Полит.трансф. и модернизация
Политическая модернизация — это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике,социальных отношениях,культуре, образовании и т.д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни. Объективным основанием и потребностью модернизации служит реальная целостность человечества, многообразие форм взаимозависимости различных
его частей, оборачивающаяся в определенных случаях и тем, что отсталые,реликтовые его части, образования начинают негативным образом влиять на передовые фрагменты, сдерживать их развитие.
Цели модернизации воплощаются в таких социальных ценностях, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность,
благосостояние, справедливость, порядок, а характеристиками социальной жизни, от которых в ходе модернизации хотят освободиться, являются бедность, неравенство, репрессии, насилие, зависимость.Основные направления модернизации в современном мире:
— индустриализация и информатизация общества;
— формирование экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий;
— демократизация, расширение участия населения в управлении общественными делами, подконтрольность политической власти и ее ответственность перед обществом;
— радикальное изменение параметров социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления разрыва между богатыми и бедными;
— обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего для тех, кто его получает, возможность активной
деятельности и жизненного успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений;
— расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и
независимости от давления традиций, среды, места проживания.
Формы модернизации в значительной степени зависят от типа
политических систем и политической власти. Здесь могут выбираться драконовские, чисто репрессивные меры, когда общество буквально “загоняют” в новое состояние, или меры, стимулирующие и создающие возможность развития того человеческого материала, который “подлежит” модернизации, когда создаются условия и стимулы его ускоренного развития, приобретения качеств свободы, квалификации и открытости.
Полит. трансформ. - политическое изменение политических институтов, связанное со сдвигами в балансе социальных факторов, с изменением их потенциалов и позиционной расстановки политических сил. Ее предпосылки: экономические, социальные, культурные, религиозные, внешнеполитические.
Гос.-во, конц.происх.
Гос-во – центральный институт политической системы, которому тяготеют другие политические силы. Оно отличается от других полит. институтов: наивысшей концентраций власти, суверенитетом, наибольшей формальностью, наличием
территории, принудительностью, рядом исключительных прав на: использования
насилия, на принятие общих обязательных законов, на взимание налогов. Начало складывания и функционирования гос-ва относится к поздним формам общинно-племенного строя. В общественных науках существует ряд концепций о
происхождении гос-ва. 1) Патриархальная теория рассматривает гос-во как
большую семью, созданную на основе добровольного слияния малых семей под
покровительство отеческой власти. 2) теократическая концепция рассматривает
гос-во, как возникшее на основе божьего установления. 3) договорная концепция
(Гоббс, Локк, Спиноза) трактует возникновение гос-ва а основе соглашения, договора между правителями и подданными в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. 4) теория насилия объявляет гос-во результатом прямого полит. действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. 5)социально-экономическая объясняет такими социально-эк. факторами, как общественное разделение труда, эк. интересами, социальными противоречиями и т.д.
Функции. Внутренние:1) политическая – обеспечение полит.
стабильности, осуществление властных полномочий, выработка полит. курса. 2)
экономич. – организация, координация, регулирование эк. процессов с помощью
налоговой и кредитной политики, санкции и т.д. 3) организаторская – исполнение
решений, формирование и использование гос. аппарата, осуществление контроля
выполнения законов и т.д. 4) правовая – обеспечение правопорядка, установление
правовых норм. 5) социальная – удовлетворение жизненно-важных потребностей людей в работе, жилье, здоровье. 6) культурно-воспитательная – приобщение к культуре, творчеству, воспитание нравственности, удовлетворение культурных потребностей людей. Внешние: 1) Оборона страны – обеспечение целостности, безопасности суверенитета гос-ва. 2) взаимовыгодное сотрудничество – в эк, соц, технологической, торговой и др. сферах с другими странами.
Зак.,исп.,суд.власть, в РБ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но и непосредственно избирательным корпусом путем референдума, а в некоторых случаях-и органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.
Функции исполнительной власти
-подзаконодательное регулирование;1.осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;2.административное правоприменение 3.осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации; 4.административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил; 5.охрана правопорядка, т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества; 6.информационное обеспечение органов государственной власти
Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.
Согласно Конституции РБ, представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент - Национальное собрание РБ. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики Полномочия Палаты представителей: 1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; 2) рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; 3) назначает выборы Президента; 4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; 5) принимает отставку Президента; Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. Совет Республики:
1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
3) избирает шесть судей Конституционного Суда;
4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
7) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Работой Правительства руководит Премьер-министр.
Премьер-министр: 1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; 2) подписывает постановления Правительства; 3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев; 4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; 5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.
ПравительствоРеспублики Беларусь: разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону .Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:
Соц.полит. и гос.-во
Социальная политика— политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе с помощью разнообразных средств, среди которых главным является власть.
Структура социальной политики:
1. субъекты (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере);
2. объекты (социальная сфера общества);
3. средства воздействия субъектов на объект.
Социальное государство(или государство благоденствия) — правовое государство с совокупностью демократических прав и свобод, системой социального обеспечения, высоким уровнем благосостояния большей части населения. Концепция такого государства основывается на признании того, что люди в XX веке в большинстве своем являются наемными работниками, т. е. экономически зависимыми лицами. Поэтому цель социального государства — уменьшить болезненные последствия экономической зависимости, неизбежно грозящие человеку в современной рыночной экономике.
Основные принципы социального государства:
1. каждому члену общества только потому, что он человек, полагается прожиточный минимум;
2. государство благоденствия должно вести политику экономической стабильности, стараясь предотвратить циклы потрясений и кризисов, если частные предприятия не в силах противостоять им;
3. одна из высших целей социальной политики — полная занятость.
Важнейшим элементом социальной политики является последовательная реализация принципа социальной справедливости,который причисляется к общечеловеческим ценностям, имеющим многовековую историю. Без обеспечения социального равенства в некоторых сферах общество справедливым быть не может. Формулы равенства: "каждому — по его заслугам", "каждому — по мере выявленных сил и способностей", "каждому — по мере таланта". Социальная справедливость и социальное равенство — понятия не тождественные.
Через политику власть становится организующей силой. Одной из важнейших функций политики является онтологическая, т. е. социально-организующая, в рамках которой социальная справедливость должна быть основным содержанием политики: либо власть проводит достойную политику, учитывающую интересы всех субъектов и обеспечивающую социальную справедливость и социальное равенство, либо ни социальное равенство, ни социальная справедливость властью не обеспечиваются, и тогда- в обществе происходят бесконечные коллизии и потрясения.
Гарантом социальной справедливости и социального равенства может выступать только правовое государство.
Формы гос.устр.и правл.
Формы правления и гос. устр-ва – это способ организации и осуществл. полит. власти.Форма правления гос-вом показывает особенности внутренней организации гос-ва, порядок образования и стр-ру органов гос-ной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, кот. используются ими для осуществл. организующей и управленч. деят-ти.
В зависимости от особенностей формы правлениягос-ваподразделяются намонархические и республиканские.
1.Монархия - это форма правления, при которой вся полнота гос. власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняй и функции главы гос-ва, функции законодательной, исполнительной властей, он также контролирует правосудие и местное самоуправление. А) Абсолютная – единоличный носитель суверенитета. Осн. признаком абсол. монархии явл. отсутствие каких-л. гос. органов, огранич. компетенцию монарха. Б) Конституционная – ограничение власти парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию По степени ограничения: а) Парламентская – ограничение во всех сферах, в законодательной, исполнит. и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она явл. символич.; законодат. акты приним. парламентом и формально подпис. монархом; прав-во согласно конституции несет ответств. не перед монархом, а перед парламентом. Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, б) “Дуалистическая”– ограничение в законодат. сфере. гос. власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между прав-вом, формир. монархом, и парламентом. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления сущ. в Германии (1871-1918), сейчас в Морокко
2. Республика-. это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти. По распределению функций между президентом и парламентом: а)Парламентская– верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию б)Президентская – совмещение главы гос-ва и главы правительства, четкое распределение власти(законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду). непарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства. Классической президентской республикой являются США.
Президент имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда в)Смешанная – Сильная президентская власть + жесткий контроль правит-ва, двойная ответственность правит-ва.
Формы государственного устройства.
Форма гос-ного устройства отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его основными территориальными единицами. По форме устройства все гос-ва подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)
1.Простое – унитарное государство, не имеет обособленных гос образований, пользующихся определенной самостоятельностью.
2.Сложное – империя, федерация, конфедерация. Федерация – объединение на добровольной основе, единая конституция, валюта, вооруженные силы.
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований - союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные. 6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуется следующими чертами : конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация
Правовое гос.-во
Правовое гос-во – гос-во, деятельн. кот. подчин. установл. демократ. путем з-ну.
Значит. вехами на пути к правов. гос-ву стали: Конституция США 1787г., Конституция Франции 1789г., впервые закрепившие некот. полож. правовой гос-венности, но реш. факторами создания нового гос-ва стали успехи формир-я гражда. общ-ва и общее социально-экономическое и культурное развитие в обществе.
Концепция правового гос-ва обосновывает правовое рав-во всех граждан, приоритет прав человека над з-нами гос-ва, невмешат-во гос-ва в дела гражд. общ-ва. Теория и практика правового гос-ва позволяют выделить его отличительные признаки:
1. верховенство закона(его неукоснительное выполнение со всех сторон). З-ны правового гос-ва опир. на конституцию страны и облад. наивысшей обязат. силой по сравн. с остальными нормат. актами в гос-ве. З-н не м. быть изменен, отменен.
2. . Гос-во, издавшее закон не вправе само же его нарушать.
3. суверенитет народаКонституция – правовая регламентация гос-венного суверенитета, это значит именно народ явл. конечным источником власти;
4. взаимная ответственностьгос-ва и личности. Не только граждане несут ответств-ть за выполн. обязанностей перед гос-ом, но и оно само и его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами;
5. разделение властейВласть не д. быть сосредоточена в руках одного органа, чтобы избежать деспотизма. Сущ. ветви: исполнительная, законодательная, судебная.
6. незыблемость свободы личности, её прав, чести и достоинства. Первооснова правового гос-ва – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны гос-ва.
7. наличие эффективных форм контроляи надзора за соблюд. прав и свобод граждан. Созд. развитой и действенной системы судебных органов, народного и государственного контроля.
8. приоритет междунар. праванад национальным. При расхождении между з-нами страны и междунар. док-том, кот. подписан этой страной, страна д. руководств. междунар. док-том. Вопросами регулир-я междунар. правовых споров заним. междунар. суд ООН (Гаага), а также европейский суд по правам человека (Страсбург).
Гражд.общ.
Формирование правового гос-ва возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Идея гражданского общества восходит к эпохе античности (Аристотель в греческом полисе гражданами считал тех, кто участвует в политической жизни общества. Аристотель определил гражданское общество – совокупность политических граждан.)
Первое употребление понятия “гражданское общество” у Гоббса: гражданское общество лишь составная часть государства и без государства оно будет в хаосе.
По Локку: общество стоит над государством и основа гражданского общества – частная собственность является священной и неприкосновенной.
Долгое время гос-во и общ-во не разграничивали, только в эпоху Просвещения возникло четкое представление о гражданском общ-ве. Наиболее полное обоснование разграничения общ-ва сделал Гегель – гражданское общ-во находится вне государства, но в тесном с ним контакте. Маркс, Энгельс поддержали и развили идеи Гегеля.
Гражданское общество –система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Структура гражданского общества делится на сл. сферы:
1. Экономическая – структурные эл-ты гражд. сообщества: негосуд. предприятия и объединения (кооперативы, арендные предприятия, фирмы и т.д.).
2. Социально-политическая – семья, классы, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления
3. Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации
Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.
Отличительный признакобщества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров).
Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия:
1. многоукладная рыночная экономика
2. множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам.
Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению. Собственность – единоличная или коллективная.
Основа гражданского общества – средний класс.
Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни.