Специфика формирования и функционирования общественно-политических движений

В политической системе общества важное место занимают общественно-политические движения и группы интересов. Общественно-политические движения формируются в недрах гражданского общества. Они являются активными субъектами, выполняя функции посредничества между конкретными социальными группами и властью.

Общественно-политическое движение представляет собой коллективное образование большой группы граждан, направленное на достижение какой-либо общественно-значимой политической цели.

Общественно-политические движения отличаются от политических партий. Движения не имеют юридически оформленной программы и устава. Они не располагают сильным центром, чёткой организационной структурой, относительным постоянством участников. Идейно-политическая ориентация у движений обычно расплывчата, что позволяет участвовать в них людям различной социально-политической ориентации. Общественно-политические движения не ставят своей целью завоевание политической власти, но стремятся воздействовать на власть в интересах содействия или сопротивления социальным изменениям в обществе или группе, частью которой они являются.

Общественно-политические движения могут возникать стихийно и самостоятельно выдвигать и отстаивать свои интересы, дистанцируясь от всех политических партий. Иногда партии инициируют создание массовых общественных движений с целью вовлечения широких масс населения в поддержку своих политических целей. В любом случае основу общественных движений составляет солидарная политическая активность и добровольность их участников.

Главными признаками общественно-политических движений являются:

· общие ценности, воплощённые в идеологии движения;

· коллективная идентичность его участников;

· наличие определённых норм и правил поведения внутри самого движения и с внешним окружением.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

· выражения, представления и защиты интересов граждан;

· вовлечения широких масс в политику;

· руководства массовыми выступлениями граждан.

Общественные движения, достигнувшие поставленных целей, обычно прекращают своё существование. Борьба за решение сложных задач, требующих длительного времени и использования для этого рычагов власти создаёт условия для перерастания общественного движения в политическую партию. Так, в некоторых европейских странах движения «зелёных» превратились в партии «зелёных», Народный фронт Румынии и «Саюдис» в Литве, обеспечившие победу новой власти, тоже стали политическими партиями.

По различным критериям можно выделить несколько типов общественно-политических движений: по идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические, националистические; по отношению с существующему строю - легальные и нелегальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия; по демографическому признаку - молодёжные, женские, ветеранские; по масштабам - международные, региональные, местные.

В современных условиях наряду с общественными организациями национального масштаба действуют международные организации, ставшие одной из главных движущих сил общественного прогресса. Наиболее важными среди них являются:

· Антивоенные движения.

· Движение неприсоединения

· Движение против национальной и расовой дискриминации.

· Экологическое движение.

· Движение за защиту прав человека.

· Женское движение.

· Молодёжное движение и другие.

Участники массовых демократических движений оказывают существенное влияние на мировое общественное мнение, на политику правительств и международных организаций по глобальным проблемам современного мира.

Группы интересов в структуре институциализированных субъектов политической системы представляют собой ассоциации индивидов, имеющие общие цели и стремящиеся реализовать их посредством давления на властные структуры в процессе выработки и принятия ими политических решений.

Группы интересов формируются в недрах гражданского общества как следствие функционирования рыночной экономики и плюралистической общественно-политической структуры демократической власти. Значительная часть социальных, экономических, духовно-идеологических интересов, возникающих в гражданском обществе, реализуется уже сложившимися отлаженными механизмами самого общества без привлечения властных структур и в данном случае не возникает необходимости в формировании особых политизированных групп интересов. Потребность в их образовании появляется тогда, когда осуществление группового интереса нуждается в принятии властного решения.

В системе, основанной на плюрализме, влияние групп интересов на власть может осуществляться через политические партии, через представителей законодательной и исполнительной власти, через средства массовой информации. Они могут оказывать такое влияние также и с помощью организации общественного мнения в поддержку своих требований. Таким образом, группы интересов выступают дополнением к многопартийности, расширяя каналы связи и взаимодействия гражданского общества и государства.

Группы интересов отличаются от политических партий тем, что они выражают интересы узкой социальной группы и не стремятся к расширению представительства интересов многих слоев населения; они не имеют социальных программ, охватывающих все сферы жизни общества; они апеллируют обычно не к массам, а к представителям различных структур власти; они ставят своей целью не завоевание власти, а оказания целенаправленного давления на власть. Но их деятельность, внешне не заметная, а иногда и нарочито скрытая, закулисная, оказывает более существенное влияние на формирование политики государства в том или ином направлении, чем влияние некоторых партий или общественно-политических движений.

Группы интересов различаются по характеру своего возникновения и степени организованности на аномические и институциональные.

Аномические группы возникают стихийно. Примером может послужить спонтанный митинг жителей микрорайона с выражением протеста по поводу неудовлетворительной деятельности в области управления жилищно-коммунальным хозяйством, или демонстрация учителей начальный и средних школ целой области с требованием к центральной и региональной власти выплаты заработной платы. Как правило, такие группы слабо организованы, недолговечны, и обычно, не влияют на принятие политических решений.

Институциализированные группы интересов представляют собой организационно оформленные структуры, обладающие статусом юридического лица. Кадровый аппарат этих групп представлен высококвалифицированными специалистами, обладающими профессиональными навыками сбора и обобщения информации, необходимыми связями с представителями властных структур разного уровня и ресурсами, достаточными для того, чтобы склонить органы власти или конкретных чиновников к принятию решения в свою пользу. Такие группы называют группами давления или лоббистскими группами.

Институциализированные группы интересов классифицируются по различным признакам: по социально-классовым, демографическим, по уровню образования или доходов, по сферам деятельности и т.д. Каждая из них имеет свою сложную структуру. Например, в классификации по сферам деятельности можно выделить следующие группы интересов:

в экономической – предпринимательские объединения, потребительские союзы, профсоюзы и т.д.;

в социальной – объединения по защите социальных прав, благотворительные фонды общества и др.;

в сфере досуга и отдыха – спортивные союзы, организации поддержки шоу-бизнеса и игорных домов, клубы по интересам и др.;

в сфере науки и культуры – союзы писателей, художников, кинематографистов и др;.

в общественно-политической – правозащитные ассоциации, союзы ветеранов и инвалидов прошедших войн и др.

Институциализированные группы интересов выполняют ряд важных функций:

- выявляют интересы социальных групп и оформляют их в четко выраженные политические требования;

- определяют приоритетность своих групповых интересов в структуре национально-государственных интересов;

- обеспечивают органы власти ценной информацией о возникающих в гражданском обществе интересах разных социальных групп;

- разрабатывают варианты политических решений, направленных на удовлетворение интересов, представляемых ими общностей;

- участвуют в формировании властных структур.

Главной задачей институциализированных групп интересов, является лоббирование в структурах власти финансовых, налоговых и иных интересов льгот и привилегий для своих клиентов. Основными методами их, большей частью узаконенной деятельности, являются:

- участие в парламентских слушаниях и дебатах;

- участие в подготовке законопроектов в комитетах и комиссиях парламента;

- личные встречи, контакты и переговоры с представителями законодательной и исполнительной власти;

- организация подготовки и предоставление во властные органы результатов научных исследований по соответствующим проблемам;

- организация компании «давления общественного мнения»;

- использование СМИ для формирования общественного мнения в свою пользу, оказание давления на власть и нейтрализация своих противников;

- активизация деятельности «своих» людей в органах власти.

Во многих странах приняты законы, регулирующие лоббистскую деятельность. В них признается, что лоббизм является важным инструментом повышения эффективности работы государственной власти. Вместе с тем в них зафиксированы положения, регламентирующие систему демократического контроля за деятельностью лоббистских групп с целью предотвращения коррупции чиновников. Из всего сказанного выше следует, что в демократических странах с развитым гражданским обществом, группы интересов не являются альтернативой политическим партиям. Группы интересов (в том числе и лобби) как субъекты политической системы выполняют свои функции в процессе взаимодействия гражданского общества и правового государства, отличающиеся от функций политических партий.

В политической жизни современной России группы интересов играют более значительную роль, чем в западных странах. В России (за исключением Единой России и КПРФ) фактически нет массовых политических партий, выражающих интересы больших слоев населения всех регионов страны. Поэтому сложившиеся мощные группы интересов имеют возможность не только оказывать влияние на процесс формирования власти и принятия ею выгодных для себя решений, но и непосредственно участвовать в формировании власти, внедряя в её структуры своих представителей. То есть группы интересов в России фактически присваивают себе одну из функций политических партий.

Важным каналом реализации такой возможности становится институт «независимых» кандидатов в структуры представительной власти. В избирательных компаниях разных уровней увеличивается доля «независимых» кандидатов. Например, на выборах в декабре 1999 года в Государственную Думу прошло 132 «независимых» кандидата. На региональном уровне в представительных собраниях «независимые» кандидаты занимают доминирующие положение. Так, на январь 1998 года из 348 депутата законодательного собрания 89 субъектов РФ лишь 635 (т.е. 18,4%) были избранны от партий (в большинстве от КПРФ). Среди «независимых» кандидатов есть ставленники групп интересов.

«Независимые» кандидаты, не ограниченные в своей деятельности ориентацией на цели, обнародованные партийными программами, не связанные партийными обязательствами и партийной дисциплиной лоббируют интересы своих «спонсоров», обеспечившим им победу на выборах. «Спонсорами» выступают группы интересов, представленные: общероссийскими естественными монополиями и региональными финансово-экономическими и административно-политическими структурами. Лоббируют свои интересы и различные преступные кланы.

Увеличение доли в законодательных органах власти «независимых» кандидатов, поддерживаемых могущественными группами интересов, может привести к тому, что представительные органы власти станут все больше выражать преимущественно интересы не гражданского общества, а интересы заинтересованных групп. Поэтому перед обществом и российской властью стоит важный вопрос о выработке и принятии правовых механизмов, регламентирующих деятельность групп интересов, не выходящих за пределы их компетенции и функций.

Вопросы для самопроверки:

1. Сформулируйте развернутое определение понятия «политическая партия».

2. Назовите характерные признаки массовых партий.

3. В чем отличие кадровых партий от массовых?

4. Назовите основные функции политических партий.

5. Что обозначает понятие «партийная система»?

6. Дать характеристику однопартийной системы.

7. Отличительные черты двух партийной системы.

8. Основные формы проявления многопартийных систем.

9. В чем проявляется особенность политических партий в России?

10. Основные черты и функции общественно-политических движений?

11. Отличие групп интересов от политических партий.

Литература

Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы. М., 1999.

Гутман М.Ю. Политология в таблицах, схемах и понятиях. СПб., 2000.

Дюверже М. Политические партии. М., 2002.

Зотова З.М, Политические партии России: организация и деятельность. М., 2001.

Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911 – 1917. М., 2001.

Кравченко А.И. Политология: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М., 2001.

Олещук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, движения. Справочник. М., 2000.

Парламентские выборы в России: год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов. М., 2000

Политические партии и общественные движения в конституционной системе общества // Россия в XXI веке: конституциональное устройство обновленной страны. СПб., 2000.

Политические партии России: история и современность. М., 2000.

Политические партии России. Страницы истории. М., 2000.

Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков. СПб., 1999.


Наши рекомендации