Теории и функции политического лидерства
. Политическая наука, анализируя феномен политического лидерства, опирается на результаты исследований и достижения в области социологии, политической психологии, истории. Причины возникновения лидерства как политического явления исследуются многими учеными. В результате появилось несколько теорий политического лидерства. Одной из наиболее распространенных является теория «личностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Некоторые ученые попытались определить перечень качеств, присущих лидеру. Согласно Р. Каттелу и Г. Стайсу, к ним относятся: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других.
Приверженцы ситуативной теории характеризуют лидерство как производное определенной ситуации. Это означает, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. Причем качества, пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой — могут оказаться не актуальными, в третьей — препятствующими достижению целей. Меняющиеся проблемы требуют изменения подходов к их разрешению, новых стилей и методов лидерства. Таким образом, лидерство оказывается ситуативным. В зависимости от изменения социальной среды на роль лидера могут выдвигаться различные индивиды.
Ряд исследователей попытались объединить достижения теории «личностных черт» и ситуативного подхода в личностно-ситуативной теории. К формирующим лидерство факторам были отнесены: личностные черты лидера, его образы в сознании последователей, ролевые характеристики лидера, социальная и политическая ситуация, в которой развивается лидерство.
Значительный вклад в изучение лидерства внесли теории конституентов (решающей роли последователей лидера). В рамках этих теорий были высказаны предположения о влиянии ожиданий последователей по реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера. Некоторые ученые сфокусировали свое внимание на особенностях восприятия лидера в сознании масс. Соотнесение представлений об «идеальном» лидере и лидере реальном определяет отношение последователей к лидеру (поддержка требования изменения поведения, протест). Таким образом, степень свободы лидера, направленность его действий, методы руководства определяются нормами допустимого в сознании тех групп, на которые он опирается.
Широкое распространение в политической науке получили психологические теории лидерства. Среди них можно выделить три основных направления: психоаналитическое, мотивационное и прикладное.
Психоаналитическое направление исследований акцентирует внимание на бессознательных влечениях и комплексах, определяющих как стремление к власти, так и специфические особенности ее осуществления. С точки зрения классического психоанализа, корни лидерства надо искать в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношеского развития. Поэтому значительное внимание уделяется влиянию ранних периодов жизни (психобиографическим особенностям) на механизм бессознательного личности (внутренние конфликты, душевные травмы и переживания). Вильсону. Специфические особенности, лидерства 28-го президента США авторы объясняли такими причинами, как неразрешенность эдипова комплекса, бессознательное самоотождествление американского лидера с Христом, бесконечные рационализации, уход в мир иллюзий и т.д.
Лассуэлл написал работу «Психопатология и политика», считающуюся ныне классической. В ней американский политолог разрабатывает проблему лидерства, исходя из адлеровской теории компенсации. Для Лассуэлла, как и для Адлера, стремление к власти — лишь форма компенсации комплекса неполноценности и определенных психологических травм. Бессознательные конфликты разрешаются путем переноса «запретных» чувств на близкие или отдаленные социальные объекты. От способов разрешения разнообразных конфликтов зависит тип и особенности политического лидерства. Подобный способ анализа и его различные модификации применялись для изучения личностей А. Гитлера, И. Сталина, В. Ленина, Р. Никсона и других политических деятелей.
Ныне компенсаторная концепция политического лидерства довольно широко распространена в политико-психологической науке. Так, А. Джордж выделил пять типов эйфории, возникающих при компенсации низкой самооценки властью и лидерством:
1) чувство незначительности компенсируется чувством уникальности;
2) чувство моральной неполноценности — чувством превосходства;
3) чувство непосредственности — чувством высочайших способностей;
4) чувство слабости — чувством обладания высшей силой;
5) чувство неадекватности — чувством компетентности.
Эмпирические исследования политического лидерства в России во многом подтверждают компенсаторную теорию лидерства.
Мотивационное направление исследований политического лидерства концентрирует внимание на изучении влияния различных мотивов, их комбинаций на политическую деятельность, стиль и характер принимаемых высшим руководством решений. Исследования психологов показали, что политики с ярко выраженным мотивом власти будут активнее вести себя в переговорах, прибегая к обману и давлению на партнеров. С самого начала они нацелены на больший выигрыш. Американский психолог Л. Этеридж проанализировал взаимосвязь между такими факторами, как интенсивность проявления властных мотивов, тип личности (была взята за основу типология по Юнгу: экстравертный — интравертный тип) и характером вырабатываемой политики. Полученные результаты наглядно представлены в нижеследующей таблице.
Тип личности | Сильная потребность во власти | Слабая потребность во власти |
Экстраверт | Активная глобальная политика совершенствования мирового порядка (Т. Рузвельт, Дж. Кеннеди, Л. Джонсон) | «Примиренческая» политика, обычно малоэффективная (Д. Эйзенхауэр) |
ИнИнтрараверт | ПоПолитика замкнутых блоков | ПоПолитика международного статус-кво (К. Кулидж) |
Согласно исследованиям Б. Гудштадта и Л. Хьелле, существует связь между выбором тех или иных методов политического воздействия и локусом контроля. Лидеры с внешним локусом контроля (ощущающие себя отчужденными и бессильными, неуравновешенные, подозрительные) гораздо чаще полагаются на силовые методы давления и принуждение. Лидеры же с внутренним локусом контроля (уверенные в себе, склонные к самоанализу) в большей степени полагались на такие методы, как убеждение и стимулирование.
Однако, несмотря на привлекательность психобиографического метода, его авторы так и не смогли ответить на вопрос: почему становится возможной реализация данных мотивов власти в определенном обществе? Поиск ответа на этот вопрос осуществлялся в рамках психоисторического метода, у истоков которого стоял Э. Эриксон. Опираясь на идеи эго-психологии, американский психолог сформулировал концепцию формирования харизматического лидерства. Согласно ее положениям, харизма возникает в результате «пересечения» двух факторов: глубокого и затяжного кризиса личности и кризиса общественного сознания. Отдельные личности, переживая собственный кризис и стремясь к его преодолению, творят новую «идентичность» — новое видение мира и новые идеалы, в которых остро нуждается общество, находящееся в состоянии нравственного и
Несмотря на различия в проявлениях, лидерство предстает явлением универсальным. Универсальность проявляется в единстве функций, которые во все исторические эпохи возлагались обществом на лидеров. Среди наиболее значимых функций лидеров выделяют, как правило, следующие:
1) интегративную — объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
2) ориентационную — принятие политических решений, отражающих тенденции прогресса и потребности групп населения;
3) инструментальную — определение способов осуществления поставленных перед обществом задач;
4) мобилизационную — инициирование обновления, мобилизация масс на реализацию политических целей;
5) коммуникативную — обеспечение тесных контактов власти с общественностью, различными организациями, группами и слоями, т.е. предотвращение отчуждения граждан от политического руководства;
6) патронажную — защита масс от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности.
Лидерство в политике обладает всегда и рядом специфических особенностей:
1) между общенациональным лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;
2) оно носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;
3) политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;
4) политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.
В современной политологии существует несколько определений политического лидерства, что объясняется сложностью данного феномена.
Политическое лидерство — это:
• разновидность власти. Такая интерпретация лидерства опирается на точку зрения, что в любом «политическом вопросе», по словам известного немецкого социолога М. Вебера, интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на данный вопрос;
• влияние на других людей, для которого характерны следующие особенности. Во-первых, это влияние должно быть постоянным. К политическим лидерам нельзя относить людей, оказавших разовое воздействие на политические процессы. Во-вторых, воздействие политического лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество. В-третьих, влияние политического лидера опирается на авторитет, доверие его сторонников, признание правомерности руководства;
Формирование того или иного стиля политического лидерства, помимо субъективных факторов (личностных качеств политика как человека), обуславливается также и рядом объективных социальных (не зависящих от него) факторов. К таковым относят:
1. Политико-исторические факторы. Важнейшие из них - способ образования государства (преобладание внутреннего компонента влечет за собой децентрализацию власти и появление мягких, демократических форм лидерства - США; преобладание внешнего компонента имеет следствием централизацию власти и формирование жесткого, авторитарного стиля лидерства - Россия); способ перехода к индустриальной фазе развития (революционный переход является залогом складывания авторитарных тенденций в руководстве; эволюционный - демократических).
2. Культурологические факторы. Речь идет о влиянии на политика доминирующего в обществе типа политической культуры (патриархальный тип культуры порождает лидера-отца, лидера-героя; подданнический - лидера-хозяина, лидера-вождя; активистский - лидера-служителя, лидера-чиновника). Без учета влияния типа культуры невозможно понять такой связанный с лидерством феномен как культ личности. Культом личности принято именовать крайнюю, максимально завышенную оценку функций и роли политических лидеров в истории, вплоть до их обожествления. Наиболее часто он встречается в обществах с патриархальным и подданническим типами политической культуры (тоталитарных и авторитарных государствах). Бывают, однако, случаи, когда его элементы складываются также в демократических странах (примером может служить Франция времен президентства Шарля де Голля). Причинами возникновения культа личности служат:
- стремление бюрократии иметь арбитра, который гасил бы ее корпоративные конфликты;
- стремление населения иметь защитника от бюрократии.
Важнейшим же следствием культа является огромная концентрация политической, духовной, экономической и прочих типов власти в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства. Складывающийся культ того или иного политического деятеля неминуемо приводит к трансформации как всей политической жизни страны, так и самого лидерства.
3. Административно-территориальные факторы. Начиная со времен Ш. Монтескье, ученые связывают развитие демократических тенденций в управлении с малыми по своей площади государствами. Для крупных государств, как показывает практика, более характерны авторитарные лидеры. Выдвижение здесь демократических лидеров возможно лишь при децентрализации управления, которая, в свою очередь, может стать причиной усиления центробежных сил.
4. Ситуационные факторы. Роль ситуации обуславливается ее влиянием на условия формирования личности лидера (ситуация войны, кризиса продуцирует тип жесткой личности); выдвижение первоочередных задач и целей руководства; создание рамок, в которых лидеру придется действовать.
Социальные детерминанты лидерства позволяют проводить дополнительную типологизацию этого политического явления. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяются множество типов лидерства.
Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Соответственно выделяются:
1) традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению;
2) харизматическое лидерство, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя;
3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.
Наибольший интерес вызывает «харизматическое лидерство». Внимание исследователей концентрируется на характерных чертах этого типа и механизмах его осуществления. A.M. Гантер, к примеру, выделяет ряд базовых качеств, присущих харизматическим лидерам:
— «обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих;
— «завораживающая внешность» или образ, вызывающий
симпатии у масс;
— «хорошие риторические способности и некоторый артистизм» или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать своими выступлениями большие скопления людей;
— «положительное восприятие восхищения своей персоной»,
или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;
— «достойная и уверенная манера держаться» или имидж сильных людей, способных добиваться любых целей.
М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». Лидеры «знаменосцы» стремятся к воплощению «великой мечты», изменению политической системы. Имидж «служителя» формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев. «Торговец» — отличается способностью убеждать людей, «продавать» им свои идеи. И наконец, лидер «пожарник» откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации. В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.
На основе эмоционального отношения к лидеру его последователей С. Джибб формулирует три типа лидеров:
1) лидер «патриарх», по отношению к которому члены общества испытывают одновременно чувство любви,и страха;
2) лидер «тиран», в отношении к которому доминирует чувство страха;
3) «идеальный» лидер — характеризуется чувством симпатии к нему со стороны большинства социальных групп.
Интересный подход к типологизации лидерства предлагает французский ученый Ж. Блондель. В основе его классификации два критерия: первый — характеризует отношение лидеров к традициям и инновациям; второй — объем сферы деятельности лидеров. Совмещая эти критерии, он приходит к выводам, кратко представленным в нижеследующей таблице.
Измерение 2 | Измерение 1 | |||
Сохранение существующего положения | Умеренные изменения | Широкомасштабные изменения | ||
Типы политических лидеров | ||||
Широкая сфера деятельности | «Спасатели» (Черчилль, де Голль) | Патерналисты, популисты (Бисмарк, Сталин) | Идеологи (Мао, Гитлер) | |
Умеренная сфера деятельности (аспект системы) | «Успокоители» (Эйзенхауэр) | «Пересмотрщики» (Рейган, Тэтчер) | Реформаторы (Рузвельт Ф.) | |
Узкая сфера деятельности | Менеджеры (министры, которые занимаются повседневными проблемами) | Улучшатели (министры, которые модифицируют какой-то аспект политики) | Новаторы (кладут начало новой политике, например, земельной) | |