Формирование гражданской концепции политики в эпоху Возрождения.(Н Макиавелли,ЖанБоден).
Н.Макиавелли всвоих трактатах рассматривает государство как политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной полит власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе полит поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль. Т е в политике цель оправдывает средства. Существуют 2 способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. Именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики, по его мнению. Формам гос устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает большое влияние на политику борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти. Ж. Боден разработал идею гос суверенитета ( сфранц – носитель верховной власти). Он считал суверенитет самым существенным признаком государства. Это верховная, постоянная и абсолютная власть в полит обществе. Абсолютность власти проявляется в ее неограниченности какими-либ условиями и в неделимости.Он учитывал и вопрос о границах власти государства.
7 Развитие политической мысли в Европе в Новое время (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант).
По мнению Гоббса, политика и государство, являющееся ее носителем, учреждаются людьми путем договоренности м/у собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Он выступал защитником монархической власти. Утверждал, что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. Могут существовать 3 формы государства: монархия, демократия и аристократия. Права гос власти совместимы с интересами классов, осуществляющих английскую революцию.Дж. Локкбыл идеологом социального компромисса между дворянством и буржуазией. Государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели полит сообщества – реализовать свои гражданские идеи и, прежде всего, права владеть собственностью и быть свободными. В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. Законодат властью должен обладать только парламент, исполнительная и судебная власть. Любая форма государства должна вырастать из общественного договора – добровольного соглашения людей, чтобы она охраняла их естественные права и свободы. Главная цель государства – сохранение свободы собственности, он отстаивал принцип разделения властей. Государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть более могущественным, чем личность, ибо личности создают общество, а общество – государство. Монтескьесвободу и равенство рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы и источники права. Общественный интерес удовлетворяется лишь путем следования правильно понятому частному интересу. В общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а поэт «свобода есть право делать все, что дозволено законом», отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей происходит из старой идеи «смешанного правления», которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон. Полит властью всегда злоупотребляют, злоупотребление вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный принцип государства. Жан-Жак Руссо в его работах на смену гражданской концепции политики приходит социальная. В ней отправной точкой явл не отдельный человек, а группы, т. е. классы, нации и т. д., и индивидуум рассматривается как продукт общества. Государство исследуется с т зрен его развития. В одном смысле, люди создают государство, а в другом — сами являются продуктами государства.Тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей воли необходимым 3 внешних условия – социальное равенство, фундаментальное полит единство и т к воля неотчуждаема, то она не может быть представлена, ибо представительная власть – это рабство. Он поддерживал прямую форму демократии. Принцип народного суверенитета - основополагающий принцип республиканского строя. Кант отстаивает принцип автономности личности. Он является сторонником договорных теорий государства, развивает идеи правового ограничения гос власти. Человек, по Канту, – это цель, а не средство. Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Политику рассматривает как гармонию цели и средства. Высшая форма, обеспечивающая свободу - правопорядок. Право - гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Право обладает принудительной силой, носитель которой государство.
8 Политическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения.
Возрождение и Реформация (XV—XVI вв.). Происходит переход к сословно-представительной монархии. Активизируется экономическое, политическое и культурное развитие белорусско-литовского общества. Устанавливаются многосторонние связи со странами Западной Европы. Распространяются идеи гуманизма, начинается книгопечатание, происходит становление старобелорусского языка, развитие национальной литературы и искусства. Формируется национальная философская, правовая и общественно-политическая мысль. В этот период становятся популярными идеи естественного права, равенства людей перед законом, прав и свобод личности, религиозной терпимости и политического плюрализма, свободного и независимого национального развития. Представителями этого периода выступают Франциск Скорина (1490—1551), Николай Гусовский (1470-1533), Василий Тяпинский (1530-е или нач. 1540-X-1603), СымонБудный (1530-1593), Лев Сапега (1557-1633), АстафийВалович (1520-1587), Андрей Волан (1530-1610) и др.