Глава 8. Политические отношения и политические процессы

Политические отношения – это отношения между субъектами политики по поводу политической власти и ее осуществления.

Политический процесс – совокупная, последовательная, взаимосвязанная цепь событий и явлений, а также действий субъектов политики, направленная на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти.

           
  Глава 8. Политические отношения и политические процессы - student2.ru
 
    Глава 8. Политические отношения и политические процессы - student2.ru
 
    Глава 8. Политические отношения и политические процессы - student2.ru

ГЛАВА 9.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

1. Понятие, содержание, структура и типология политической культуры.

Политическое сознание и политическая социализация.

Познание реальной политической жизни любого общества невозможно без изучения политической культуры народа. Данная тема в курсе «Политология» занимает одно из важнейших мест, поскольку она имеет принципиально важное значение для понимания политических процессов, происходящих в мире.

Политическая культура прямо и опосредовано влияет на поведение людей, деятельность общественно-политических организаций, восприятие населением явлений внутренней и международной политики.

От уровня и состояния политической культуры зависит принятие населением определённого политического курса или его отторжение. Кроме того, учёт зрелости политической культуры позволяет в определённой мере предвидеть реакцию населения на принимаемое политико-управленческое решение, а отсюда, предусмотреть организационные, политические и разъяснительные меры, которые обеспечивали бы подготовку решения и его эффективную реализацию. Значение уровня политической культуры усматривается в её способности предсказывать политическое поведение людей, стабильность политических режимов и т. д.

Как уже отмечалось, проблематика политической культуры сложна и многообразна.

1. Понятие, содержание, структура и типология политической

Культуры

Термин «политическая культура» впервые был введён в научный обиход в западной литературе в 1956 году американским политологом Г.Алмондом. К числу наиболее известных работ по проблемам политической культуры относится книга Г.Алмонда и С.Вербы «Культура гражданина», где политическая культура представляется в виде трёх уровней:

1) познавательной ориентации,т. е. знания о политической системе, её ролях, носителях этих ролей и её функционирование;

2) эмоциональной ориентации, отражающей чувства людей по отношению к политической системе, её функциям, участникам и их деятельности;

3) оценочной ориентации, в которой выражается личное отношение человека к политической системе, её участникам и их действиям.

Следует иметь в виду, что политическая культура представляет собой не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования.

Политическая культура включает в себя те элементы и явления общественного сознания и в более широком плане духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывает значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие политических и государственных институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и поведению широких масс населения, в частности. Подобно тому, как культура в широком смысле определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, и здесь можно указать на экономическую, религиозную, профессиональную культуру.

Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере. Она даёт отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а коллективу – «систематическую структуру ценностей и рациональных доводов». Политическая культура представляет руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы.

Как общенациональная культура придаёт целостность и интегрированность общественной жизни в целом, так и основополагающие ценности политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественно-политической системы, поскольку их задача состоит в формировании приверженностей данной системе. Нормы служат цели объединения социальных систем. Они включают в себя не только целостные компоненты, но и особые формы ориентации людей в определённых условиях.

Политическую культуру можно понять правильно лишь в том случае, если рассматривать её как неразрывную часть более широкой общенациональной культуры. Компоненты, составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами и т. д. Фундаментальные элементы национальной культуры оказывают большое влияние на формирование системы политических убеждений и политической культуры в целом.

Политическая культура как сложное и многогранное явление имеет множество определений, в данной лекции считаем уместным остановиться на двух:

Политическая культура – это совокупность позиций ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. (см. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979г. с.259).

Данное определение в очень сжатой форме по существу раскрывает основное содержание политической культуры, однако, в учебных целях нам представляется необходимым дать более широкое толкование политической культуры. Итак, политическая культура – это составная часть духовной культуры общества, уровень, характер и содержание политических знаний, оценок, навыков и действий граждан; содержание и качество социально-политических ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения, а также политическое поведение граждан, их участие в общественно-политической жизни, система демократии и политического информирования граждан в данном исторически конкретном обществе. Настоящее определение со всей полнотой раскрывает сущность и содержание политической культуры.

Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.

Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.

Нравственно-оценочный элемент включает оценку политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть, кроме того, эта оценка содержит в себе и эмоциональный компонент – чувства, настроения, идеалы, убеждения и т. д.

Поведенческий элемент содержит в себе политические установки, на основе которых и сформируется определённое политическое поведение, которое находит своё выражение в конкретных политических действиях социальной группы или индивида.

На основе этих элементов в политической культуре происходит становление и формирование основных составляющих политической культуры:

1) Культура политического сознания, которая может проявляться на теоретическом и на обыденном уровнях.

2) Культура политического поведения является результирующим фактором, вытекающим из культуры политического сознания.

3) Культура функционирования политических институтов должна исходить из учёта состояния политического сознания общества и культуры политического поведения. Эти три элемента тесно взаимосвязаны между собой и взаимообуславливают друг друга. При этом необходимость учитывать следующие уровни: мировоззренческий, гражданский и политический.

Мировоззренческий уровеньявляется основным, на котором происходит самоопределение человека в мире политики, т.е. выбора тех или иных политических ориентаций и норм политического поведения.

Гражданский уровень.На этом уровне формируется «ядро» политической культуры. Данный уровень характеризует отношение людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, вступая в него, неизбежно формирует своё отношение к власти, её возможностям и полномочиям. На основе восприятия власти человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей. Здесь уместно привести пример с выборами в местные органы самоуправления по Санкт-Петербургу, которые осенью 1997 года не состоялись, а проведённые повторно показали активность избирателей всего на 16-17%, что в свою очередь показывает отношение людей к существующим властным институтам. Именно на гражданском уровне формируется убеждённость, вера в существующие порядки, а гражданская пассивность может служить показателем негативного отношения и неверия в возможность лучших порядков. Для очень многих людей такая внутренняя убеждённость более значима, чем их партийные или политико-гражданские пристрастия.

Политический уровеньхарактеризуется четкими формами ценностных ориентаций человека к собственно политическим явлениям: от государства и межгосударственных связей до самовосприятия и осознания себя как субъекта политики. В конце концов, достигнув этого уровня, люди активно включаются в политическую жизнь общества или сознательно устраняются от участия в политических отношениях.

Политическая культура, будучи сложным и многогранным явлением, выполняет в обществе следующие функции:

1) познавательная, т. е. даёт знания человеку о политической власти, её сущности, политических процессах и т. д.

2) воспитательная даёт возможность человеку осознать себя как субъекта политических отношений и в зависимости от этого осознания определяет его политическое поведение

3) регулятивная определяет рамки политического поведения во взаимоотношениях между субъектами политики

4) апологетическая создаёт комплекс защитных аргументов для существующей власти

5) коммуникативная способствует передаче политического опыта от поколения к поколению

6) интегративная способствует консолидации различных социальных групп, общественно-политических институтов в достижении определённых политических целей

7) нормативно-ценностная вырабатывает систему политических ориентаций и ценностей (свобода, права человека и т. д.)

8) прогностическая даёт возможность анализа развития политических процессов, достижения политических целей в будущем, а также результатов последствий принимаемых политико-управленческих решений.

Политическая культура не остаётся застывшей, а развивается вместе с её носителями – различными социальными общностями. Политический опыт при передаче от поколения к поколению подвергается внешним воздействиям, которые либо укрепляют сложившуюся политическую культуру, либо видоизменяют её. К таким воздействиям относятся:

-динамика отношений в сфере производства, которая приводит к перестройке общественной структуры а, следовательно, потребностей и интересов соответствующих социальных групп (примером могут служить процессы, происходящие в современной России – раздел общественной собственности, социальное расслоение)

-приобретение нового политического опыта, который может совпадать с последующим, дополнять его новыми представлениями или противоречить ему (Россия, Китай).

Опыт передаётся следующему поколению не в чистом, а в превращённом виде. Эта трансформация происходит через систему идеологических представлений, норм, ценностей, а также за счёт личностных особенностей тех, кто его передаёт.

В политической науке по проблеме политической культуры важное место занимает вопрос типологизации политической культуры. В отечественной литературе типология политической культуры была предложена Е.Вятром в книге «Социология политических отношений» М.1979г. (см. Гутман.М.Ю., Жиданов А.И., Ковалёв Г.Д. Политология в таблицах, схемах и понятиях, часть 2, с.70, СПб. 1994г.).

Зарубежные исследователи также дают типологию политической культуры, исходя из различных оснований, например, американский политолог К. Джовитт основывает свою типологию на социально-классовых различиях, точнее социально-политических и предлагает выделять:

- политическую культуру элиты;

- политическую культурустроя;

- политическую культуруобщества.

Такие политологи, как Г. Амлонд, С. Верба и др. исходят, по всей вероятности, из социально-психологических и культурологических основ и предлагают следующую типологию политических культур, так называемых «чистых типов»:

- Патриархальная.

- Подданническая.

- Активистская.

Патриархальная политическая культура отождествляется с политической культурой африканских племён, отличительной чертой которых является полное отсутствие у подданных интереса к политической системе.

Подданническая политическая культура, в которой граждане слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы. Отличается сильной ориентацией на политическую систему и результаты её деятельности. (Скорее всего, данный тип можно отнести к состоянию политической культуры в современной России).

Активистская политическая культура, в которой граждане могут играть активную роль в политической системе и происходящих политических процессах. Это характерно для стран с установившимися демократическими традициями и институтами (США, страны Западной Европы).

Говоря о политической культуре в целом, нельзя не остановиться на политической культуре в современной России. Особенность данной проблемы заключается в том, что в России еще предстоит стать подлинно демократическим обществом.. В сознании широких масс населения, ёще остаются определённые стереотипы подданнического мышления этим и объясняются:

- слабая развитость индивидуальной политической культуры, более того наблюдается определённый политический индеферентизм (безразличие);

- конформизм – низкая способность к самостоятельному анализу протекающих социально-политических процессов, податливость средствам массовой информации, которые выполняют определённый социальный заказ власти;

- подданническое отношение к центру власти (надежда на хорошего, доброго, честного руководителя);

- низкая компетентность может объясняться отсутствием системы политического воспитания и просвещения;

- правовой нигилизм порождается в свою очередь правовым беспределом, а отсюда формируется апатия ко всему происходящему в социально-политической сфере;

- неразвитость гражданских позиций, которая может объясняться как инерциальное явление прошлого, когда человек рассматривался либо как верноподданный, либо как «винтик «общепролетарского дела». Отсюда политическая культура в нашем обществе только тогда может достигнуть должного уровня, когда каждый индивид придёт к осознанию самого себя как действительного субъекта политических отношений. Данный процесс достаточно длительный, в силу того что общественное сознание, обладая относительной самостоятельностью изменяется медленно и этот процесс зависит от скорости изменения в экономической и социально-политической сферах. Необходимым условием существенных преобразований в политической культуре нашего общества является накопление мощных изменений, воздействие которых на сознание людей способно преодолеть их сопротивление внедрению новых образцов и норм политической жизни, политического поведения.

Следует отметить, что политическую культуру можно характеризовать как ценностно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества. Она включает в себя базовые убеждения, установи ориентации, обращённые на политическую систему. Кроме того, она охватывает политические идеи, ценности, установки, так и нормы политической практики. Она предполагает изучение таких категорий, как политическая идеология, легитимность, суверенитет, правление закона и т. д. Политическая культура в определённом смысле представляет некие рамки, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с действующими «правилами игры». Рамки, в которых убеждения, эмоции, нормы и ценности проявляются в политических процессах и политическом поведении, сами по себе составляют важнейший компонент политической культуры.

Ценность понятия политической культуры состоит в том, что оно позволяет выявить глубинные причины политического поведения различных социальных общностей и личностей при близких условиях их существования. Эти причины кроются в двоякой природе культуры – коллективной и индивидуальной, в сочетании общего (группового, социального, национального и т. п.) и даже всеобщего, общечеловеческого, собственного и единичного: будучи продуктом коллектива, она формируется и усваивается, проявляется каждым индивидом отдельно. Она начинается в его поведении, где и превращается в культуру природное, спонтанное бесконтрольное и становится цивилизованным, культурным.


Наши рекомендации