Политическая идеология: сущность, типология, уровни и функции
Термин «идеология» был введён в научный оборот в начале XIX в. и с тех пор ведутся горячие дискуссии о сущности этого сложного духовного явления, его источниках и статусе.
Так, либерал-демократы традиционно придерживаются взглядов на идеологию как на надисторическое явление, существующее вне зависимости от социальных и политических явлений.
Неомакиавеллисты (Г. Моска, Р. Михельс, В. Парето) утверждают, что политические идеологии порождены нуждами легитимации власти. Поэтому они слишком расширительно трактуют это понятие и считают, что специфическими формами проявления идеологии являются религиозные, этические и другие формы общественного сознания. Согласно марксизму идеология есть «теоретическое представление, защищающее общеколлективные интересы, которые при определённых условиях могут выполнять и функции научного знания».
Неоанархисты считают, что идеология порождена массовым сознанием.
Нередки и взгляды на идеологию как на служанку власти, не имеющую в политике серьёзного значения. Такое многообразие толкования термина «идеология» требует выяснения некоторых узловых проблем. Прежде всего, следует выяснить, каково соотношение политики и идеологии, является ли идеология наукой?
Отношения политики и идеологии обуславливаются рядом специфических особенностей и той, и другой сторон, которые их сближают. В этом взаимодействии идеология представляет собой как бы духовно организующую, интеллектуальную конструктивную основу политической деятельности. Иначе говоря, политика и идеология не просто связаны друг с другом, они не могут функционировать одна без другой. В этой взаимосвязи идеологические концепции способствуют теоретическому обоснованию принимаемых и проводимых политических решений и действий.
С другой стороны, практические оценки последствий политических решений и действий влияют на принципы и содержание идеологии. Иными словами, если идеология дает обоснования политических явлений и действий, то политика выдвигает перед идеологией задачи, требующие теоретического осмысления на новом уровне.
Конкретно эта диалектическая взаимосвязь политики и идеологии проявляется в следующем:
- политика и идеология представляют собой явления сознания, формирующиеся одной и той же по типу материальной и духовной основой жизнедеятельности общества, и тем самым, они объективно вовлечены в общественные исторические процессы;
- та и другая универсальны, т.е. способны и обязаны охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять «образ мысли», «особые интересы», цели и средства их достижения;
- идеология теснейшим образом связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных политических задач, целей и возможностей их реализации;
- идеология указывает политике оптимальную систему ценностей и идеалов, к которой та должна стремиться. В результате такого выбора проводится либеральная либо консервативная, прогрессивная или реакционная политика;
- будучи по своему характеру наиболее навязчивыми, экспансивными системами общественного сознания и организации общества, политика и идеология не только могут проникать в другие сферы его жизни, но и в различных пропорциях сочетаться и проникать друг в друга.
Здесь следует подчеркнуть, что всякие просчеты политики, ее ее неспособность предлагать новых политических идей и решений, восполняются идеологией. В этом случае она способна потеснить или даже вытеснить политику, подчинить ее себе. Такая ультраидеологизация политики часто обуславливается теми или иными внешними факторами «внешняя угроза», «осажденная крепость», необходимостью нейтрализации враждебного и / или слабого окружения «вождя» (т.н. «культурная революция» 70-х гг. в Китае) или внутренними трудностями в экономической, социальной сферах (спад экономики, трудовые конфликты и т.д.).
Говоря о таком взаимопроникновении политики и идеологии следует обратить особое внимание на допустимые пределы проникновения второй в первую, переступив которые ультраидеологизация разрушает саму политику, делает ее, неспособной определять и решать общезначимые задачи, порождает тоталитарные и тиранические (иногда целенаправленно организуемые) режимы, кризисы, войны и в результате политика утрачивает свою функциональность. В этом случае возникает проблема политических, а не идеологических решений, и для восстановления утраченной функциональности политики, становится насущно необходимой ее деидеологизация, освобождающая ее от чисто идеологических приоритетов. В особенности в сфере исполнительной деятельности в политике, на которую не должны деструктивно влиять навязываемые идеологические приоритеты и штампы.
Сходная ситуация несоответствия политики и идеологии возникает и тогда, когда классовые, групповые и частные идеологии вступают в противоречие с «большой политикой», и способны придать ей направление, которое уже не отвечает интересам страны, нации. Такая ситуация также нередко порождает режим авторитарной власти, вождизм и / или целенаправленно организованной анархии. В политической и экономической жизни страны начинают играть все большую роль групповые диктатуры («кланов», «тейпов»), диктатуры экономических групп, связанных с транснациональными структурами («Бидельбергский клуб», «Тройственная комиссия») и т.д.
Наконец, политика и идеология непосредственно связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, решений, программ. Неизбежно поляризируясь на различные направления, политика и идеологии делятся на правые и левые, реакционные и либеральные. В то же время между ними не исключаются компромиссы и консенсуальные решения.
В силу указанных причин органическим отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение, включенность в политико-идеологический комплекс. Причем если мораль, культура, религия, научные знания только влияют на политику (но лишь в редких случаях могут ее определять, да и степень этого влияния весьма относительна), то идеология неразрывно слита с политикой. Последняя в силу своей объективной тенденции управлять, направлять и контролировать во имя определенных интересов, целей, идей, политика по самой своей сути предельно идеологизирована.
Рассмотрев взаимосвязь политики и идеологии, следует выяснить, является ли последняя наукой?
Идеология и наука имеют ряд общих и отличительных черт. Их сближает то, что наука и идеология базируются на определённых теоретических основаниях, используют рациональные методы рассуждения и убеждения.
Однако наука и идеология имеют больше отличительных черт.
1. Если наука направлена на познание истины, то идеология направлена на достижение определённых политических целей, соответствующих интересам определённых социальных групп.
2. Если наука не терпит оценочных суждений (хорошо или плохо), то идеология строится на допущениях и оценках.
3. Наука строится на установленных и проверенных фактах, а идеология нередко базируется на субъективных предпосылках и условных толкованиях.
Таким образом, если наука отражает реальную действительность, то идеология не даёт безусловного, точного и надёжного её отражения; сформулированные идеалы, цели и программы деятельности могут существенно отличаться от реальной общественной ситуации и возможностей.
Вместе с тем в западной политологии сложился ряд устойчивых позиций, с которыми согласны многие. К ним относится утверждение о несовместимости науки и идеологии, за идеологией не признаётся познавательная функция, её относят к области веры, утверждая, что она не отражает реальность. К. Маннгейм рассматривал идеологию как совокупность идей, сознательно скрывающих истинное положение вещей. Нередко идеологии трактуют как инструмент интеграции общества (функциональное толкование - Т.Парсонс, О.Лемберг). Отдельные исследователи относят идеологию к психологии отдельных индивидов и групп (Р.Пайпс, В.Старк и др.).
Анализируя и суммируя сказанное, можно сделать вывод, что каждая позиция имеет определённое отношение к понятию «идеология». Поэтому политическую идеологию можно трактовать как доктрину, обосновывающую притязания какой-либо группы на власть или её использование и предусматривающую ту или иную стратегию политических действий.
Идеология- это теоретическая система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы и конфликты, а также формулируются цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.
Идеология ориентирована на политические реалии и действия, на политический процесс и имеет целью привлечь как можно больше приверженцев для своей поддержки. Поэтому она тенденциозна, призвана оправдывать, обосновывать, объяснять или опровергать политические реальности в конкретно-исторических условиях.
Идеология предвзята, пристрастна, т.к. выражает интересы какого-либо класса или социальной группы, позволяет им осознать себя как особую группу людей, теоретически обосновывать и осмыслить свой общий интерес, разработать стратегию и тактику его реализации.
Особое внимание следует обратить на то, что идеологии далеко не всегда отражают реальную действительность, не всегда формулируют выполнимые цели и задачи, предполагают, что население будет принимать их на веру. Причём больше утопических идей у оппозиционных сил, которые при помощи прекрасного идеала стремятся привлечь в свои ряды больше сторонников. Идеологии усваиваются и закрепляются потому, что отражают интересы определённых групп. В них верят не в силу убедительности, а потому, что хотят верить! Распространение и глубина усвоения идеологий зависят от соответствия её ценностных ориентаций интересам, чувствам и настроениям широких масс, а также объективным закономерностям общественного развития.
Изменение социально-экономической ситуации, различные события и явления в социальной сфере ведут к усилению борьбы идей и воззрений, способствуют распаду «старых» идеологий и появлению новых, синтезу идейных течений, постоянному усложнению мотивационной сферы политического поведения. Современная стадия научно-технического прогресса, повышение роли средних слоёв общества, социокультурный процесс оказали сильнейшее воздействие на характер и содержание политической коммуникации. Некоторый толчок этому процессу был дан падением социалистического строя в бывшем СССР и странах Восточной Европы - авторитет и влияние «левых» идеологий и особенно марксизма- ленинизма быстро стали падать.
Несмотря на различие исходных идей, идеологии имеют много общего:
1. Они направлены на подчинение личных убеждений групповым интересам. Идеология едина для всех.
2. Идеология непримирима к не согласным с ней, проявляет стремление к поглощению многообразия духовной жизни.
3. Идеология способна отделяться от сознания в форме демагогии со страшной силой массового внушения.
4. Идеология при благоприятных условиях переходит в подсознание и навязывает человеку стереотипы поведения, однозначность действий, предвзятое отношение к людям, их жизни и мыслям.
С помощью идеологии теоретически осознанные интересы воплощаются в идеалах общественного развития, в практической политике государства и политических партий, а также определяются и реализуются отношения к другим классам и социальным группам.
Идеологии могут выступать как средством сплочения, консолидации социальной группы, класса, общества, так и источником конфронтации между ними, когда социально значимые интересы этих групп резко расходятся, отличаются.
В связи с неизбежными различиями экономических и политических интересов социальных групп и слоёв будут и разные идеологии, а следовательно, и борьба между ними. Опасно это или нет?
В условиях политического плюрализма, носителями которого являются политические партии, борьба неизбежна, но она не опасна, если ведётся методами, присущими духовной сфере: диалогом, дискуссиями, спорами и т.д. Важно, чтобы эта борьба не переходила рамки цивилизованных форм разрешения конфликтов.
Основными типами современной политической идеологии являются: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, коммунизм, анархизм, а также такие направления политической мысли как радикализм, экстремизм и популизм и др.
Политические идеологии имеют следующие структурные элементы:
· Связь с общей мировоззренческой системой эпохи.
· Программные установки, сформулированные на основе тех или иных положений этой системы.
· Стратегию реализации программных установок.
· Пропаганду.
· Конкретные шаги по реализации программы.
В политологии принято выделять три уровня политической идеологии:
1. Теоретико-концептуальный уровень, на котором формулируются основные положения политической теории, определяются ценности и идеалы.
2. Программно-директивный уровень, на котором политические теории и идеалы переводятся в конкретные программы, директивы, лозунги, формулируются стратегии и тактика партий и политических элит.
3. Поведенческий уровень, имеющий целью внедрение в общественное сознание необходимости определённого типа политического поведения.
Идеология выполняет целый ряд функций:
· Объяснение общественно-политической реальности. Овладение массовым политическим сознанием и внедрение в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества.
· Обоснование, оправдание и создание позитивного образа определённой политической линии поведения и действия, соответствующего интересам определённого класса, нации, государства, стимулирование действия граждан и партий.
· Интеграция общества на базе интересов какой-либо социальной (средний класс, коренное население и др.), национальной или религиозной группы. Способность к интеграции зависит от того, насколько эти идеи соответствуют обыденным взглядам и представлениям населения о предпочтительном стиле жизни.
· Идеологии используются политическими элитами в борьбе за власть и её легитимацию.
Итак, политическая идеология - это доктрина, обосновывающая притязание какой-либо группы на власть или её использование, предусматривающая для этого ту или иную стратегию и тактику действий. Основными типами современной идеологии являются либерализм, консерватизм и социал-демократизм.
2. Современные идейно-политические течения
Истоки современных общественно-политических течений уходят в глубь истории. Развиваясь и дополняясь новыми элементами, они активно влияли одна на другую. Практически все основные политические партии развитых стран представляют собой некое сочетание социал-демократических, либеральных и консервативных элементов.
Среди значительного количества общественно-политических течений и учений одно из ведущих мест занимает либерализм, истоки которого уходят в эпоху Ренессанса. Вклад в разработку идей и принципов либерализма внесли Д. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, А. де Токвиль, Б. Констан, представители русской общественно-политической мысли конца XIX - начала XX вв. Т. Грановский, П. Струве, Б. Чичерин, П. Милюков и др.
Идеями и принципами либерализма руководствовались участники английской буржуазной революции середины XVII в., борцы за независимость США. Эти идеи нашли своё формальное выражение в таких официальных государственных документах как «Декларация независимости США» (4.VII.1776 г.) и «Декларация прав человека и гражданина». В ст. 2 «Декларации прав человека и гражданина» записано, что «целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
В той или иной степени принципы либерализма получили своё воплощение во Франции в 1830-1870-х гг., в Швейцарии, Голландии, скандинавских странах, но главную проверку они прошли в США и Великобритании.
Так как либерализм развивался на конкретной социально-экономической и национально-культурной почве, он имел множество разнообразных оттенков, национальных особенностей. Но всех либералов объединяло то, что они выступали:
· За изменение устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических проблем;
· За пересмотр потерявших эффективность общественно-политических институтов.
· За ревизию основных положений, доктрин и концепций в соответствии с изменившейся ситуацией в обществе.
В связи с меняющимися общественно-историческими условиями, особенностями различных стран либерализм совершенствовался, изменял свои принципы. Поэтому принято делить либерализм на классический и новый либерализм (неолиберализм), рубежом между которыми считают конец XIX - начало XX веков.
Основными идеями и ценностями классического либерализма являлись:
1. Индивидуальная свобода, достоинство человеческой личности, терпимость, право отличаться и быть самим собой. Осознание ответственности человека за свои действия перед самим собой и перед обществом, права на самореализацию личности. В либерализме сочетался индивидуализм и гуманизм, самоценность человека и человеческая свобода, плюрализм мнений и убеждений.
2. Понимание свободы в негативном смысле, т.е. свободы индивида от внешнего принуждения, от контроля политического, церковного, социального со стороны государства. Поэтому либерализм объявил потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий, поставив на первое место естественные способности отдельного человека - самостоятельного и разумного существа.
3. Признание частной собственности гарантом и мерой свободы. Основная свобода - это экономическая, свобода предпринимательства. Из экономической свободы выводилась политическая и гражданская свободы. Воплощение в жизнь этих принципов виделось в свободном рынке и свободной конкуренции.
4. Сфера индивидуальной активности как реализация естественного права должна быть защищена от неправомерного вмешательства в личную жизнь государства, правительства, церкви. Государство не должно непосредственно вмешиваться в экономическую и социальную жизнь. Оно должно поддерживать элементарный порядок и создавать необходимые условия для свободной экономической деятельности, защищать страну от внешней опасности. Необходимо обратить внимание и на то, что либеральные идеи предусматривали обязанность государства стоять на защите прав личности, в том числе заботиться о неимущих слоях населения, оказывать помощь тем членам общества, которые не могут жить на свои средства.
5. Исходя из естественного, неотчуждаемого права, были сформулированы политэкономическая, юридическоправовая системы и государственная концепция. Право превращалось в инструмент гарантирования отдельному человеку свободы выбора морально-этических ценностей, форм деятельности и создания условий для претворения в жизнь этого выбора. Законодательно должен быть закреплён принцип равенства всех перед законом.
6. Личность не должна игнорировать принятые в данном обществе нормы и правила игры и обязана нести ответственность перед обществом за свои действия. То есть свобода понималась не как возможность личности действовать как заблагорассудится.
Либералы внесли большой вклад в разработку принципов политической демократии. Ими разработаны идеи парламентского и конституционного правления, идеи разделения властей, обеспечение политических прав граждан, равенства всех перед законом, суверенитета народа, плюрализма, уважения достоинства человеческой личности.
Необходимо отметить и то, что либерализм как мировоззрение, явившееся одновременно и стимулом, и результатом революций конца XVIII - начала XIX в., в конце концов приобрело антиреволюционное содержание и направленность. Ему чужды радикализм и революционное миросозерцание.
На рубеже XIX – XX веков по мере развития западной цивилизации классический либерализм претерпел существенные изменения, появляется новый либерализм, неолиберализм. Особенно быстро эти изменения происходили в 20 – 30 годы, когда Президент США Ф. Рузвельта начал проводить Новый курс и широкое распространение получило учение Д. Кейнса. Что же появилось нового в либерализме?
· В связи с ростом монополизма было принято законодательство по защите предпринимательства и, прежде всего, среднего и предприятий-новаторов, которые подвергались особому риску.
· В обязанность государству стала вменяться разработка стратегии экономического развития по предотвращению кризисов и стабилизации финансового положения в стране.
· Расширялась государственная собственность, и оформился плюрализм форм собственности.
· Признавалась обязанность государства и общественных организаций активно участвовать в защите не только политических, но экономических и социальных прав граждан, особенно малоимущих и не способных обеспечить себя.
После II мировой войны были предприняты удачные попытки консолидации либерализма на международном уровне. В 1947 г. создаётся Либеральный интернационал, в который вошли либеральные, демократические и прогрессивные партии. Сейчас в него входят более 50 партий стран Европы, Америки, Азии и Африки.
В середине XIX века возникла идеология марксизма. Ее появление на свет обусловлено резким обострением борьбы между рабочим классом и буржуазией. Основоположник учения К. Маркс утверждал, что решение основных общественных проблем непосредственно связано с построением более справедливого по сравнению с капитализмом общества, с улучшением жизни трудящихся масс.
В основе марксизма лежали следующие постулаты:
- социализм является высшей по сравнению с капитализмом формой общественной организации и переход к нему возможен только путём революционного насилия;
- построение социально справедливого общества невозможно без уничтожения частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком;
- путь к социализму лежит через замену диктатуры буржуазии диктатурой пролетариата и буржуазного парламентаризма – республикой трудящихся («царством труда»).
Поэтому марксизм уделял большое внимание обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционного рабочего движения.
В новых исторических условиях марксизм получил свое развитие в трудах В.И. Ленина и практическое воплощение в России и ряде стран Европы и Азии. Однако опыт функционирования социалистического строя в СССР и других странах привёл к результатам, далеким от ожиданий, и он прекратил свое существование. Вместе с этим заметно снизилось влияние и роль коммунистической идеологии на политические процессы в мире.
Иная судьба постигла социалистов реформаторского, социал-демократического направления. Они исходили из того, что новый строй можно организовать не путём революционного насилия, а путём постепенной исторической эволюции общества в направлении социальной справедливости и равенства граждан. Для социал-демократизма характерно:
· переход к новому обществу путём цепи реформ и отказа от революции;
· отказ от классовой борьбы и понимание высокой роли и значимости народной власти;
· усиление социальной защищенности и введение рабочего самоуправления;
· большое внимание уделяется этическим стимулам политического развития;
· основу теоретической платформы социал-демократов составляют такие категории как справедливость, свобода и «социальная демократия».
Социал-демократы заменили и частично усовершенствовали идею классового противоборства концепцией «социального партнёрства». Однако не всё так гладко и здесь. Оказались неосуществимыми идеи «демократического социализма» и «общества-государства всеобщего благосостояния». Неверная трактовка современной роли средних классов, трудности в решении вопросов наёмного труда, социальных последствий технологической революции в развитых странах и другие теоретические просчёты серьёзно подорвали влияние социал-демократов.
Однако успехи социал-демократов нельзя не замечать. Так, в послевоенный период в Дании, Норвегии и Швеции сложилась модель демократического социализма, или государства благосостояния, которое связывают с приходом к власти в этих странах в 1929-1932 гг. социал-демократов. В итоге к 70-м годам возрос уровень заработной платы и уровень жизни, были достигнуты большие успехи в социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, создана эффективная экономика, практически исчезла безработица, бедность.
В 70-х - 80-х годах в большинстве социал-демократических партий были приняты новые программы, в основе которых лежат такие базовые установки, как политический плюрализм; частнокапиталистические принципы экономики и её государственное регулирование; социальная помощь неимущим слоям населения; обеспечение максимального уровня занятости и др. Усилилась позиция социал-демократии на международной арене. Положительным фактором мирового развития стал Социалистический Интернационал, объединяющий около 50 социалистических и социал-демократических партий. В 1974 г. был образован Союз социал-демократических партий Европейского сообщества, а в парламенте Европейского союза сформирована социал-демократическая фракция.
Особенностью современной социал-демократии является то, что общее направление их политической деятельности определяется относительно краткосрочными программами и мерами, подлежащими осуществлению в случае победы на очередных выборах. А это объясняет их готовность идти на компромиссы и соглашения как внутри своих партий, так и вне их. Такую позицию Французской социал-демократической партии называют “принципиально беспринципной”. Поэтому они легко вступают в коалиции с консервативными и либеральными партиями. Всё это приводит к тому, что в настоящее время весьма нелегко провести чёткое различие между социал-демократическими партиями и партиями других левых идейно-политических ориентаций.
Одной из распространённых систем политико-идеологических воззрений является консерватизм, история которого начинается со времён Великой Французской революции.
Основные положения консерватизма впервые были сформулированы в трудах Э. Берка, Ж. Де Местра, Л. Де Бональда и их последователей. В России консервативную традицию развивали К. Леонтьев, Н. Данилевский, В.С. Соловьёв, И. Ильин и другие мыслители конца XIX - начала XX вв. Возникнув, как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, консерватизм отстаивал незыблемость установленных богом порядков. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Ф. Шатобриан для обозначения идеологии периода Великой Французской революции 1789 г.
Консерватизм– это политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственного устройства и общественной жизни, морально-правовых её оснований, воплощённых в нации, религии, браке, семье, собственности.
Основные идеи классического консерватизма:
- признание противоестественности сознательного переустройства общества, утверждение, что общество представляет собой систему норм, обычаев, традиций, институтов, моральных установлений, уходящих в глубь веков, к которым надо приспосабливать современные политические принципы;
- убеждение в существовании всеобщего морально-религиозного порядка;
- признание несовершенства человеческой природы и прирождённого неравенства людей, ограниченности человеческого разума и неверие в возможность социального равенства между людьми;
- твердая уверенность в том, что гарантом личной свободы и социального порядка является частная собственность;
- признание необходимости классовой иерархии, предпочтение устоявшимся общественным институтам и твердая ориентация на государственный авторитет.
В связи с изменением социально-политической и экономической ситуации в мире классический консерватизм претерпел серьёзные изменения. Во II половине XX века появился «неоконсерватизм», у истоков которого стояли Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Погорец и др.
Неоконсерватизм представляет собой своеобразный синтез идей консерватизма и либерализма, суть которого в лозунге «расчистить место от всего того, что было в обществе искусственно создано, и создать то, что достойно сохранения». Основное внимание «неоконсерваторы» уделяют требованиям укрепления законности и порядка, недопущению любым новациям, способным подорвать стабильность политической системы, ограничению власти представителей крупного капитала.
Они утверждают, что:
1. Реальное развитие общества возможно только в условиях свободных рыночных отношений.
2. Основные усилия должны быть сосредоточены на достижении свободы а не равенства т.к. свобода и равенство несовместимы, а социальное равенство невозможно. Консерваторы выступают против высоких налогов на крупный капитал с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоёв населения, против уравнительного распределения, за сокращение государственных социальных программ, превращающих государство в «дойную корову» и развращающих человека. Человек должен рассчитывать на собственные силы.
3. Классическая демократия не только неосуществима, но и вредна, а поэтому необходимо сочетание демократии и власти элит.
4. Главным правом личности является право иметь собственность и распоряжаться ею.
Христианско-демократическая идеология. Её основу составляют:
· синтез «мира любви» и «мира власти»;
· признание необходимости формирования государства как гаранта свободы для всех граждан общества;
· утверждение, что благо каждого человека зависит от процветания общества и государства (и наоборот);
· христианские демократы утверждают, что государство является гарантом духовной свободы и отвергают необходимость превращения политического порядка в религиозный;
· государство не признаётся высшей политической ценностью и отрицается слепая покорность властям;
· моральными критериями и оценками деятельности государства являются христианские ценности;
· государство должно обеспечивать реализацию демократических прав граждан, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, что обеспечивает баланс интересов и отношений между государством и гражданином.
Идеология анархизма.Анархизм - это идеология, провозглашающая целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти, призывающая к полному отказу от всех форм государственного, правового и институционального управления обществом. Анархизм получил широкое распространение в конце XIX - начале XX вв. В мире, и в частности в России, его представителями были П. Прудон, М. Бакунин, П. Кропоткин и др.
Каковы мировоззренческие основы анархизма?
· Рассмотрение государства как главного источника угнетения и неравенства в обществе.
· Индивидуализм и волюнтаристское неверие в существование каких бы то ни было объективных законов общественной жизни.
· Защита мелкой собственности.
· Выступая за ненасильственные действия, в то же время признавали необходимость революционного насилия для разрушении старого строя.
· Будущий общественный строй - это свободная ассоциация производителей.
Фашистская идеология достаточно сложное явление в общественно-политической жизни. Как термин «фашизм» стал общеупотребительным понятием в 1919 г., когда в Италии была основана фашистская партия Муссолини.
Следует различать фашизм как движение, форму правления и идеологию. Как движение он появился после I мировой войны, когда бушевал экономический кризис и под фашистскими лозунгами оказалось значительное количество незащищённых слоёв населения. Как государственная форма правления фашизм представляет такой социальный порядок, который способствует привлечению большого капитала и развитию военно-промышленного комплекса. Этот порядок обеспечивается жестокими репрессиями против инакомыслящих и «очищением» общества от всех элементов, стоящих на пути национального возрождения. Фашизм является олицетворением тоталитарного режима.
Как идеология фашизм представляет собой смесь националистических, расистских, псевдосоциалистических идей социально-экономического процветания одних народов за счёт истребления или рабского подчинения и эксплуатации других. Фашизм агрессивен, так как считает основным средством достижения цели военное насилие и порабощение народов. Он противостоит основным политическим ценностям: свободе, равенству, демократии. Фашизм достигает определённых экономических успехов за счёт эксплуатации бесплатной рабочей силы.
Особой чертой фашизма является культ сильной харизматической личности. Харизматическими лидерами фашизма были Гитлер, Муссолини. Современные фашистские движения (известные, как неофашизм) имеют место почти во всех развитых странах Европы, в том числе и в России. Неофашизм, бесспорно, имеет сходство с классическим фашизмом, но и отличается от него. Неофашисты не претендуют на захват чужих территорий. Они ставят своей целью защиту представителей титульных наций. При этом они часто допускают противоправные действия.
После II мировой войны возникли новые идеологические течения. Например, идеология ненасилия - течение, в основе которого лежит требование отказа от любых форм насилия человека над человеком. Её основателями были Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Именно на основе этого учения была в 1947 г. проведена грандиозная акция гражданского неповиновения в Индии, которая стала одним из факторов завоевания страной независимости, освобождения от английского колониализма.
Достаточно широкое распространение получили так называемые «Альтернативные идеи и модели», предлагающие иные принципы построения современной цивилизации (например «зелёная идеология»)
Каковы эти принципы?
· Концепция «политической экологии»: отказ от экономического роста, замедление развития новых технологий, выработка новых принципов социального поведения людей.
· Идеи гармоничных экосистем, образа жизни в согласии с природой, добровольного опрощения.
· Децентрализация, разукрупнение, следование принципу «малое прекрасно».
· Антиавторитаризм, решительный отказ деления общества на управляющих и управляемых, опора на идеи прямой демократии.
· Идеи самореализации.
· Переход от принципов индивидуализма к ценностям ответственной личности.
· Радикальный характер идеала, но без радикальных мер в сфере политического действия.
К крайним взглядам и методам политической деятельности относится идеология политического экстремизма. В теоретической области экстремизм направляется идеями немедленной революции обездоленных масс (левый экстремизм). Он нередко носит ультранационалистические идеи (правый экстремизм) - фашизм, расизм. Особым проявлением политического экстремизма является религиозный экстремизм. Достаточно широкое распространение в настоящее время получил исламский фундаментализм.
Для практики политического экстремизма характерно стремление достичь политическую цель путём любых форм насилия вплоть до политического террора, жертвовать ради этого здоровьем и жизнью людей, не имеющих никакого отношения к конфликту. Способы их политического действия, как правило, мало эффективны, но нарушают нормальное развитие общественной жизни.
Таким образом, политические идеологии формируются на основе определённых социально-экономических отношений, в определённых условиях и имеют целью активизации субъективного фактора. Плюрализм идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, терпимость к инакомыслию являются залогом стабильности политического стр<