Концепция политической культуры Г. Алмонда
В политической науке существуют многочисленные типологизации политической культуры. Первое глубокое исследование типов политической культуры было осуществлено Г. Алмондом и С. Вербой.
Три типа политической культуры: патриархальный, подданнический и активистский. Для патриархального типа («приходская», «общинная», «провинциальная»,«парохиальная» культуры) характерны ориентации граждан на местные ценности — общину, род, клан, деревню, племя и т. п. Таким образом, индивид с патриархальной культурой ориентирован на конкретные личности — вождей, шаманов.Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому уличностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с самой политической системой.Подданнический тип культуры характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическуюсистему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны. Представления о возможностях влияния на процесс выработки решений отсутствуют, личность не рассматривает себя как творца политического процесса. Активистский тип, или политическая культура участия, отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.
Однако в реальной политической жизни, замечает Алмонд, политическая культура любого общества представляет собой комбинацию, «смесь» из нескольких типов политических культур. Особое внимание он уделил трем типам таких комбинаций. Для демократической индустриальной политической системы характерно следующее сочетание: 60% представителей активистской культуры, 30% — подданнической, 10% — патриархальной; для авторитарной индустриальной — 5% —активистской, 85% — подданнической и 10% — патриархальной; для авторитарной переходной системы соответственно — 10,60 и 30%; для демократической доиндустриальной — 5,40 и 55%. Указанные пропорции, конечно же, достаточно условны и могут варьировать, но они выражают характер соотношения различных типов политических культур в разнообразных обществах.
Демократической индустриальной политической системе, по Алмонду, соответствует гражданская политическая культура, которая имеет смешанный характер. Автор концепции гражданской культуры утверждает, что она опирается на античную традицию «смешанного правления», представителями которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальный, подданнический и активистский), во-вторых, наличие качеств подданных и «прихожан» даже у активных участников. Алмонд и Верба подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Таким образом, «идеальный гражданин» должен одновременно: стремиться оказать влияние на власть и в то же самое время сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно.
Основными чертами гражданской политической культуры выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, это черты нормативной модели политической культуры. Наряду с ними Алмонд предлагает более подробный перечень черт гражданской политической культуры:
• знание о политической системе, о том, что собой представляет демократия и как она функционирует в конкретной стране;
• ощущение индивидом своей политической значимости и возможности оказывать своим участием влияние на политику государства;
• признание обязательности участия в общественных делах;
• ощущение политической свободы, выражающееся в свободном обсуждении любых политических вопросов;
• готовность к кооперации с другими в политических акциях;
• гордость за демократическое устройство своей страны;
• доверие общественным и государственным институтам;
• интерес к политике, понимание ее содержания и целей.
Типология политической культуры, предложенная Г. Алмондом, неоднократно подвергалась критике. Ее критиковали, во-первых, за чрезвычайно абстрактный характер; во-вторых, за америкацентризм, так как за термином «гражданская культура» просматривалась вполне конкретная культура — культура американская; в-третьих, за то, что вся западная культура в предлагаемой концепции выглядела весьма однообразно, в то время как существовали серьезные различия между политическими культурами западных стран, в-четвертых, за «статичный» характер политических ориентаций.
ООН и НАТО
Организа́ция Объединённых На́ций, сокращённо ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. "ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии" (Из обзора внешней политики РФ, 2007) [1].
Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано вДекларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства[1]. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.
ООН — лауреат Нобелевской премии мира (2001) — премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарюКофи Аннану. В 1988 году, Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.
НАТО
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN) — крупнейший в миревоенно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция,Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.
Организация Североатлантического договора (НАТО), иногда называемая Североатлантическим альянсом, — это международная организация, созданная в 1949 году для сотрудничества в сфере обороны и защиты Североатлантического договора, подписанного в Вашингтоне, округ Колумбия, 4 апреля 1949 года. В наши дни, штаб-квартира НАТО находятся в Брюсселе, Бельгия.
Первоначально в НАТО было 12 стран-членов: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и США. Организация была создана в ответ на угрозу СССР оккупировать Западную Европу. Сначала планировалось, что в случае агрессии СССР и его союзников против любого из членов НАТО, она будет рассматриваться как атака против всех стран — членов блока. Это стало значимым изменением для Соединенных Штатов, которые обычно проводили изоляционистскую политику. К счастью оккупация Западной Европы так и не произошла.
Греция и Турция присоединились к первоначальным 12 членам организации в феврале 1952 года. Германия, тогда ФРГ, присоединилась в 1955 году.
В 1966 году Шарль де Голь выводит французские вооруженные силы из под объединенного военного командования альянса, чтобы развивать свою собственную ядерную программу сдерживания. Это ускорило процесс передислокации штаб-квартиры НАТО из Парижа, Франция, в Брюссель, Бельгия, и было произведено к 16 октября 1967 года. Однако Франция осталась членом НАТО, несмотря на то что вышла из объединенного военного командования. Если политическая штаб-квартира Альянса находится в Брюсселе, военные штаб-квартиры, штаб-квартиры Верховного командования альянсом находятся южнее Брюсселя, в городе Монс.
За Францией из Альянса начиная с 1974 по 1980 год, вывела свои войска из под объединенного военного командования альянса и Греция, произошло это в результате греко-турецкого конфликта вокруг Кипра в 1974 году.
В 1978 году страны определили две дополнительные цели для Альянса — поддерживать безопасность и добиваться ослабления напряжения в отношениях между государствами. В 1982 к Альянсу присоединилась Испания. 3 октября 1990 года
воссоединенная Германия, бывшая ГДР стала частью ФРГ и Североатлантического альянса. Чтобы обеспечить признание нахождения объединенной Германии в Альянсе, была достигнута договоренность, что на Востоке не будет ни одной иностранной военной базы, что ядерное оружие не будет размещено на Востоке на постоянной основе. 31 марта 1991 года прекратил свое существование Варшавский Договор. Окончательно он был аннулирован 1 июля 1991 года. В декабре этого же года развалился Советский Союз.
В 1994 году НАТО принимает свое первое боевое крещение, сбив два боснийско-сербских самолета, нарушивших запретное для их полетов воздушное пространство ООН над центральной частью Боснии- и Герцеговины. Бомбовые ударыНАТО по Боснии помогли завершить боевые действия в Боснии, результатом чего стал Дейтонский договор. В 1997 году три бывшие коммунистические страны — Венгрия, Чешская Республика и Польша получили приглашение присоединиться к Блоку. В 1999 году они присоединились к Альянсу. В том же году НАТО провела свою первую широкомасштабную военную операцию в Косово, во время которой была проведена 11-недельная бомбардировка федеральных сил Республики Югославия, целью которой было предотвратить приписываемые югославам этнические чистки албанцев. Операция закончилась 11 июня 1999 года, когда югославский лидер Слободан Милошевич согласился выполнить требования НАТО.
Во время Пражского саммита 2002 года были приглашены семь новых стран для переговоров о вступлении в Альянс: Эстония, Латвия, Литва, Словения, Словакия, Болгария и Румыния. Приглашенные страны присоединились к НАТО 29 марта 2004 года. Следующими странами, выразившими желание присоединиться к НАТО, являются Албания, Республика Македония, Украина и Хорватия.
29 марта 2004 года Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения присоединились к НАТО. Саммит НАТО 2006 года прошел в Латвии.
Политическая социализация.
Под политической социализацией понимается процесс усвоения политических ценностей и политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормами традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация — это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация — это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т. п.).
Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.Два этапа: латентной и прямой социализации. На стадии латентной социализации индивид усваивает неполитические нормы и ценности, оказывающие в дальнейшем влияние на политическое поведение. Некоторые особенности раннего воспитания ребенка в семье могут сказываться на особенностях поведения личности во взрослом возрасте. Этап прямой социализации включает знакомство с основными политическими идеями и политическими символами. На этапе же прямой социализации индивид обучается основным формам поведения в политической жизни.
Исследователи выделяют несколько этапов политической социализации. На первом из них — этапе политизации — у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики. Второй этап — персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского. На третьем этапе — этапе идеализации — важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе. Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.
Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоциализации) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами и даже разрушением структуры личности. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют несколько субъектов: социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т. п.); агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т. п.).
Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог Р. М. Мерелман выделяет четыре такие модели. Первая — системная — характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники. Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации. В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов. Четвертая модель — конфликтная — сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы. Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая — для стран незападной цивилизации. Третья присуща континентально-европейской культуре. И наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем. Многими исследователями был подмечен тот факт, что, несмотря на сохранение моделей политической социализации и воспроизводства ее традиционных структур, в современном обществе происходят значительные межпоколенческие сдвиги в структуре ценностей. Некоторые ученые объясняют этот феномен, опираясь на теорию К. Маннгейма, согласно которой молодежь в условиях быстрых социальных и политических перемен ищет ответы, адекватные новой ситуации.
Политическая система США
США федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия.
Конституция США
Политическая система США определена в принятой в 1787 году Конституции, а также в поправках к Конституции и в других законах . Конституция передает полномочия для осуществлениягосударственной власти Федеральному правительству США. В Конституции США заложен принцип разделения властей, по которому Федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих отдельно друг от друга. На данный момент Конституция состоит из преамбулы, в которой выделены 5 основных целей принятия Конституции, 7 статей и 27 поправок (первые 10 из которых формируют Билль о правах).
Законодательная ветвь власти:
Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент- Конгресс США: Палата представителей США и Сенат США
Каждый штат имеет ровно двух представителей в Сенате (сенаторов). Количество представителей в Палате представителей от каждого штата определяется каждые 10 лет в зависимости от численности населения каждого штата (чем больше население — тем больше представителей). Каждый штат имеет хотя бы одного представителя, независимо от численности населения.
Сенаторы избираются на шестилетний срок, представители на двухлетний. И сенаторы, и представители могут переизбираться неограниченное количество раз.
Исполнительная ветвь власти:
Президент США — глава государства, правительства, главнокомандующий вооруженными силами.
Президент США избирается на четырехлетний срок, причём может занимать этот пост не более чем два срока (согласно 22-й поправке к Конституции США).
Президента и вице-президента избирают посредством прямого волеизъявления при непосредственном участии коллегии выборщиков, состоящей из 538 членов.