Политические учения Эпохи Возрождения и Нового времени
В эпоху Возрождения происходит освобождение политического знания от теологии. Политика исследуется с рационально-критических позиций. Главная идея В. - гуманизм. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям защиту и безопасность.
Ярким представителем был Никколо Макиавелли (1469-1527). Он был одним из первых, кто начал употреблять термин « государство». В своем труде «Государь» он отразил сложные политические процессы, происходившие в Италии в этот период. Макиавелли- сторонник сильного государства во главе с сильным правителем и его политические суждения продиктованы этой идеей. Для реализации этой идеи считал возможным применять любые средства, в том числе насилие и другие безнравственные методы, которые получили определение «макиавеллизма». Он говорил, что государь должен уметь отступать от добра, если хочет сохранить власть. Главным у Мак. является принцип политического реализма, кот.
предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного, учет в
политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий
практическим интересам. Полит. реализм выразился также в том, что он
определил сферу нравственного как сферу абсолютного, а политику – как сферу
относительности. Политика не может руководствоваться понятиями «добра и зла»
и др.нравственными категориями, поскольку они лежат за пределами сферы
относительного. В полит. жизни идет борьба противоположных социальных групп:
простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в
обществе сил Мак. выводит конкретные форму гос-ва: правильные (монархию,
аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и
«распущенность»). Идеал – смешанная форма гос-ва, в кот. бы сочетались
монархический, аристократический и демократический элементы власти.
Сильную роль государства в жизни общества обосновывал французский мыслитель Жан Боден (1530-1596). Его главная заслуга – идея государственного суверенитета. Его политические взгляды изложены в книге «Шесть книг о государстве». Жану Бодену принадлежит идея о геополитических, географических, этнических составляющих, характеризующих менталитет народов и исторические судьбы государств.
Новый импульс развитию политической мысли придало Новое Время, то есть XVII-XVIII вв. Это был период утверждения капитализма. В ожесточенной борьбе были сломлены устои феодализма и безраздельной власти церкви, расчищена дорога для развития науки, торговли, промышленности, банковской системы.
В этот период изучаются причины появления человеческого общества и государства, отношения между личностью, обществом и государством. Создаются теории «общественного договора» (означает, что государство – это результат добровольного соглашения людей ; они создали государство для защиты своих естественных прав и свобод: право на жизнь, свободу, собственность; теорию разрабатывали Гоббс, Локк, Руссо), « естественно-правового равенства людей», « разделения властей», «гражданского общества», «правового государства».
Видными мыслителями Нового Времени являлись: англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704). Томас Гоббс обосновал необходимость государства для управления обществом. Государство рассматривал как многоуровневую структуру, призванную сохранять мир и спокойствие граждан.
Джон Локк обосновал идею разделения властей.
Французский мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755), в продолжение идеи Джона Локка считал независимость ветвей власти важнейшим слагаемым. Его работа «О духе законов».
Французский мыслитель Вольтер (1694-1778), развивая идею демократического государства, считал, что идеалом государственного строя может быть «просвещенная монархия».
Напротив, Жан Жак Руссо (1712-1778) выступал против феодализма, католической церкви. В своем труде «Об общественном договоре» Руссо обосновывает право народа на свержение абсолютизма, причиной всех бед считает частную собственность. Субъекты политики – социально неоднородные группы, между кот.
постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из
неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из
различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в
различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим.
Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва.
Замечателен вклад в политологию немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724-1804), обосновавшего идею правового государства, равенства всех людей перед законом. Важно отметить такую составляющую этой идеи, как установление в обществе высокого уровня культуры и нравственности, необходимых слагаемых гражданского общества.
Другой немецкий мыслитель Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)видел в гражданском обществе совокупность институтов, призванных защищать от государства личные, частные интересы граждан. Государство, по мнению Гегеля, представляет всеобщие интересы граждан, гражданское общество - частные.
5. Политическая мысль XIX века
Развитие политической мысли 19 века во многом было связано с победой великой французской революции, утверждением индустриального общества и возникновением рабочего движения. В это время окончательно оформляются такие идеологии как либерализм, консерватизм, социализм. Особенность 19 века состоит в том, что политические теории этого времени, продолжая традиции предшествующего столетия, претендуют на то, чтобы “все объяснить” или “решать все проблемы”.
Ведущим направлением политической мысли первой половины XIX в. является либерализм. В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового государства.
Идеи консерватизма получили распространение во второй половине XIX в. Термин “консерватизм” ввел французский писатель Шатобриан в период Великой Французской революции. В отличие от либерализма он не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды.
Существенный вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель Алексис де Токвиль (1805-1859), исследовавший исторический генезис и перспективы демократии. Как и многие мыслители, он искал новое общественное устройство. Его книга “Демократия в Америке”, изданная в 30-е годы XIX в. замечательна тем, что показывает, какие усилия предпринял мыслитель, заботой которого было открыть в новом обществе (США) нравственные принципы, с помощью которых можно перестроить, просветить и обновить старый мир.
Широкое развитие получает также позитивизм, основоположником которого становится Конт. Конт считал, что наука об обществе должна быть такой же достоверной и точной, как и естественные науки, опираться только на наблюдения и факты.Настоящее государство должно бороться за единство порядка и прогресса в обществе,т.е. развитие общества-это медленная эволюция от худшего к лучшему.Для порядка и прогресса необходимо соц.партнёрство,государство тоже партнёр,государство тоже должно воспитывать людей.Идея позитивизма используется во всех государствах. В середине 40-х годов 19 века возникает марксизм. Маркс обосновал материалистическое понимание истории и внес значительный вклад в понимание социально-экономических истоков политики. Маркс доказывал, что все явления политической жизни зависят от экономического базиса. Политика – это результат и форма классовой борьбы. Классовая борьба это
борьба политическая, направленная на завоевание удержание власти. Полит.
власть капиталистического общества – это система диктатуры буржуазии. «гос-во
– это комитет по управлению делами буржуазии».
Во второй половине 19 века политическая наука становится самостоятельной дисциплиной. В конце 19 века работали такие политические деятели, как Вебер, Дюркгейм, Моска, Парето. Они заложили основы политической социологии.
Вебер изучал политику с позиций социокультурных факторов развития (ценности, идеалы). Парето и Моска создали теорию элит. С выходом в свет книги Моска «элементы политической науки» в 1896 многие связывают появление современной политологии как оформившейся науки.
Полит.как сфера общ.жизни
Сущность политики
Политика — важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина.
Политика — особый, целенаправленный вид деятельности людей, связанный с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти.
Политика — искусство управления государством, участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач и содержания деятельности государства.
Политика — искусство управления людьми, форма соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых.
Сущностные черты политики:1) единство общих и частных интересов; 2) связь с государством; 3) массовость; 4) властность; 5) целенаправленность, сознательность; 6) связь с экономической сферой общества. Уровни политики:макро — государство как целое, власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах; микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпораций, фирм и т. п.); мего — к деятельности международных организаций.
Функции политики:поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности;управление социально-политическими процессами в обществе;
разработка целей всего общества, определение приоритетов его развития, организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление этих целей;
согласование интересов различных социальных групп населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
обеспечение социальной справедливости и общего блага; разработка норм (законов), их применение и контроль за их соблюдением;
Субъекты политики —это социумы, а также созданные ими учреждения, организации, активная практическая деятельность которых направлена на преобразование политической и других сфер жизнедеятельности человека как непосредственного объекта политики.
Объекты политики— явления политической сферы в их разнообразных проявлениях и связях с гражданским обществом, на которые направлена деятельность субъектов политики.
Цель политики —выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом.
Основные признаки политики: 1. Политика всегда отражает интересы большинства 2. Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства.3. Связь с проблемами власти - деятельность по завоеванию, удержанию и использованию госуд. власти. 4. Обязательное наличие идеологии, которая определяет цели, задачи, стратегию и тактику полит. деятельности. Классификация политики: 1. По направлению: а) внешняя; б) внутренняя. 2. По сферам общественной жизни: а) экономическая; б) духовная; в) военная; г) социальная; д) в области спорта и т.д.. 3. По субъектам политической деятельности: а) государственная: местная, региональная, международная, национальная; б) политических партий; в) общ.-полит. организаций и движений; г) средств массовой информации; д) трудовых коллективов. 4. По приоритетному направлению действий: а) нейтралитета; б) национального премирения; в) открытых, закрытых дверей; г) большого скачка и т.д.