Основные признаки президентской республики.

Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

— выборность власти;

— срочность;

— зависимость от воли избирателей.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа.

15.Признаки полупрезидентской республики( во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии, Финляндии) отлич-ся двойной ответственностью правит-ва – перед президентом и парламентом. Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он явл-ся главой гос-ва, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения им резолюции порицания(вотума недоверия).

16.Признаки парламентской респ-ки( Италия, Германия, Греция, Индия, Турция, Израиль). Население избирает парламент, который назначает правительство и может его отозвать, выразив ему недоверие. Здесь возможно совмещение должности члена правительства и депутата парламента. Реальная власть принадлежит главе государства – премьер-министру или канцлеру. Президент(глава гос-ва) имеет в основном представительские и церемониальные функции. Премьер-министр может распустить парламент и назначить новые выборы.

17. Политич. режим: понятие, типы. Политич. режим – Определенн соц механизм, соединения власти, общества и граждан, который функционирует в рамках политич системы общ-ва, преследуя цели ее стабилиз, воспроизв, опираясь на соц интересы и используя различн методы. Политич. режимы подраздел-ся на: демократические, тоталитарные и авторитарные. Основополагающий принцип демократич правления – участие граждан при формировании органов власти, осуществление власти, принятие и реализация властных решений. Тоталитаризм – политич режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающееся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия. Авторитарный режим – политич режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, бес применения средств вооруженного насилия.

18.Коммунизм как форма проявления тоталитаризма. Коммунистич. тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты тоталитарн. режима. Здесь все, включая экономич. жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собств-ть ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономии членов общества. Общие черты тоталитаризма: 1)высокая концентрация власти, гипертрофия аппарата власти, ее проникновение во все поры жизни общества. Власть и народ мыслятся как единое, неразделимое целое; 2)однопартийность, во главе которой стоит харизматический лидер; 3)идеология всей жизни общества. В основе тоталитарн. идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определен. цели, кот. оправдывает все средства; 4)монополия власти на информацию, полный контроль за средствами массовой инф-ции; 5)монополия гос-ва на использование всех средств ведения вооруженной борьбы; 6)существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, системы насилия(напр, ГУЛАГ); 7) тоталитарн. режимы функционируют по принципу – «запрещено все, кроме того, что приказано властью».

19.Фашизм как форма проявления тоталитаризма (Германия, Италия). Он хар-ся воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, кот. держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. Для германского фашизма характерно превосходство арийской расы, для итальянского – стремление к возрождению великой Римской империи.

20.Сущность и признаки демократического политич. режима. Реальная демократия есть власть людей, избранных народом. Она наз. представительной демократией. Данный режим хар-ся следующ. чертами: 1)Источником власти в демократич. гос-ве является народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.; 2)Политич. власть имеет в условиях демократии легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами. Для данного режима характерен принцип – «разрешено все, что не запрещено законом».; 3)Для демократич. режима характерно разделение властей (т.е. отделение друг от друга законодательной, исполнит. и судебной власти); 4)Демократич. режим хар-ся правом народа влиять на выработку политич. решений. Политич. участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией; 5)Политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, соревновательность политич. партий и их влияние на народ, а также существование на законных основаниях политич. оппозиции, как в парламенте, так и вне его; 6)Высокая степень реализации прав человека (к ним относ-ся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан).

21.Сущность и признаки авторитарного политич. режима. Авторитарн. режим – это государственно-политич. устройство общ-ва, основу которого составляет диктатура одного лица или группы. При этом, однако, государств. контроль не распространяется на внеполитич. сферы: экономику, культуру, религию и т.д. Сущностно значимым при определении авторитаризма явл-ся характер отношений гос-ва и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарн. режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязать общ-ву четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политич. мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Общие черты данного режима: 1)Отчуждение народа от власти. Ее носителем явл-ся либо один человек, либо группа; 2)Отсутствие единой идеологии (авторитарные лидеры не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям. Они просто констатируют, что общ-во находится на самом краю пропасти, берут на себя задачу спасти его, после чего, по их утверждению, они готовы отдать власть); 3)Опора на силу,чтобы в случае необходимости заставить население повиноваться; 4)Монополизация политики; 5)Отказ от полного, тотального контроля над обществом (власть отказывается от нереальных претензий на всеобщий контроль и оставляет под своим контролем лишь несколько зон: собственную безопасность, национальную оборону, обществ-ый порядок); 6)Формирование правящей элиты не демократич. путем, а посредством назначения сверху.

22.Группы давления: понятие, типы.

Группы давления – добровольные обществ объедин людей, формирующиеся с целью выраж-я и отстаивания своих интересов с помощью целеноправл возд-я на институты публичной власти. Существеут 5 типов групп давления: 1) Организованные группы в экономич сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимат ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы); 2) Организов группы в соц сфере (объединения ветеранов, общ-ва инвалидов, благотворит союзы); 3)Организов группы в сфере досуга и отдыха(спорт.союзы, союзы филателистов, и т.д.); 4)организов группы в сфере религии, науки и культуры (секты, церкви, науч ассоциации, союзы писателей, артистов и т.д.); 5)Организов группы в политич сфере (экологич движения, движения за мир, за права женщин и т.д.).

23.Политич. партии: понятие, функции.

Политич. партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государств. власти или участия в ее осуществлении.

Современн политич партии выполн в общ-ве определенн ф-ции: 1)Агрегация соц интересов: выявление сходных частных интересов граждан, соц групп с целью объедин в совокупн политич интерес; 2) Артикуляция соц интересов – выражение интересов граждан, соц слоев, которые представляют соц-ую базу партии; 3) политич организация граждан – включение индивида в политич жизнь ч/з сист-му политич просвещения, приобщения к политич ценностям и идеалам, формиров политич сознания, норм политич поведения; 4) Властная функция – практич участие партии в борьбе за распределение власти, ее осуществление, в принятии политич решении и в контроле за их исполнением 5) идеологич функция – выработка идейно-политич доктрины – взаимоувязонные и системотизированные принципы, идеалы, ценности, цели и намерения лежащие в основе деятельности партии; 6) Организаторская функция – осуществляется партиями в формах их взаимодействия с органами гос власти, другими партиями и населением.

24.Идеология и политика: понятие, взаимосвязь.

Идеология — это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.

Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она представляет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.

В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным духовным образованием. Идеология — это ценностное сознание, ибо в ней происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного развития.

В отличие от науки, задачей которой является поиск истины, функции и идеологии заключаются в следующем:

1) в овладении массовым политическим сознанием населения, внедрении в него своих критериев оценки происходящего, формировании программы, в соответствии с которой люди должны ориентироваться в политическом пространстве (идеология должна создавать позитивный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества);

2) в стимулировании целенаправленных действий субъектов политики;

3) в интегрировании общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п.

Идеология — это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в следующих ее уровнях:

— теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства);

— программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения);

— поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения).

Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства (В,А. Мельник).

Идеология и политика в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, программ. Они неизбежно поляризуются на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на левые и правые, революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. Вместе с тем и идеология, и политика способны на компромиссы, взаимоприемлемые решения.

25. Сущность и признаки коммунизма. Коммунизм – разновидность политич. идеологии, предполагающей устроцство общ-ва на основе принципов коллективизма, социального равенства, соц-ой справедливости и удовлетворения всех потребностей индивида. Коммунистич. Общ-во характериз-ся наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду типа: труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков; труд есть способ самовыражения и т.д.

26. Сущность и признаки либерализма. В фундаменте либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем обществ-ым институтам, ответственности личности как перед самим собой, так и перед общ-вом, признание права на самореализацию всех людей. Поэтому либерализм во всех его разновидностях неизменно отстаивал требование индивидуальн. свободы, достоинства человеч-ой личности и терпимость к взглядам и убеждениям других людей. Принцип свободы в политич. и экономич. сферах обществ-ой жизни трактуется приверженцами либерализма как свобода ограничений со стороны гос-ва. Борьба за свободу означала для сторонников либерализма борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на экономич., физическую и интеллектуальную свободу человека. Они выступали против всех форм наследственной власти и сословных привелегий. По их мнению гос-во должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими охрану порядка и защиту страны от внешней безопасности. Идеология либерализма базируется на отождествлении свободы и частной собственности. Частн. собств-ть рассматрив-ся в качестве гаранта и меры свободы. Нынешнюю стадию либерализма наз. неолиберализм. Неолиб-зм скорректировал ряд важных политико-экономич. установок своей идеологии. Эта корректировка связана с переосмыслением экономич. и социальн. роли гос-ва. Неолибералы признают необходимым определенное участие гос-ва в регулировании экономич. отношений, проведение активной социальной политики. Они выступают за ограничение власти монополии, перераспределение материальных благ через систему налогов и гос-ых социальных программ в пользу низших слоев общ-ва. Неолиберализм остается идейно-теоретич. основой деят-ти Демократической партии США.

27. Сущность и признаки консерватизма. Консерватизм – идеология, предполагающая устройство общ-ва на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций и т.д. Консерватизм выражает идеи и установки тех классов, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-историч. и социально-политич. развития. Нередко консерватизм является прибежищем различных слоев общ-ва, кот. испытывают страх перед будущим в силу его неопределенности и непредсказуемости. В наибольшей степени ему подвержены жители села, мелкие предприниматели. Идеология конс-зма базируется на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей. Поэтому в основе конс-зма лежит традиционализм – идея сохранения традицион. ценностей, связанных с семьей, религией, сословными разграничениями. По мнению консерваторов политич. принципы следует приспосабливать к обычаям, национ. традициям, установившимся общественно-экономич. и политич. институтам. Они убеждены в том, что иерархическое обществ-ое устройство выше и поэтому не может быть произвольно изменено человеком, следовательно, принцип равенства противоречит самой природе человека и не может быть положен в основу обществ-го устройства. (Консерваторы считают, что мир можно сохранить посредством веры и традиции. Центральными в полит.-ой философии консерватизма выступают идеи органической предрасположенности общества к авторитетному господству верховной власти, подчинения личности обществу и гос-ву, иерархического строения гос-ва, элитарного характера управления, обеспечение общности нации только посредствам гос-ва, свободы принятия решений гос-вом. Базовыми ценностями консервативной полит.-ой доктрины является порядок, стабильность и традиционализм. Принимая принципы частной собственности, рынка и свободного предпринемательства, консерваторы трактуют как результат развития некоего естественного жизненного начала. Политическим идеалом консерватизма является сильное гос-во, четкая полит-ая стратификация: власть пренадлежит элите, а свобода есть подчинение власти и лояльноси к ней.)

28. Сущность и признаки фашизма. Фашизмопирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения. Личностное начало расценив-ся в фашизме как вторичное по сравнению с расово-этническим, национал-государств-ым началом. Существенное место в идеологии фашизма занимает вождизм, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создателей фашистских партий и гос-в наделяет сверхъестественными способностями. Значит. роль играет ницшеанская идея сверхчеловека, кот. в интересах своей расы имеет право преступать нормы обществ. морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.

Наши рекомендации