Политическая идеология, ее функции и уровни

Политическая социализация

Одной из важнейших функций, которую выполняет политическая культура, является осуществление ею политической социализации личности. Она связана с вхождением человека в политику, с усвоением им господствующих в обществе политических идей, ценностей, норм политического поведения. Политическая социализация личности — длительный и к тому же достаточно сложный процесс. Он складывается, с одной стороны, с усвоением новым поколением основополагающих принципов существующей политической культуры, заложенных в традициях страны, с другой стороны, — с приобретением им в результате участия в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных действительностью.

Проблема вхождения человека в политику в качестве ее субъекта стала активно разрабатываться политической наукой с конца 50-х годов нашего столетия. Необходимость разработки концепции политической социализации диктовалась кризисом традиционных институтов политической системы западного общества. Послевоенные западноевропейские и американские поколения отказались добровольно принять официально рекламируемые ценности демократического общества, бросили вызов общественности. Негативизм новых поколений по отношению к традиционным добродетелям был реакцией индивидуального и массового сознания на коррумпированность власти, на ее неспособность (нежелание) удовлетворить новые группы интересов, появившихся в постиндустриальном обществе.

В 60-х годах XX века западное общество вступило в постиндустриальную эпоху. Впервые за всю историю человечества материальная нужда перестала быть уделом большинства населения развитых стран. Европа стала относительно сытым континентом. Насыщение материальных потребностей большинства групп населения выдвинуло на первый план духовные ценности, и среди них — возможность свободной самореализации личности. Изменения в образовании, культуре, образе жизни, связанные с разработкой и массовым внедрением в процесс производства высоких технологий, создали новые потребности и осознание определенными группами населения невозможности их осуществления.

«Каждый индивид, — считал Х.Ортега-и-Гассет, — обнаруживает себя среди определенных идей, присущих времени, в рамках которых и с которыми он должен жить, подобно тому, как он обнаруживает себя помещенным в определенное тело, доставшееся ему «случайно», и с которым он вынужден смириться».

Результатом этого противоречия стал рост политического отчуждения от власти, проявлениями которого явился, с одной стороны, политический абсентеизм, а с другой,— массовые выступления против социальной власти. В 60-80-е годы европейские и североамериканские страны превратились в арену массовых антивоенных, женских, экологических, расовых выступлений. В фокусе внимания общественности, политиков и ученых оказались молодежные выступления, в повестке дня стал конфликт поколений. В противовес официальной господствующей культуре появились молодежные субкультуры, отвергавшие традиционные материальные ценности: материальное благосостояние, личный успех, карьеру. На основе этих субкультур возникли общественные движения — хиппи, панков, рокеров и т.д. Первыми эпатировали общественное мнение хиппи — дети преуспевающих родителей (политиков, бизнесменов, адвокатов и т.д.), бросившие вызов традиционным ценностям отцов, противопоставившие жестокому миру индивидуализма и конкуренции — солидарность, стремление к свободе, к самореализации.

Исследования причин и характера студенческого движения в США 1960-х — начала 70-х годов, анализ социального состава студентов-активистов обнаружили: «Недовольные по своему происхождению представляют наиболее благополучные слои американского общества: они обычно воспитывались в благополучных семьях, получили лучшее образование. «...Оппозиция сегодняшней молодежи далека от волнений в связи с лишениями, нищетой и дискриминацией, ее основа — благосостояние и привилегии» (К.Кенигстон).

Протест благополучных детей преуспевающих родителей против существующей системы обнаружил ограниченность контроля со стороны общества за взрослением молодого поколения и поставил под вопрос возможность эффективного управления механизмом передачи ценностей и норм политической культуры от поколения к поколению.

Эти вопросы и обусловили необходимость разработки концепции политической социализации, которая формировалась как составная часть общей теории социализации, объясняющей взаимоотношения человека и общества.

Т.о. политическая социализацияэто процесс усвоения индивидом политических знаний, ценностей, норм, позволяющих ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта.

Политическая социализация начинается с семьи, которая закладывает основы знаний и представлений ребенка о политике, власти, государстве и т.п. При этом характер и достоверность его понимания различных политических явлений и событий определяется уровнем политической культуры родителей и господствующими в семье политическими взглядами, ориентирами. Далее политическая социализация человека продолжается в школе и других учебных заведениях. В это время происходит быстрое приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих дисциплин. Постепенно у человека появляется потребность сопоставлять знания, полученные из учебников, средств массовой информации, с реальной жизнью. Таким образом, возникает критический подход к оценке достоверности слова. Отсюда совсем недалеко до того, чтобы человек смог самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические явления. Последующим этапом его приобщения к политической культуре, а следовательно, новым шагом по пути политической социализации может служить участие в тех или иных политических партиях, организациях, в ходе политического самообразования и других формах деятельности.

В связи с меняющимися условиями жизни, изменениями ценностных ориентации человека политическая социализация не может быть односторонним процессом одного лишь приобретения и накопления личностью политических знаний и оценок. Наряду с этим осуществляется другой процесс — отказ человека от всего того, что не соответствует сложившейся конкретной политической обстановке, его новому подходу к оценке различных политических явлений. Этот процесс происходит постоянно, оказывая влияние на реальные качества личности как субъекта политики.

Политическая социализация необходима человеку. Она помогает ему строить отношения с другими людьми, понимать смысл происходящих политических событий, определять свою статусную позицию в политической иерархии. Если социализация идет успешно, то окружающий мир политики не кажется человеку чуждым, непонятным, он легко ориентируется в нем, знает, когда и где следует исполнять ту или иную политическую роль, в какой мере и при каких обстоятельствах демонстрировать обретенные навыки политической борьбы.

В успешной политической социализации каждого индивида заинтересованы все члены общества, даже если эта заинтересованность и не осознается ими в полной мере. Дело в том, что усвоение норм политической культуры ведет к сужению рамок непредсказуемого поведения, вносит во взаимодействия людей упорядоченность, определенность, создает психологический комфорт. Вот почему в каждом обществе возникает целая система институтов и организаций, осуществляющих функцию политической социализации. Организации, группы, отдельные индивиды, выполняющие эту функцию, называются агентами политической социализации.

Агенты могут быть специализированными, т.е. сориентированными исключительно на распространение политических знаний и на развитие у населения навыков политического поведения (органы государственного управления, политические партии, учебные центры, специализирующиеся в области политического образования), а также неспециализированными, выполняющими функцию политической социализации наряду с формированием иных знаний, умений и навыков, необходимых индивиду для жизни в социуме (семья, школа, средства массовой информации, учреждения культуры, экономические организации и т.д.).

Значение неспециализированных агентов социализации заключается еще и в том, что они формируют у человека ряд ценностных ориентации, напрямую не связанных с политикой, но способных в той или иной мере проявиться в политической деятельности. Например, если ребенку привили уважение к людям, терпимость к другим взглядам и точкам зрения, то можно предположить, что он будет в большей степени толерантен в политике, чем тот, кто воспитывался в условиях жесткой дисциплины, подвергался насилию и давлению со стороны взрослых. В семье мы обычно впервые знакомимся с неравенством, подчинением, правом высказывать и отстаивать свою точку зрения, свободой выбора. И детские образы этих понятий нередко сопровождают человека всю его жизнь, проектируясь и на более сложные жизненные ситуации, связанные в частности с политикой.

Все факторы, влияющие на процесс политической социализации, можно разделить на две группы:

- неполитические: семья, школа, коллектив, окружение, церковь, отношение к религии;

- политические: характер и тип государственного устройства, политический режим, общественно-политические организации и политические партии, политические движения и события. Политические институты влияют на политическое поведение, контролируют его с помощью специальных механизмов. Политические и государственные структуры стремятся к воспроизводству конформистского типа поведения, лояльного к данной политической системе.

Итак, любое общество обладает социальными механизмами, позволяющими ему формировать требуемый тип политического поведения. В основе этих механизмов лежит способность человека к обучению сложным видам поведения. Чем сложнее общество, его политическая система и политическая культура, тем более многообразным будет и политическое поведение включенных в него людей. Успех политической социализации зависит от согласованности действий агентов социализации, поэтому в обществе с сегментарной, поляризованной политической культурой могут сложиться личности с разными политическими ценностными ориентациями.

Осуществляется политическая социализация личности двумя основными путями. Во-первых, это политическое «научение», т.е. передача накопленного политического опыта, воплощенного в определенном типе политической культуры. Это осуществляется в процессе обучения и с помощью средств массовой информации. Во-вторых, приобретение личностью собственного опыта, приобретение новых, ранее неизвестный знаний, выработка собственного политического поведения. В реальной политической практике эти два направления существуют неразрывно, взаимно дополняя друг друга.

В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы. Наиболее отчетливо видны особенности протекания политической социализации в периоды, когда политическая система переживает тот или иной кризис. В таких условиях эта проблема приобретает новое измерение, происходят нарушения и серьезные сбои в процессе политической социализации. Складываются деформированные представления об обществе, которые приобретают устойчивый характер. Это видно на примере тех стран, которые долго существуют и развиваются в условиях конфликта или переживают серьезный системный кризис. Люди теряют систему ориентиров, лишаются возможности научиться устойчивому политическому поведению. В результате в обществе воцаряется ситуация, когда игра идет «без правил», нарушается его интеграция и стабильность.

Политическая социализация личности выполняет в обществе ряд функций.

Информационная функция предполагает передачу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, для ориентации в быстро изменяющейся политической действительности. Во многом эту функцию призвана выполнять политическая наука и ряд наук, связанных с ней.

Ценностно-ориентировочная функция признана приобщить человека к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей, идеалов, ориентации и норм поведения. Важная роль в ее реализации отведена политической культуре. Она в определенной степени отвечает за формирование политического мировоззрения.

Установочно-нормативная функция тесно связана с предыдущей и охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенного отношения к происходящим явлениям и событиям, выбор своего стиля и направленности поведения в политических отношениях.

Поведенческо-деятельная функция предполагает активное участие личности в политической жизни на основе усвоенных ею знаний и выработанных стереотипов поведения.

В своей совокупности все эти функции выполняют общую задачу – формирование личности как политически активного гражданина соответствующего государства.

В настоящее время в политической науке выделены наиболее существенные типы политической социализации. К числу их относятся следующие: гармонический, гегемонистский, плюралистический, конфликтный тип политической социализации. Гармонический типхарактеризуется наличием нормального отношения человека к институтам власти, уважительного подхода к существующим порядкам в обществе, государственному устройству, стремления к выполнению своих гражданских обязанностей. Эта модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Гегемонистский тип характеризуется резко критическим отношением человека к любым политическим порядкам, властям, политическим системам, кроме тех, которые предлагаются им. Этот тип претендует на особую роль своей собственной персоны в политической жизни общества, в оценке всего происходящего. Эта модель социализации характерна для стран незападной цивилизации. Плюралистический тип присущ демократической личности, которая признает равноправие в обществе, считается с мнением других граждан и готова изменить свои политические взгляды, оценки, если ошибочность их будет доказана. Присуща континентально-европейской культуре. Конфликтный типтяготеет к разжиганию противоречий в коллективе, к созданию противостоящей ему группировки в целях достижения своих интересов и целей. Характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

Следует также отметить конъюнктурный тип, политические взгляды и поведение в рамках которого всецело зависят от ситуации, к коей человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов. Самая отличительная черта этого типа — беспринципность.

В процессе социального взросления человек приобретает относительно устойчивую совокупность политических ориентаций, центр которой более стабилен, чем периферия. И если социальные условия и идеологическое воздействие не изменяются, то трансформации подвергаются периферийные элементы политической культуры человека. Если же происходят глубокие социально-политические перемены, то для большинства населения они связаны с процессом ресоциализации и формирования новой политической культуры. Ресоциализация – процесс перемены отношения к ранее усвоенным политическим ценностям и приобщения к их новой системе. Процесс ресоциализации может быть длительным, но может приобретать драматические и взрывные формы. Примером ресоциализации массы населения может служить процесс изменения политических режимов в странах Восточной Европы.

Главная задача политической социализации — формирование устойчивых ценностных воззрений самостоятельного и ответственного субъекта политики на основе свободного выбора им политических ориентиров.

Политическая идеология, ее функции и уровни

2.ХХ в. не случайно называют «веком идеологий». Никогда прежде в истории преобразовательные идеи и теории не оказывали такого огромного влияния на общественное сознание в сфере политики, приучая воспринимать ее сквозь призму мыслительных стереотипов. Апогея эта тенденция достигла в тоталитарных диктатурах первой половины ХХ столетия. Но следует иметь в виду, что тоталитаризм был порожден особенным идеологическим характером современной политики, который впервые проявился в период французской революции. Полтора столетия спустя человечество столкнулось с феноменом тоталитаризма, важнейшим отличительным признаком которого является такая степень идеологизации политики, когда сама идеология превращается в политическую религию по своему всеохватывающему проникновению и милленаристскому обоснованию.

Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться в качестве своеобразной формы интеграции политического сознания на уровне групповых, классовых, национальных и межнациональных интересов, т.е. формы специализированного, интегрированного сознания или в качестве «надстройки» над общественной психологией.

Резкое усиление идеологической конфронтации в период «холодной войны» между СССР и странами Запада в 40--80-е гг. вызвало вполне естественное стремление более глубоко понять особенности идеологии, выявить и сформулировать основные механизмы воздействия идеологических систем на общественное сознание.

Понятие «идеология» было введено в научный оборот в 1796 г. французским философом и экономистом Антуаном Дестютом де Траси в докладе «Проект идеологии». В этом докладе и в появившемся четырехтомном исследовании «Элементы идеологии»(1801-1815) де Траси систематизируя и обобщая взгляды выдающихся мыслителей Нового времени – Бэкона, Локка, Кондильяка, Гельвеция и других философов, он обосновал целесообразность формирования специфической теории об идеях – идеологии. Идеология, по его убеждению, должна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, служить средством улучшения общественного устройства страны.

Поскольку возглавляемая им группа «идеологов» занимала оппозиционные позиции по отношению к режиму Наполеона, последний возложил на них всю вину за просчеты во внутренней и внешней политике, включая поражение в войне с Россией в 1812 г. Наполеон утверждал, что «учение идеологов это туманная метафизика, повинная во всех ошибках и несчастьях прекрасной Франции». Тем самым было положено начало традиционной для многих мыслителей XIX-XX вв. критики идеологии как ложной, извращающей действительность формы сознания.

На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленным; социальными интересами.

В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.

К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах «Немецкая идеология» и «Святое семейство». Марксизм рассматривал идеологию как часть «надстройки» над экономическим базисом, опосредованным социальной структурой общества. Они использовали термин «идеология» для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе». Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Тем самым превращаются в «ложное сознание». Идеология в марксистском понимании – это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма – классовые интересы, отсюда следует и искаженный, спекулятивный взгляд на окружающую действительность.

Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они выдели в освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных установок. В.И.Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он показал, что марксизм тоже является идеологией - идеологией пролетариата. В.И.Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией, и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма.

Макс Вебер использовал концепцию идеологии в исследовании влияния религии на становление индивидуализма в общественной психологии, а с ним и капитализма в общественных отношениях. Тем самым объективно оказалась весьма продвинутой вперед и сама концепция идеологии. Идеология уже не отождествлялась исключительно только с ложным сознанием. Появился "мостик" между идеологией и религией; были высвечены созидательные функции идеологии по отношению к личности и обществу, притом объективно даже тогда, когда идеологию в конечном счете возможно было бы счесть ложной. Карл Мангейм увидел в идеологии метод социального познания. Он фактически первым воспринял идеологию как гигантскую социальную макрогипотезу, проверка которой на соотношение в ней истинного и ложного осуществляется не в лаборатории ученого, но в процессе жизни и эволюции самого общества.

В многочисленных исследованиях, посвященных изучению идеологии как социального явления, в разное время были предложены интересные подходы к пониманию сущности и структуры идеологии. Так, марксист А.Грамши и далекий от марксизма теоретик Д.Белл подчеркивали, что главное отличие идеологии от философии или просто комплекса идей в том, что она всегда ориентирована на практику, на превращение идей в социальное действие.

Т.Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. К.Ленк определял идеологию как систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства.

У.Матц, исследуя феномен политической идеологии и идеологической политики, приходит к выводу, что идеология есть в принципе религиозно мотивированная, но по своему содержанию секуляризирующая система ориентации. Идеологическая политика имеет опору не в обществе, чьи структуры и ценности вырастают из его традиции, а в трансцендентном по отношению к обществу принципе, который обществу навязывается.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается особенно сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас не совпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная «призма», через которую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.

Идеологийэто социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Она включает в себя представления как о современной социальной действительности, так и о перспективах общественного развития. Непременным ее компонентом является также исторически и социологически обоснованная программа. Политическая идеология закрепляется в виде тех или иных социально-политических теорий, концепций, доктрин.

Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Это систематизирующий и интегративный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу.

В качестве органического компонента политики идеология выполняет целый ряд специфических функций: Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти. Функция легитимации выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть. Интегративная функция идеологии заключается в том, что идеология сплачивает определенную социально-политическую общность, формирует политическое сообщество,

Конструктивная функция политической идеологии стимулирует солидарность и служит идейной основой разработки политических программ.

Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают и направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.

Давая систему оценок не только того, что есть, но и воздействуя на сознание и чувства людей, на их жизненную позицию в плане ориентации их на определенные действия, на изменение существующей ситуации в желаемом направлении, идеология осуществляет прогнозирующую функцию, представляет собой вполне определенную проекцию в будущее.

Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Когнитивная функция идеологии государства, включающая в себя определенные политические стереотипы и ориентиры, обеспечивает для гражданина своего рода сеть внутригосударственных и межгосударственныхкоммуникаций и восприятие социальной реальности.

Политическая идеология выполняет и нормативную функцию. Именно эта функция играет ценностно-ориентирующую роль, определяет направленность социализации индивидов, способы социального взаимодействия между классами, слоями, элитами и контрэлитами, политическими партиями, общественно-политическими движениями, ветвями власти, составляющими государственно-политическое организованное сообщество в целом.

Идеология - это макропрограмма жизнедеятельности общества, задающая смысл его существованию; делающая это на базе синтеза всех накопленных знаний, опыта, ценностей; дающая фундамент для внутренней мотивации общества и его членов, для мобилизации их волевых возможностей; подкрепляющая все это определенными принципами и структурами общественно-организационного порядка.

Наличие в обществе отчетливо выраженной идеологии, пусть даже и включающей существенные части других идеологий, - важная часть национального самосознания. Утрата идеологии может не только достаточно болезненно переживаться, но и приводить к более серьезным духовным и социально-политическим последствиям. Применительно к обществу идеология во многом сродни целеустремленности в жизни отдельного человека. Можно, конечно, существовать и без цели, и при этом чего-то даже добиваться. Но тогда уровень самоуважения и уважения со стороны других, реализация заключенного в человеке или обществе потенциала окажутся скорее всего значительно ниже, чем могли бы быть. С другой стороны, можно потерпеть неудачу на пути к цели или выбрать цель ложную, недостижимую, непосильную - и тогда общество неизбежно платит за это духовным и социально-полити-ческим кризисом, временной нестабильностью, а иногда и национальной катастрофой. Таков неотъемлемый элемент риска в стремлении к развитию и прогрессу.

Современная политическая идеология является многоуровневой. Выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный, или элитарный; программно-политический (пропагандистско-просветительный), актуализированный (житейский).

На теоретико-концептуальном уровне разрабатываются политические теории, обосновываются идейные принципы политических движений, научные открытия интерпретируются в контексте идеологических догм.

На программно-политическом уровне теории и идейные принципы преобразуются в программы политических партий и движений, в политические лозунги. Идеология становится политической пропагандой.

На актуализированном уровне проявляется эффективность пропаганды, которая имеет место в различных формах политического участия, в политической поддержке. На этом уровне формируется идеологическое пространство. Элементами идеологического пространства (дискурса) являются; идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Пауэлл), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба. Сюда относятся и такие явления идеологической борьбы, как идеологические диверсии и идеологические инсинуации.

Идеология для общества психологически тождественна поиску смысла жизни человеком: далеко не каждый нуждается в этом и этим занимается. Но личностью, особенно творческой, становится только тот, кто хотя однажды задавался для себя этим вопросом. Для общества же идеология - это и главный стимул к занятию своего, самостоятельного места в мире.

Идеологии выражают, наш взгляд, помимо интересов определенных социальных и политических групп, еще и потребности людей в целостной, непротиворечивой, достаточно ясной и простой ориентации в социально-политической жизни, чего наука дать не может. Идеология не только дает понятное и доступное каждому объяснение этой реальности, но и подсказывает человеку осмысленное направление действий в мире этой реальности, наделяет его определенной общей программой таких действий. Кроме того, она указывает принципиальный путь решения действительно стоящих перед обществом проблем. Каждый из реально возможных путей их решения отвечает в первую очередь интересам какой-то из социальных групп. Однако идеология трактует предлагаемый ею путь как наиболее отвечающий интересам всего общества, всех социальных групп, характеру самих стоящих проблем, поскольку творцы и адепты каждой идеологии заинтересованы в привлечении к ней максимального числа сторонников. “Политика, лишенная идеологического содержания и направленности, деидеологизированная, представляет собой далекую от реальности абстракцию, поскольку идеология выполняет функции не только пропагандистского оправдания и рационализации политического курса, но и является структурным элементом самой политики, политического процесса”.

Наши рекомендации