Современные теории политического лидерства

Поскольку данная тема привлекает широкое внимание политологов во всем мире, теорий политического лидерства в целом и касающихся отдельных аспектов данной проблемы очень много. Мы остановимся на трех из них.

Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер. Например, американский ученый Богардус считает, что лидером человек становится благодаря таким качествам, как энергия, ум, воля. Лидер лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет лиде­ром. Особенно бурный всплеск в развитии данной теории отмечался в США в середине XX в. (Смит, Бэрд). Выделяются также такие качества, как юмор, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, общительность, такт, уверенность.

Очевидно, что политическому лидеру необходимы многие качества, в том числе и заложенные в нем природой. Но профессиональным политиком его делают не только комбинация и сочетание различных качеств и черт, но и особенности политической ситуации.

Ситуационная концепция. Ее авторы — американские полито­логи В. Даль, В. Фидлер, Т. Хинтон. Они рассматривают лидер­ство как функцию ситуации, то есть как поведение лидера, ко­торое вполне подходит для одной ситуации и может быть пол­ностью непригодно для другой. Появление лидера — результат места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда ее он может использовать. Вспомним прекрасный пример из Отечественной войны 1812 года, когда именно подобным образом повел себя полководец М. Кутузов. Все великие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив.

В разработанных американскими политологами теориях представлена концепция дифференциации политических лидеров на основе комплекса характеристик, среди которых главное место отведено личностным чертам самого политического лидера и конкретной ситуации, в которой он действует. На этой основе выделены четыре типа политических лидеров. Это образные, мета­форические типы: «знаменосец», «служитель», «торговец» и «пожарный».

Лидер-«знаменосец» — это крупный стратег. Он формирует собственную политическую программу и реализует свои идеи и цели. Это человек с сильной волей и собственным видением действительности. Его приверженцы не оказывают на него практически никакого влияния (например, К. Маркс, В.И. Ленин).

Лидер-«служитель» ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. В отличие от лидера-«знаменосца» он не сам формулирует задачи в соответствии с собственным видением политических реалий, а именно его приверженцы (избиратели) определяют задачи, которые становятся для лидера-«служителя» центральными.

Лидер-«торговец» как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на поддержку. Отличие этого типа политиков — в особом характере их взаимоотношений с избирателями. Важное значение приобретает способность такого лиде­ра убеждать, а также та стратегия, к которой он прибегает, что­бы добиться поддержки.

Лидер-«пожарный» занимается «тушением пожаров», то есть реагирует главным образом на те проблемы, которые встают перед его приверженцами, избирателями. Лидеры-«пожарные» активно откликаются на требования жизни, политической ситуации, на возникающие острые проблемы. Их действия определяются именно насущными требованиями момента.

Здесь важно иметь в виду, что в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего политические лидеры в своей политической деятельности соче­тают элементы каждого из перечисленных типов лидеров.

Итак, на особенности политического поведения того или иного политического лидера оказывают влияние различные факторы: черты характера, ситуация, последователи (избиратели).

Лекция 7

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Содержание:

1. Политический режим как категория политологии: сущность и критерии классификации

2. Демократический политический режим

3. Тоталитарный политический режим

4. Авторитарный политический режим

5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические

В предыдущих лекциях в числе других вопросов были рассмотрены известные современности формы правления. Речь шла о государственной организации (республика, монархия), закрепленной в конституциях и законах, отражающих, следовательно, формально-юридическую сторону политической жизни общества. Однако, как свидетельствует исторический опыт, реальная политическая власть в стране может отличаться от провозглашенной в конституции формы правления. Достаточно напомнить, что и в США, и в бывшем СССР форма правления была одинаковой — республиканская, но реальная политическая власть — различной. Следовательно, чтобы иметь точное представление о политической жизни той или иной страны, недостаточно знать только о провозглашенной в ней форме правления, необходимо еще выяснить, какой политический режим в ней господствует. В результате мы можем столкнуться с такой парадоксальной ситуацией, когда страна с монархической формой правления оказывается более демократичной, чем иная республика. Почему так происходит? На этот и другие вопросы отвечает данная лекция.

1. «Политический режим» как категория политологии:

Наши рекомендации