Анализ политических мыслей различных эпох позволяет сформулировать выводы.
Политическая мысль Древнего мира носит мифологический характер, где господствуют представления о божественном происхождении власти и порядка. Правительство и закон еще не выделяли в особую сферу большой общественной и государственной жизни. Поэтому в законах этого периода переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические аспекты, а законодательство в целом возводится к божественному источнику.
В Средние Века имели место следующие направления: обоснование необходимости полит. власти монархов; поиск средств ограничения сильной центральной власти; определение приоритета власти (духовной или светской).
В Эпоху Возрождения христианство и его идеология стала теоретической основой правления церкви. Главный признак полит. мысли Возрождения – теократизм (преобладание над человеком и государством идей Бога и церкви).
В Новое Время происходит усиление бюрократического аппарата и, как следствие, ослабление и гнет веры и религии. Тенденция к поощрению революций. Основной упор делался на власть народа.
Политические режимы
Критерии | Тоталитарный | Авторитарный | Демократический |
.Хар-р и мера осуществления власти | Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая их мотивы и поступки. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью – все становится политикой. | Контроль и насилие не носит всеобщий хар-р. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако, уже есть сферы, неконтролируемые властью: экономика (частично), религия, культура, частная жизнь граждан. | Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законом: экономическая, культурная, духовная жизнь общества, деятельность политической оппозиции находится вне прямого контроля со стороны власти. Власть обеспечивает соответствие протекающих в различных сферах процессов существующему законодательству. |
Формирование власти | Формирование власти идет бюрократическим способом по закрытым от общества каналам. Власть окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны общества, отсутствует механизм ее преемственности . | Отсутствует механизм преемственности власти, однако, в современных условиях заканчивается тем, что объявляются свободные выборы. | Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности в определенных законах. |
Отношение людей к власти | Общество отчуждено от власти, но оно этого не осознает. В политическом сознании формируются представления о слиянии общества с властью. | Общество также отчуждено от власти, но оно осознает фактор насилия власти и свое отчуждение от нее. | Общество выбирает конкретных носителей власти и делегирует тем самым ему свои полномочия – контролирует власть. |
Роль идеологии в обществе | Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в светскую религию. Этот режим часто образно определяют «идеология у власти». | Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется. | Официальная идеология отсутствует, сохраняется плюрализм в идеологической сфере. |
Хар-р лидерства | Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официально распространяются на все общество. Лидер всегда харизматический – на него распространяются ощущения - слияния с народом. | Складывается режим личной власти. Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, лидер нехаризматичный. На него распространяется представление – отчуждение от власти. | Хар-р политического лидерства зависит от типа политической системы и традиций в обществе. |
Сфера допустимого и запретного | Запрещено все, кроме того, что разрешено «приказано». | Разрешается все, кроме политики. | Разрешено все, что не запрещено законом. |
Положение СМИ | Власть осуществляет полный контроль над всеми СМИ. Свободный доступ к информации отсутствует. | Частичный контроль над СМИ. | СМИ свободно и независимо. Общество воспринимает СМИ как четвертую власть. |
Наличие демократических прав и свобод | Отсутствуют | Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. | Права и свободы граждан гарантированы законом, который определяет механизм их реализации. |
Изменения в политической системе общества | Отсутствуют | Запрещена или ограничена деятельность политических партий. | Социальная структура общества соответствует происходящим в обществе социально-экономическим процессам. |
[1] Если либерализм провозглашал почти абсолютную независимость отдельно взятой личности от общества, отвергал всякие ограничения морально нравственного характера, то консерватизм, напротив подчеркивал необходимость подобного рода ограничений.
[2] Коммуникативная (или функцияобщения) – основная функцияязыка, репрезентативная - передача информации.
[3] Воля представляет собой фундаментальное качество субъекта политической власти, выражающееся в способности к выбору целей политической деятельности и мобилизации всех имеющихся возможностей для их реализации. При этом важно отметить, что воля не должна перерастать в волюнтаризм, то есть субъект властвования должен строго следовать объективным законам общественного развития и учитывать реальное соотношение политических сил.