Понятие, структура и функции идеологии
Идеология - это сложное многоплановое образование, изучение которого сопряжено со многими трудностями, требующими привлечения инструментария различных гуманитарных наук. Ее можно определить как систему социальных ценностей и идей, служащих основанием для постановки целей, которые, в свою очередь, образуют ядро политических программ. Политические программы оправдывают притязания той или иной группы на власть, добивающейся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.
Термин «идеология» введен в оборот французским философом А. Дестют де Траси в 1801 г. для обозначения «науки об идеях», позволяющей установить твердые основы для политики. С легкой руки Наполеона слова «идеология» и «идеолог» приобретают уничижительный оттенок. Ими стали обозначать взгляды и людей, оторванных от реальной жизни и реальной политики. К. Маркс и Ф. Энгельс представили этот феномен как некий иллюзорный мир, в котором люди и их отношения оказываются поставленными с ног на голову, как в камере-обскуре. В. Парето доказывал, что людям свойственно прикрывать свои социальные чувства, которые достаточно постоянны и фиксируются в истории всех обществ (к примеру, «свой/чужой», «друг/враг», пессимизм/оптимизм и т. д.), интеллектуальными системами защиты, маскирующим человеческие эмоции и придающие им видимость рациональности.
Идеология – феномен массового сознания, и именно в этом качестве она обретает политический смысл и значение. Ее психологическим основанием являются архетипы «коллективного бессознательного» (К. Г. Юнг), т. е. неосознаваемые изначальные образы, которые предшествуют идеям, продуктам разумной деятельности. Архетипы всегда коллективны и одинаково присущи целым народам и эпохам, аналогично тому, как главнейшие мифологические сюжеты одинаковы для всех рас и времен.
В процессе идеологического производства участвуют две стороны: массовая потребность в социальной мифологии и профессиональные производители политических мифов, которые, улавливая «чаяния масс», превращают их в те или иные идеологические или пропагандистские продукты (теоретические или художественные тексты, наглядную агитацию, монументальную пропаганду и т. д.).
В структуре идеологии можно выделить три основных плана: символический, теоретический и практический. Первый образован совокупностью ценностей и идеалов, которые выступают в форме т. н. «символических понятий» (таких как «свобода», «равенство», «справедливость» и т. д.). Политический символ, как и любой другой, многозначен и в принципе не поддается исчерпывающей эмпирической расшифровке. Он органично включает в себя помимо собственно политического смысла (символ как цель, призыв или маркировка «своих») также эмоционально-эстетические и моральные компоненты. Теоретический план идеологии составляют разнообразные концепции человека и общества, которые представляют собой попытку рационализировать систему ценностей той или иной идеологической системы. И, наконец, третий план – это предлагаемые к исполнению политические стратегии и конкретные политические рекомендации. Большинство из них, так или иначе, касаются вопроса о пределах допустимого государственного вмешательства в различные сферы жизнедеятельности общества.
Важнейшей политической функцией идеологии является функция мобилизации масс, поэтому каждая идеологическая система располагает арсеналом пропагандистских средств воздействия на массовую психологию. Пропагандистский аппарат тоталитарных идеологий (коммунизм, фашизм) создавал в обществе искусственную театрализованную квазиреальность, в которой человек оказывался с самого рождения. Пропагандистское воздействие может быть и менее навязчивым, однако при этом оно все равно сохраняет свою манипулятивную сущность. Другой важнейшей функцией идеологии является легитимация. Любая правящая элита или оппозиционная контрэлита заинтересованы в том, чтобы власть или претензии на власть воспринимались в качестве законных, необходимых и справедливых. Идеология выступает в качестве специального инструмента нормативного обоснования таких претензий.
В философии политики, предметом которой является изучение идеологии, существует двойственной отношение к этому феномену. Не отрицая манипулятивной сущности идеологий, многие исследователи отмечают и их позитивный потенциал в процессе политического сплочения общества.
Политические идеологии появляются сравнительно недавно, в XVIII–XIX вв., и их появление связано с процессами формирования на Западе т.н. «массового общества». На фоне разрушения традиционной аграрной цивилизации шел быстрый рост городского населения, распространялась грамотность, развивалось печатное дело, возникали первые средства массовой информации. Следствием этих процессов стало активное вторжение масс в политику, которая перестает быть монополией небольшой правящей элиты. Если еще в XVIII веке прусский король Фридрих Великий мог заявить: «Война – это то, что не должно касаться моих подданных », то уже веком позже ни один здравомыслящий европейский политик не мог позволить себе такой фразы. Политическая система общества становится мотивационной.
Вторая причина появления идеологий состоит в том, что наряду с разрушением традиционного уклада жизни переживает кризис и традиционное мировоззрение – религия. В условиях широкого распространения религиозной индифферентности и атеизма, идеология выступает в качестве своеобразного духовного заменителя, эрзац-религии. Ее часто называют религией без Бога, и это во многом справедливо. Вера в Бога заменяется в ней верой в социальный идеал (в «прогресс», «коммунизм» и т. д.). Если в религии главным вопросом является отношение между человеком и Богом, то в идеологии на первый план выходят проблемы отношений между человеком, обществом и государством.
Американский исследователь феномена идеологии Л. Барадат выделил следующие признаки этого явления:
1. Термин «идеология» может быть использован во многих контекстах, но кроме случаев, оговоренных особо, правильно наделить его политическим содержанием.
2. Все идеологии дают интерпретацию настоящего и картину желаемого будущего.
3. Каждая идеология включает в себя перечень шагов, которые должны быть предприняты для достижения ее целей.
4. Идеологии ориентированы на массы. Они обеспечивают верующих определенной картиной мира, преобразуя огромную сложность в нечто достаточно простое и понятное, по принципу «хорошо/плохо».
5. Идеологии сформулированы и представлены в терминах мотивации.
Рассмотрение содержательной стороны различных идеологий необходимо начать с либерализма, который является первой и осевой идеологической доктриной Нового времени. Другие идеологии появляются как ответная реакция на распространение либеральных идей.
Либерализм
Впервые в качестве партийного названия термин «либералы»(от лат. liberalis – «свободный») был использован в 1812 году группой депутатов испанских кортесов. Хотя либерализм как идеологическая доктрина оформляется в XIX веке, его истоки восходят к эпохе буржуазных революций XVII–XVIII вв. Он представляет собой идейное течение, которое формировалось усилиями довольно различных между собой авторов: Дж. Локка, Ш. Монтескье, Д. Юма, Вольтера, И. Канта, А. Смита, В. Гумбольдта, Б. Констана, А. Токвиля, Дж. С. Милля. На рубеже XIX–XX вв. появляются новые версии либеральных идей, которые многие либералы расценили как предательство классической перспективы и дрейф в сторону социализма. В настоящее время различают два типа либерализма: классический и «новый» (неолиберализм). Неолиберализм окончательно оформляется в межвоенные годы, а со времени «Нового курса» Ф. Рузвельта становится в ряде западных стран доминирующей идеологией.
Либерализм на своем символическом уровне, как нормативно-философская доктрина, представляет собой систему ценностей, главной из которых является ценность индивидуальной свободы.
Либерализм – это индивидуалистическая идеология. Он утверждает моральный приоритет личности относительно любого социального коллектива. Либеральный взгляд на то, как должны строиться отношения между индивидом и обществом, сформулировал в двух классических максимах английский либерал Дж. С. Милль: а) индивид не несет ответственности перед обществом за свои действия, если эти действия не затрагивают ничьих интересов, кроме его собственных; б) индивид ответственен только за те действия, которые наносят ущерб другим.
Либерализм, провозглашая в качестве высшей ценности свободу индивида, подчеркивает вместе с тем ее ограниченный характер: все обладают свободой, но свобода каждого ограничена равной свободой других. Классическую либеральную концепцию свободы определяют как негативную, поскольку это «свобода от» – от вмешательства в личную жизнь. Американский либерал И. Берлин писал: «Я свободен в той мере, в какой никто – ни другой человек, ни группа людей – не вмешиваются в мою деятельность. Политическая свобода в этом смысле есть просто область, внутри которой человек может действовать без препятствий, чинимых другими».
В неолиберализме негативная трактовка свободы как невмешательства уступает место позитивному толкованию (т. н. «свобода для»): неолибералы указывают, что невмешательство в личную жизнь является недостаточным условием для индивидуальной самореализации. Для свободного развития индивиду необходимы определенные ресурсы и возможности, обеспечение которыми является задачей государства. «Позитивная» свобода определяется как «способность к действию», «участие в принятии решений» или «обладание ресурсами». По мнению критиков этой идеи (Ф. А. фон Хайек), свобода в данном случае – это просто другое название для власти или богатства.
Второй важнейшей чертой либерализма является его эгалитаристский (от фр. еgalite – равенство) характер: он признает одинаковый моральный статус за всеми людьми.
Мысль о том, что все люди равны, относится к числу самых банальных, однако всего два столетия назад она не казалось столь очевидной. Феодальная цивилизация была разделена жесткими сословными перегородками; аристократия считала себя высшим сословием не только в социальном, но и в моральном отношении: благородная природа «людей чести» противопоставлялась «подлой натуре» простолюдинов. Поэтому либеральная презумпция морального равенства всех человеческих существ явилась революционной для своего времени идеей, направленной своим острием против всевозможных сословных ограничений. В ней нашел свое отражение универсальный характер либерализма.
Необходимо подчеркнуть, что либеральное равенство - это равенство перед законом, т. е. равенство юридическое. Это качественно отличает либеральный эгалитаризм от социалистического, в котором проповедуются идеи имущественного равенства.
Либеральные идеи индивидуализма, равного морального статуса и единства всех человеческих существ нашли свое символическое воплощение в знаменитом лозунге Великой Французской революции – «Свобода, Равенство, Братство». Тем не менее, изложение либеральной программы не будет полным, если не отметить еще одну важнейшую характеристику либеральной идеологии.
Либерализм – это мелиористская (от лат. melioratio – улучшение) идеология. Мелиоризм – это вера в прогресс, в возможность исправления не только социальных институтов, но и человеческой природы. В этом смысле либерализм является идеологией социального оптимизма. Стоит, однако, заметить, что либеральная вера в прогресс была основательно скомпрометирована реалиями XX века, став излюбленной мишенью критики для идеологов других направлений.
Итак, либерализм как морально-политическая доктрина характеризуется: 1) индивидуализмом; 2) эгалитаризмом; 3) универсализмом; 4) мелиоризмом. На них базируются основные политико-правовые и экономические принципы либеральной идеологии.
Для всех идеологических изображений действительности характерна дихотомия добра и зла, т. е. противопоставленность «добрых» и «злых» сущностей, между которыми идет постоянная борьба. Если ключевой позитивной ценностью либерализма является индивид и его свобода, то в роли негативной сущности выступает государство, которое рассматривается либералами как главная угроза индивидуальной свободе. Таким образом, классический либерализм – это антиэтатисткая (от фр. etatе – государство) идеология. Антиэтатизмпредставляет собой убеждение в том, что государственное вмешательство в жизнь общества должно быть сведено к минимуму. Из этой установки вырастает известная либеральная идея «минимального государства», имеющая форму афоризма «государство – ночной сторож».
Следует подчеркнуть, что либералы, демонстрируя крайне негативное отношение к государству, никогда не выступали за его упразднение. Государство – это зло, но зло необходимое. В этом пункте они кардинально расходятся с анархистами, для которых государство является абсолютным злом, требующим немедленного упразднения.
С классической либеральной точки зрения, государственное вмешательство в общественную жизнь является излишним, поскольку общество представляет собой саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему, которая нормально функционирует, если индивиды придерживаются определенных правил. По мнению ряда либералов, достаточно, чтобы индивиды придерживались хотя бы двух принципов: неприкосновенности частной собственности и выполнения заключенных договоров. Государственное вмешательство допустимо лишь в том случае, если индивиды нарушают установленные нормы.
К основным политико-правовым принципам либерализма относятся принципы неотчуждаемых прав личности, правового государства и разделения властей. Все они направлены на защиту индивида от насилия и произвола со стороны государственной власти.
Согласно классической либеральной концепции прав человека, к неотчуждаемым правам личности относятся права личной неприкосновенности, право частной собственности, свобода совести и ряд политических прав. «Жизнь, свобода, собственность» – это формула английского философа XVII в. Дж. Локка стало одним из главных лозунгов либерализма. В настоящее время либеральная идея прав человека нашла свое выражение в ряде международных пактов и конституциях большинства стран мира.
К основным экономическим идеям либерализмаотносятся следующие положения: 1) принцип неприкосновенности частной собственности («частная собственность священна и неприкосновенна»), ибо частная собственность - это материальная гарантия индивидуальной свободы; 2) защита рынка, который рассматривается либералами как наиболее оптимальная и эффективная форма хозяйственной жизни; 3) апология частной инициативы и предприимчивости.
Классические либералы выступали против государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы, против государственной поддержки тех, кто в силу каких-либо причин не выдерживает рыночной конкуренции. Английский либерал XIX века Г. Спенсер утверждал, что страдания, боль и нищета являются хорошей школой для социальных аутсайдеров, в то время как искусственная поддержка отсталых в эволюционном отношении индивидов тормозит развитие целого рода. Он писал: «Лелеять никчемных людей за счет людей стоящих - это крайняя жестокость». Позиция, при которой положения дарвиновской теории естественного отбора распространяются на общественную жизнь, называется социал-дарвинизмом. Пик популярности социал-дарвинистских идей пришелся на XIX в., однако они характерны и для некоторых направлений современного либерализма.
На рубеже XIX–XX вв. либеральная идеология переживает серьезный кризис, который привел к появлению в 20-е годы новой редакции основных либеральных идей. Она получила название «социального либерализма» (в Европе) или «неолиберализма» (в США).
От идеи, что экономическая деятельность должна быть освобождена от вмешательства государства, которому отводится роль «ночного сторожа», неолибералы приходят к концепции «государства всеобщего благосостояния». На государство отныне возлагается обязанность ограждать личность от последствий функционирования рыночной системы. Политическая программа неолиберализма включает в себя следующие положения: 1) активная роль государства в решении экономических и социальных проблем общества; 2) требование социальной ответственности бизнеса; 3) отказ от крайнего индивидуализма; 4) перераспределение материальных благ (через систему налогов и государственные социальные программы) в пользу низших слоев общества; 5) расширение фондов общественного потребления.
Следует отметить, что по этим и многим другим принципиальным положениям неолиберализм практически вплотную соприкасается с социал-демократической идеологией.
Консерватизм
Консерватизм (от лат. conservo – «сохраняю») является одним из влиятельнейших идейно-политических течений современности. Его основные принципы реализуются в программах Республиканской партии США, германского партийного блока ХДС/ХСС, Либерально-демократической партии Японии, Консервативной партии Великобритании.
Термин «консерватизм» впервые был употреблен Ф. Шатобрианом в конце XVIII в. Консерватизм явился реакцией на Великую Французскую революцию 1789–1793 гг., которая вдохновлялась либеральными по своей сути лозунгами. Духовными отцами консерватизма были Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Бёрк.
Консерватизм как нормативная теория представляет собой комплекс принципов, главными из которых являются:
· традиция;
· религиозность;
· авторитет;
· свобода и ответственность;
· естественное неравенство людей;
· скептицизм.
Системообразующим принципом консервативного мышления является почтение к традиции. Всё в обществе и культуре, что прошло проверку временем, требует к себе почтительного отношения, хотя бы потому, что уже существует, и в силу самого факта своего существования не может не обладать ценностью. Этой мировоззренческой установкой объясняется крайне враждебное отношение консерваторов к революционаризму и очень осторожное – к реформизму. Предметом пристальной заботы консерваторов оказываются чистота родного языка, история и культура народа, почтительного отношения к семье, церкви и государству как наиболее древним институтам общества.
Консерваторы, как и либералы, признают право человека на свободу, особенно в области экономической деятельности. Но они подчеркивают ответственность индивида перед историей своего народа, необходимость принятия на себя обязательств, вытекающих из христианской веры. Если для либералов индивид ответственен перед другими преимущественно в плане материальном, экономическом, то консерваторы говорят об ответственности иного рода - исторической, духовной, религиозной.
Консерваторы считают, что человеческая природа несовершенна, порочна, поэтому человека необходимо подчинять авторитету общества, государства, традиции. Консерватизм, в отличие от либерализма, является этатистской идеологией, выступающей за сильную государственную власть. Воспринимая неравенство людей как естественное и закономерное явление, консерваторы обосновывают необходимость иерархической структуры общества. В их взглядах отчетливо прослеживается скептическое отношение к демократии и парламентаризму – отсюда культ элиты, противопоставление ее массе.
Консервативный принцип скептицизма появился как реакция на либеральную идею прогресса. Он означает неверие в возможность улучшения человеческой природы.
Возникнув в XIX в. как реакция на распространение либеральных идей, консерватизм впоследствии трансформировался в сторону сближения со своим идеологическим оппонентом. Базой для этого послужило совместное либерально-консервативное противостояние социалистическим и, особенно, коммунистическим идеям. В 70-е годы ХХ в. на Западе формируется либерально-консервативный консенсус. Практически сейчас на Западе нет самостоятельной либеральной или консервативной концепции. Поэтому вполне оправдано утверждение, что «неоконсерватор – это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития».
Синтезом либерализма и консерватизма явился неоконсерватизм, проявившийся в общественной жизни западных стран с середины 70-х годов. Последующие десятилетие вошли в историю как «неоконсервативная революция» и «рыночный ренессанс». Основным идейным оппонентом неоконсерваторов был социал-демократизм, который рассматривался ими как угроза общественной стабильности. В экономическом плане неоконсерватизм представлял собой возвращение к принципам классического либерализма.
Усиление позиций новой формы консерватизма было обусловлено реакцией на рост альтернативных идеологий и кризисом модели послевоенного социально-экономического развития. Становление постиндустриального общества обострило проблему путей достижения эффективного экономического развития.
В сфере экономики неоконсерваторы выступают за свертывание государственного вмешательства, считают целесообразным максимально использовать механизмы рыночной конкуренции. По их мнению, свободное предпринимательство и стихия рынка способны без широкого государственного регулирования обеспечить нормальный ход экономического воспроизводства.
В области социальной политики неоконсерваторы выступают за сокращение государственных социальных программ, которые, как им представляется, нарушают естественное неравенство, приводят к социальному выравниванию. Это противоречит принципу справедливости, так как предприимчивые и трудолюбивые люди лишаются заслуженного вознаграждения. Отрицательным последствием социальных программ они считают «революции растущих ожиданий». Ее сущность заключается в том, что под влиянием различных социальных программ изменяется психология людей: вместо личной инициативы и предпринимательства появляется массовый рост иждивенчества и безответственности. А поскольку эти психологические притязания безграничны, они порождают недовольство и агрессивность, которые обгоняют экономические возможности государства. Чтобы сохранить общественный порядок и стабильность, неоконсерваторы предлагают: сократить государственные социальные программы, ориентировать людей на частное предпринимательство, а необходимый минимум социальных программ реализовывать через церковь, филантропические организации и общества милосердия.
Политическая теория неоконсерваторов исходит из того, что именно государство должно выступать стабилизирующим фактором, политическим гарантом существующей системы. Они выступают за сильную, авторитарную государственную власть, которой необходимо подчинить общество. Обществом должна управлять элита, обладающая необходимыми профессиональными знаниями и способная повести за собой массы. Власть элиты базируется на ее авторитете, а сама она образуется по принципу меритократии (на основе личных услуг).
Социал-демократизм
Социал-демократия уходит корнями в массовое рабочее движение конца XIX века. Теоретическим фундаментом социал-демократии является марксистская социальная концепция. На рубеже 80–90-х годов XIX века в европейском рабочем движении складываются два направления: реформистское и революционное, которые постепенно переросли в самостоятельные идейно-политические течения – собственно социал-демократию и различные виды коммунистического движения (ленинизм, троцкизм, маоизм, еврокоммунизм).
Современные социал-демократические партии объединены в Социалистический интернационал, который был создан в 1951 году. При всем различии партий-членов Социнтерна можно выделить несколько общих признаков, объединяющих их: ориентация на демократический социализм, трактуемый не только как идеал, но и процесс длительных, не ограниченных определенным отрезком времени общественных преобразований; устойчивые связи с профсоюзным движением; принцип нахождения политического консенсуса при решение проблем; приверженность идее социальной защиты трудящихся, которой всегда отдается приоритет при решении социально-экономических проблем.
Стержнем политической идеологии социал-демократии является концепция демократического социализма. По вопросу преобразования современного общества социал-демократы придерживаются следующих взглядов: во-первых, они считают, что социалистическое общество не может быть создано в одной стране, а возникает как массовое явление, как новая ступень человеческой цивилизации; во-вторых, основным методом преобразования является реформа. Понятия «реформа», «социальное партнерство», «классовый компромисс» выступают основными в политике социал-демократов.
Главные принципы демократического социализма раскрываются в Декларации Социнтерна. Свобода – каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии со своим личными целями и индивидуальными возможностями. Справедливость означает прекращение всякой дискриминации личности, освобождение от зависимости со стороны владельцев средств производства и тех, кому принадлежит политическая власть. Солидарность – практическое выражение общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости.
В своей политической теории социал-демократы основное внимание уделяют сохранению и развитию института политической демократии, который обеспечивает трудящимся возможность участвовать в процессе принятия политических решений. Они считают, что целям «демократического социализма» наиболее полно соответствует демократическое, правовое, социальное государство. Оно служит гарантом прав и свобод человека, берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, осуществляет функции экономического регулирования. Оставаясь координирующим центром, государство, вместе с тем, тесно сотрудничает с общественными силами, гарантирует развитие общественного самоуправления.
Концепция «демократического социализма» в определенной степени опирается на теорию «этического социализма», согласно которой социализм – это не закономерный продукт исторического развития, а нравственный идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Проблема социалистического общества – это главным образом моральная проблема, заключающаяся в необходимости перевоспитания людей в духе социализма. Социализм возникает только в результате суммы социальных и особенно культурно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в рамках буржуазного государства.
Экономическая теория социал-демократии не оставалась неизменной на протяжении последних десятилетий. До 1940-х годов социал-демократы ориентировались на обобществленную экономику, развивающуюся по плану. Однако в последующие годы во многие программы были включены положения о частной собственности. В Декларации принципов (1989 г.) содержится тезис о смешанной экономике и рыночных механизмах. Но в отличие от ориентации неоконсерваторов на неограниченную игру рыночных сил упор делается на сохранение экономической, социальной и экологической активности государства. Социал-демократы считают, что нужен не только государственный, но и общественный контроль над экономикой, необходимо ограничить влияние крупного капитала, расширить права наемных работников в управлении. Совокупность общественного самоуправления, внедренного в хозяйственную жизнь, составляет сущность экономической демократии. Эта концепция направлена против бюрократического управления хозяйственной сферой и является альтернативой рыночному хозяйству, поскольку оба варианта исключают рядового наемного работника из сферы принятия экономических решений.
Важным элементом социал-демократической идеологии выступает социальная демократия, которую представляют как систему институтов, гарантирующих реализацию социальных ценностей (системы пенсионного обеспечения, страхования по безработице, помощи семье, здравоохранения). Осуществляемые в ряде стран социальные программы относятся к числу значительных достижений социал-демократии.
Классическим примером социал-демократической модели развития является Швеция. Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) находилась у власти в послевоенный период свыше сорока лет и пыталась реализовать на практике концепцию «государства всеобщего благосостояния». Сохранив почти в полной неприкосновенности частнокапиталистический сектор экономики, социал-демократы за счет перераспределения прибыли добились того, что доля общественных фондов потребления возросла с 17 % валового национального продукта до 30 % к началу 70-х годов. На этой основе им удалось создать эффективную систему пенсионного обеспечения и социального страхования. Социал-демократы выступили инициаторами таких мер, как предоставление займов молодежи при вступлении в брак и выплату субсидий поступающим в университет.
Размер страховых выплат в связи с потерей трудоспособности и пособий по безработице для низкооплачиваемых категорий трудящихся доходит до 90 % прежнего дохода. Существующие в Швеции системы здравоохранения и народного образования обеспечивают не только право доступа к ним для всего населения, но и значительно более высокий, чем в других странах Запада, уровень предоставляемых услуг. Положительный опыт Швеции не исключал вместе с тем ряда отрицательных моментов: усиление бюрократизации, перенапряжение государственного бюджета, очень высокий уровень налогообложения (до 56 %), формирование у части общества психологии социального иждивенчества. Эти причины, усиленные экономическим застоем начала 90-х годов, привели к поражению шведских социал-демократов на выборах 1991 года. К власти в Швеции пришли неоконсерваторы.
Левые течения нужны для постоянного напоминания об интересах наемных работников, для защиты социально слабых. Вместе с тем, социал-реформисты, увлеченные идеей социальной защиты и равенства, часто проводят политику, ведущую к падению эффективности экономики и к бюрократизации общественной жизни. В качестве противовеса необходимы сильные правые партии, которые сдерживают благие устремления левых.