2.ru Дождь, пошел.

– Урок окончен! Молодцы! Вы сегодня работали очень хорошо!

Урок 6
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ НЕГЛАВНЫЕ
(дополнительные)

Цели деятельности педагога:создать условия для формированияумения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, ориентируясь на сюжетную картинку; проверить сформированность навыка различать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; способствовать воспитанию трудолюбия.

Планируемые результаты образования: предметныеУУД:получат представления о неглавных словах-предметах, научатся изображать их схематически, правильно писать словарные слова; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные – осуществляют поиск нужной для решения познавательной задачи информации в учебнике и учебных пособиях; коммуникативные – принимают участие в работе парами и группами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества; личностные:имеют представление о причинах успеха в учебе, соотнося успешное обучение с трудолюбием и усердием, неуспешное – с ленностью, безынициативностью, пассивностью.

Образовательные ресурсы: иллюстрация – изображение медведя; карточки со схемами слов и загадками.

Сценарий урока

I. Чистописание.

– Хотите узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? И я тоже хочу. Давайте попробуем догадаться.

Посмотрите внимательно на эту запись:

Большой – маленький.

Сухой – … (мокрый).

Война – … (мир).

Глубокий – … (мелкий).

Старый – … (молодой).

Твёрдый – … (мягкий).

– Кто-нибудь догадался, какую букву будем писать? (Ответы учащихся.)

– Молодцы! Пишем строчку буквы «м».

V. Итог урока.

– Выпишите предложения, которые соответствуют теме нашего урока.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником. - student2.ru

Ÿ Наступила поздняя осень.

Ÿ Подул сильный ветер.

Ÿ Листья покрыли землю.

Ÿ Улетели птицы.

Ÿ Дети надели куртки.

– Какие предложения выписали?

– Как в предложении отличить главное слово-предмет от не главного?
(Главное обозначает того, кто сам действует.)

Урок 7
СЛОВА-ПОМОЩНИКИ

Цели деятельности педагога:создать условия для формирования представления о словах-помощниках, ознакомления со схематическим изображением слов-помощников, закрепления знаний о значении предлогов; способствовать воспитанию любознательности, интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты образования:предметные:научатсяраспознавать предлоги в предложении, составлять схемы предложений, записывать предложения по схемам, состоящим из четырех слов; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и рабочей тетради; коммуникативные – используют в общении правила вежливости; личностные УУД:проявляют интерес к новому учебному материалу.

Образовательные ресурсы: карточки 1) с буквами; 2) со схемами предложений; 3) с заданиями учащимся для самостоятельной работы.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

II. Чистописание.

– Сегодня мы закрепим правильное написание одной буквы. А что это за буква, догадайтесь сами, воспользуйтесь столбиком алфавита в учебнике (с. 12).

На доске: б в г д ж з й …

– Назовите следующую букву. Докажите. (Следующая буква «к», так как даны буквы согласных звуков по алфавиту.)

– Ее мы и будем писать. Рассмотрите сочетания букв: кн ко кп.

– По какой закономерности написаны вторые буквы? (Вторые буквы идут по алфавиту: н, о, п.)

– Запишите эти буквосочетания, чередуя до конца строки.

На доске: акартинабморковьвкармангокнодкислый.

– Найдите слова с буквой «к», выпишите их на следующую строку. (Картина, морковь, карман, окно, кислый.)

– С какими словарными словами вы познакомились на прошлом уроке?

– Запишите их на следующей строке. (Телевизор, телефон.)

VI. Итог урока.

1. Работа по карточкам.

I уровень.

Задание: составьте предложения, добавляя слова-помощники. Запишите их.

Ÿ Учителя, тетрадь, взял, Павлик.

Ÿ Оля, рвет, редьку, огороде.

Задание: вставьте пропущенные слова в предложения.

Ÿ Сережа положил ключ … карман.

Ÿ Саша несет письма … почту.

II уровень.

Задание: спишите стихотворение, раскрывая скобки.

(На) лугу мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

(На) зиму (для) печек.

С. Маршак

Задание: спишите словосочетания, раскрывая скобки.

Зашел (за) угол, дошел (до) школы, поднялся (в) гору, побежал (по) тропинке.

III уровень.

Задание: выпишите из стихотворения выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся.

Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах на реке.

Мимо голуби летели,

И на веточку присели.

Веточка качается –

Неплохо получается.

А. Пудваль

Задание: вставьте пропущенные предлоги в предложение.

Полкан … калитки ждет ребят … школы.

2. Вопросы:

– Мы закончили третью главу. Вспомните, как она называется.

– С какими словами мы познакомились?

– Как они обозначаются схемами?

3. Запись под диктовку.

Шумит дремучий лес. Пришла ранняя осень. Закружились золотые листья. В траве шуршат ежи.

– Подчеркните каждое слово в предложении.

– Урок окончен! Молодцы! Хорошо потрудились!

Урок 8
УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Цель деятельности педагога:создать условия для формирования представления об интонации, умения правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания.

Планируемые результаты образования:предметные: получат возможность познакомиться с понятиями «устная» и «письменная» речь; научатся различать устную и письменную речь; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами; познавательные – проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; коммуникативные – адекватно используют вербальные и невербальные средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД: имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Образовательные ресурсы: картинки, иллюстрирующие виды
речи.

Сценарий урока

I. Чистописание.

Мышка

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой, а указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Ÿ Работа в тетради: прописывание буквы х; работа над допускаемыми ошибками – неправильное расположение полуовалов, неглубокие полуовалы.

II. Введение в тему.

– Отгадайте загадку:

«Она Волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и повестях. Она помогает вам делиться чувствами и мыслями с другими людьми. Кто эта Волшебница?» (Речь.)

V. Итог урока.

– Что же такое речь? (Речь – это то, что мы слышим или произносим сами, что мы пишем или читаем, чем пользуемся в общении друг с другом.)

В народе говорят:

Ÿ Сначала подумай, потом говори!

Ÿ Красна речь слушанием.

Ÿ Бог дал два уха, а один язык.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Рассмотрите иллюстрации. (На доске картинки с изображением технических средств: телевизор, компьютер, телефон, микрофон.)

– Какую речь может передавать каждое из этих технических средств? (Ответы учащихся.)

Урок 9
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

Цель деятельности педагога:создать условия для формированияпредставления об интонации, умения различать предложения по цели высказывания, правильно интонировать предложения в соответствии с целью высказывания.

Планируемые результаты образования: предметные:познакомятся со знаками препинания в конце предложения для обозначения цели высказывания; научатся определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии); метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя;познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию; личностные УУД:имеют представление о понятии «хороший ученик» и соотносят его с собственными мотивами учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: карточки; альбом, изготовленный из листов ватмана, на страницах написаны названия разделов устного журнала, изречения о языке, пословицы.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Сегодня наш урок русского языка мы проведем в форме устного журнала, который называется «Секреты устной и письменной речи».

II. Чистописание.

Упражнение в парах.

Мы спл

Наши рекомендации