Политическая Модернизация в РБ
Главные принципы нашей гос политики: планомерность, последовательность, преемственность. Сильная, эффективная гос власть, политич стабильность в нашей стране - важнейшие условия гос курса на развитие нац экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. Планомерность гос курса находит свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала. За годы созидательной практики сложилась белорусская модель соц-экономич развития, кот сочетает преимущества рыночного хоз-ва с эффективной соц защитой. Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы. Белорусская эконом модель содержит в себе элементы преемственности в использовании гос институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность. Преемственность в политике - важнейший принцип рук-ва страны. В стране создана эффективная президентская власть, кот не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать. В соц сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа соц справедливости без отказа от накопленного опыта. Планомерность гос курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента РБ по соц поддержке одаренных учащихся и студентов.
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, кот острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость соц инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению гос соц стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение соц стандартов направлено на то, чтобы уровень соц защиты гарантированно улучшался. В основе гос курса заложена верность историч памяти народа - Победе в ВОВ. Руководства страны решило ввести в учебных заведениях курс «ВОВ советского народа».Глава гос-ва проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, кот могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы. Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств.
Пол. деятельность
Полит деятельность-это совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управлении обществом и гос-вом по реализации поставленных целей.
Субъекты: Всевозможные властные структуры и органы (ГГ, правительство, парламент), политические партии, Общественные движения и объединения, население, индивиды(гос долж лица, полит деятели, рядовые граждане)
В практике полит деятельности для достижения целей применяется целый набор специальных способы:
Компромисс-способ реализации целей путём взаимных уступок,отказа от части собственных требований. Он ориент на искл насилия,признания справедливости чужих позиций. Компромиссы неэффективны, если не ведут к полит консенсусу.
Консенсус-это совместное решение проблем на основе принципа учёта мнения как большинства , так и меншинства, признания конфликтующими сторонами интересов друг-друга. Поиск взаимоприемлемых решений.
Конформизм-приспособленчество, пассивное принятие сущ порядка, отсутствие собственной позиции. Хар отсутствием безразличным отнешением к потребностям других, отсутствие побуждений к любому действию.
Политический экстремизм- способ политической деят-ти , основанный на выражении крайних взглядов , нелегитимном использовании насилия и нелегальных форм полит участия для достижения полит целей.
Полит процесс складывается из множества полит действий- осознанная готовность субъекта к опред поведению в фиксированной полит ситуации.Различают мирные и насильственные формы полит действий.
Важнейшим мирным видом полит деятельности явл реформа кот. понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя..
К мирным видам пол. д-ти можно отнести переговоры, соглашения, выборы, референдумы, митинги, собрания.
Наиболее характерными насильственными действиями явл война, революция, контрреволюция, восстание , заговор ,путч, переворот , террор и др.
Война — это вооруженная борьба м/у гос-ами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской,- или межнациональной (межэтнической).
Революция — это качественное изменение в развитии природы, об-ва и познания (например, геологическая, культурная, социальная). Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.
Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя.
Вооруженное восстание- это насильственный способ завоевания власти.
Заговор-тайное соглашение нескольктх лиц о совместных де-ях против кого-лтбо для достижения опред полит целей
Путч-сговор небольшой группы представителей власти в целях изменения гос курса.
Одним из экстремистских (крайних) способов пол. действия является террор. Террор — использования насилия или угрозы его применения(шантаж) для достижения полит целей (убийство, нанесение тяжелых увечий).
Политическое участие (ПУ)
ПУ – действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на гос политику или на выбор пол лидеров. ПУ в отличие от пол деятельности имеет лишь одного субъекта – личность. ПУ бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. При авторитарном и тоталитарном режимах оно вынужденное или принудительное, при демократическом – свободное и сознательное. Формы ПУ: 1) осуществление власти или противодействие ее осуществлению (н-р, участие – деятельность представительных органов; противодействие – гражданское неповиновение, саботаж) 2) деятельность формальных общественных организаций (партии, молодежн пол организации) 3) деятельность неформальных организаций (народный фронт) 4) выборы, референдумы 5) публичные манифестации пол взглядов, собрания, ТВ Наиболее распространенная форма участия – чтение пол периодики, прослушивание и просмотр передач с обсуждением. Мотивы ПУ: 1) стремление улучшить материальное положение, повышение своего соц статуса 2) стремление принадлежности к группе, поиск соц защиты у пол групп 3) понимание общественного долга, изменившаяся ситуация в стране.4)удовлетворение властных потребностей.
Основной проблемой с которой сталкивается большинство гос-в является малочисленность активных граждан. между тем пол активность определяется уровнем демократизации общества. Диктатура ограничивает ПУ, демократия создает условия для ПУ. ПУ зависит от партийной принадлежности, образования,национальных традиций, культуры. Ограничителями ПУ могут быть пол, возраст, семейное положение, социально- экономическое положение, профессия граждан,политическое неравенство.
33 Полит. конфликт-столкновение, противоборство полит субъектов, обусловленное противоположностью их полит интересов, целей, взглядов, ценностей;
-борьба 1 субъектов с другими за влияние в сист. полит отношений, доступ к принятию полит. Решений, распоряж-е рес-ми, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.
Причины, источники конфликтов:
1)борьба и соперничество за власть ,её стату и ресурсы. 2)расхождение субъектов политики в определении базовых ценностей и политических идеалов при оценке прошлого, настоящего, будущего 3)осознание граждан своей принадлежности к той или иной общности людей и их стремление реализовать права и интнрнсы своей общности, её статусные, нац и террит т другие притензии.
Типология:По зонам и масштабам их проявл-я:глобальные, межсистемные, внутрисистемные, межрегиональные, региональные, меж- и внутре- госуд, межличностные.По временным хар-кам: Долго- и кратковременные конфликты
По динамике развития:Остротекущие, быстроразвив-ся, угасающие, разрастающиеся конфликты. По ур-ню конфл. отношений:«глубокие», «неглубокие», По ур-ню публичности: Открытые (гласные-митинги, манифестации, забастовки) и закрытые (латентные-внутри правящей элиты)По субъектам конфликта: -вертик-между разл. ур-нями власти. -горизонт. -внутри правящей элиты и между ветвями власти.Типология Анатолия Рипопорта(1960)Схватка-с позиции силы. Борьба сторон до конца . Дебаты-какаяо победа одного, частное ограничение прав свобоб другого. Игры-участники ориент на достижение взаимного согласия .Они заканч восстановлением баланса интересов.
Подходы к решению (Митчел)
Урегулирование:напр на компромиссное решение.Разрешение:на исчерпание или устранение прелмета спора или его сторон.Контроль:удержание в определённых рамках.
Полит. кризис- потеря пол системой стабильности, равновесия и эффективности с ёё неспособность к выполнению своих функций.
Виды: Кризис легимности, Кризис идентичности,кризис политического участия,кризис проникновения, кризис распределения(недоступность благ для всех слоёв населения)
34 Политические элиты-это соц группа, обладающая политической властью и контролирующая процесс гос управления.Хар следующими чертами: небольшая достаточно самостоятельная соц группа, высокий соц статус, значительный объём гос и информ власти, непосредственное участие в осущ власти, организаторские способности и талант.
Концепции элит:
Макиавелли-Любому обществу присуща элитарность,В её основе лежит факт естественных различий людей,элита хар особыми полит и орг качествами,массы признаю право элит на власть,смена элит в ходе борьбы за власть.
Парето-соц. развитие как круговорот элит(двигатель истории-судьбы элит,а е большинства):смена элит благодаря притоку лучших и достойных групп.За ней – циркуляция идей.
Теория правящего класса(Моска)-Власть всегда в руках меншенства.Моска стороник демократической тенденции(на основе способностей,образования,заслуг),а противник только аристократической.эти приводи к застою общества и вырождению элит.
Теория организации(Михельс)Создание крупных организаций ведёт у их олигархизации.В обществе действует «Железный закон олигархии»:демократия неизбежно вырождается во власть олигархии.
Современные концепции:ценноствная теория,Плюралистическую,теория элитарной домократии и т.д.
Современные пол элит 4 группы:
Правящая,те кто облад властью
Высшая:те кто участвует и принимает решения,Средняя определяется по 3 критерям уровню доходов,профес статусу,образованию; Административнаявысший слой гос служ(в министерствах,департимента )
Типология:от источников власти: наследственные, властные, ценностные, функциональные;от места в системе власти:прявящей и опазиционной;по принципам пополнения:зактытой и открытой;
Рекрутирование-процесс вхождения в состав руководящих групп и движения внутри них
Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. К числу основных институциональных каналов такого рода относят гос аппарат, армию, пол партии, религиозные организации, систему образования.
2 основные системы рекрутирования:
-система гильдый:медленное продвижение кондидата по ступеням власти.Замкнутость,слобо свойственна конкуренция,консерватизм
-антрепренерская система:личные качества кондидата,конкуренция,свобода,демократизм.Недостаток:приход в политику случайных лиц.