ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В завершении работы можно сформулировать следующие выводы:

В завершении работы можно сформулировать следующие выводы:

1. Философия социально-гуманитарных наук – это составная часть философии науки, которая изучает закономерности возникновения, становления и развития социально-гуманитарных наук как социо-культурныхфеноменов. Предметом философии социально-гуманитарных наук являются общие закономерности и тенденции развития социально-гуманитарного, научного познания как особой деятельности по производству социально-гуманитарных,научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

2. Возникновение социально-гуманитарных наук означало завершение формирования науки вообще, охват научными исследованиями всех сфер мира: природы, общества идуха. Появление социально-гуманитарных наук было обусловлено необходимостью исследовать различные сферы общества, которые, во-первых, имели разные задачи, во-вторых, существовали относительно самостоятельно друг от друга. В соответствии с этим, экономика возникла с целью изучить экономическую сферу общества, социология – социальную сферу общества, политология – политическую сферу общества, культурология, педагогика, психология, филология– духовную сферу общества.

3. Объектом социально-гуманитарных наук являются: общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях;различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач;продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего, тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл.

4. Субъект социально-гуманитарного познания – это специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект может быть индивидуальный (отдельный ученый) или коллективный (научная школа). Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль, так как он определяет: предмет и методы исследования, способы интерпретации полученного знания, объективность и истинность познания, сферу использования знания.

5.Важную роль в социально-гуманитарных науках играют категории: а) коммуникация, т.е. общение ученых, в процессе которого происходит передача информации; б) ценности, т.е.предметы или нормы поведения, которые характеризуютсязначимостью для человека, одобряются определенной группой людей и соотносятся с истиной, красотой и справедливостью, в) жизнь, т.е. форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружаетего и оказывает на него определенное воздействие, г) вера, т.е. принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами д) сомнение, т.е. определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания, е)время, т.е. продолжительность существования определенных общностей людей,общественных явлений, отдельных личностей, а также социальных процессов ипространство, т.е.расположение социальных объектов или социальных общностей относительно друг друга.

6. Методы социально-гуманитарных наук имеют особенности. Они обусловлены предметом (общество как более сложная реальность мира, чем природа) и целями (познание уникального, особенного)социально-гуманитарных науках. Особенности методов социально-гуманитарных наук заключаются в следующем: общие методы познания применяются в модифицированном виде, например, наблюдение в социально-гуманитарных науках является включенным, эксперимент – социальным и т.д.; в социально-гуманитарных науках применяются свои особенные методы, например, анкетирование, беседа и т.д., в социально-гуманитарных науках применяется преимущественно идиографический метод.

7. Большую роль в социально-гуманитарных науках играет герменевтика, которая предполагает приизучении текста обеспечить проникновение в духовный мир автора текста («вживание» в жизнь автора); постижение контекста, в котором творит автор (изучение эпохи, в которой создан текст); анализ аудитории, на который рассчитан текст (исследование групп людей, на которых ориентировался автор); учет личностных характеристик интерпретатора текста (интерпретатор является активным субъектом и привносит в первоначальный текст – свое видение реальности).

8. Развитие социально-гуманитарных наукосуществляется благодаря научно-исследовательским программам, т.е., системам теорий, которые объясняют социальную реальность и являются общепринятыми на данном этапе развития науки.В их основе находятся или натуралистическая, или антинатуралистическая или диалектическая парадигмы. Социально-гуманитарные науки развиваютсяв настоящее время по следующим основным направлениям: сближение с естественно-математическими науками; сближение парадигм социально-гуманитарных наук; появление новых методологий; увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом; усиление значимости герменевтики; внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики; формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария; увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки; теоретизация социально-гуманитарные науки; математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук; усиление практической функции социально-гуманитарных наук.

Наши рекомендации