Формы и типы политического участия.

Политическое участие - это влияние на осуществление и распределение власти. Участвующих в политической жизни называют активными гражданами, не участвующих - пассивными.

Все формы политического участия делятся на три группы:

1) индивидуальные действия - голосование, контакты с должностными лицами, работа на кандидата в депутаты или партию;

2) коллективные действия - митинги, демонстрации, подписание обращений;

3) прямые действия - несанкционированные политические забастовки, бойкоты, пикеты, захват зданий

Различают конвенциональный (предусмотренный законом) и неконвенциональный (незаконный) тип участия.

Выделяются автономное и мобилизационное участие. Автономное участие – это свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. В отличие от него, мобилизационное участие носит принудительный, вынужденный характер.

Американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности полити­ческого участия: совершенно пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представи­тельных органов; вовлеченность индивидов только в решение мест­ных проблем; политическое поведение активных участников предвыборных кампаний; поведение политических активистов, распро­страняющих свою активность на всю сферу политики; участие как форма профессиональной деятельности политика.

Их соотечественник Милбэрт предпочитает говорить об «актив­ных» формах политического участия (руководство государственны­ми и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.д.), «промежуточных» (участие в политических собраниях, под­держка партий денежными пожертвованиями, контакты с офици­альными лицами и политическими лидерами и т.д.), «наблюдатель­ной» (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования или дискуссии и т.д.), а также об «апатичном» отношении граждан к политике.

Политическое участие различается:

помасштабнос­ти,

по интенсивности.

17. Процесс принятия государственных решений: содержание, основные этапы и модели.

Гос. решение - определение единственной модели поведения из ряда альтернативных вариантов, т.е. выбор одного из минимум двух возможных действий.

Решения= теоретико-аналитические процедуры, завершающиеся выбором оптимальной модели решения + практические и технологические процессы при принятии решений.

Концепции принятия решений:

1)описательные(дескриптивные) - исследования поведения лиц, принимающих решения, взаим-я акторов в данной ситуации, а также рассмотрение деятельности отдельного лидера, мотивы принятия опр. решения.

2)нормативные(прескриптивные) - склонность к разработке оптимальных правил и процедур, алгоритмов, моделей, в соответствии с кот. должен строиться процесс принятия решений.

Этапы:

1)определение приоритетных проблем и формирование политической повестки дня

2)разработка и рассмотрение альтернативных вариантов полит. решения.

3)окончательный выбор: формулировка и легитимация гос. решения методами консенсуса и голосования.

4)введение принятых решений в государственную практику.

5)контроль за исполнением и обратная связь.

Модели принятия решений:

1. Активная – ведущую роль играют органы законодательной власти.

2. Представительная – ведущую роль играют органы исполнительной власти.

Воплощению управленческого замысла способствуют и опре­деление властями общей стратегии, выбор ими характера дейст­вий (т.е. настроенности на конфликт или сотрудничество, приме­нение насильственных или консенсусных методов, использование средств политического торга или прямого давления, манипулиро­вание, обман общественного мнения и т.д.). Выбор стратегии дол­жен опираться на рациональную оценку собственных ресурсов, их достаточности для осуществления намеченной линии поведения, реализации того, что желательно, или того, что достижимо на деле. Необходимо правильно оценить и возможную степень сопротив­ления принятым решениям; на случай неудачных действий прави­тельство должно выработать планы, способные сохранить его ста­тус и не вызвать дестабилизации системы правления; иметь вари­анты перехода на резервную систему принятия решений при из­менении ситуации. Условиями реализации гибкой политической стратегии и технологии использования ресурсов являются интен­сивный сбор информации о первых результатах в достижении це­лей, отслеживание промежуточных результатов, корректировка принятых решений при выявлении расхождения целей и средств их достижения.

Типы реализации решений: популизм, элитизм, консерватизм, демо­кратизм и радикализм.

Так,популизм сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты пытаются выработать какой-то лозунг, призыв к населению, реа­лизация которого, по их мнению, обеспечит преодоление всех противоречий и быстрое продвижение к успеху. Нередко в таких случаях используются лесть («коммунисты — во главе обществен­ного прогресса»), запугивание внешней или внутренней угрозой («правящие круги — во власти мафии»), необоснованные обещания («радикальные реформы быстро приведут к подъему экономики»). Наиболее ярко популизм проявляется при харизматическом правлении. Но популистские меры могут выступать со­ставной частью политического курса и при демократических и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления.

Отличительная чертаэлитизма— курс на предотвращение сколь­ко-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посред­нических форм взаимодействия с электоратом, усечение полити­ческого информирования общественности, закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах.

Приконсервативной политике в деятельности властей домини­рует установка на сохранение структуры и функций государствен­ных органов власти, традиционных форм и методов политическо­го регулирования. Такие методы управления характерны для ста­бильных политических режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает патри­отические настроения и способствует сохранению целостности общественного и политического организмов.

К прямо противоположным результатам приводитрадикализмполитического правления. Даже когда стремление революциони­зировать общество, добиться его качественного переустройства не является самоцелью властей, социальные и политические пос­ледствия, вызванные радикальными методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни насе­ления. Насилие — основной метод управления революционных режимов — неизбежно превращает власть в смертоносное орудие преобразований, чреватое массовой гибелью граждан.

Демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Культи­вируя атмосферу взаимоответственных отношений между ря­довыми гражданами и элитой, демократическая политика до­бивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с влас­тями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет меха­низмы «самодисциплины и самопринуждения» граждан.


Наши рекомендации