Особенности формирования гражданского общества в России
Россия относится к странам запаздывающего типа развития, поэтому процесс формирования гражданского общества в ней активно начался достаточно поздно - с реформ 60-х годов XIX в. Однако появление ростков гражданского общества в лице средних классов, элементов правового государства, о чем свидетельствовало, например, введение суда присяжных, было прервано социалистической революцией. Она уничтожила первые ростки гражданского общества тотальным огосударствлением всех сфер жизни.
Глубокий экономический кризис в современной России, усиливающиеся политические и этнические конфликты, рост преступности, коррупции, воровства являются следствием отсутствия зрелого гражданского общества. Опыт советской России показал, что путем концентрации политического господства в руках властвующей партии и государства невозможно решить проблему создания эффективного в социально-
экономическом и культурном отношениях общества, поскольку в этих условиях не происходит становление субъекта исторического и социального процесса - зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.
Формирование гражданского общества в России столкнулось с рядом проблем. Прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, привитые коммунистическим режимом, во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок, порождают психологический дискомфорт. Вследствие ошибок и просчетов реформаторов эти универсалии вызывают негативную реакцию у большинства граждан, которые в условиях дикого рынка оказались беззащитными и обнищавшими.
Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер российской модернизации, одновременное решение- в сжатые сроки задач, доставшихся от исторически разных эпох. Это предполагает проведение слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Данное обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение, например, в массовых забастовках, митингах, демонстрациях. Осложняет процесс кристаллизации автономной личности и то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпали по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Все это делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.
В таких условиях государство могло бы выступить инициатором и гарантом поступательного движения к гражданскому обществу, создавая необходимые правовые, экономические, политические и культурные предпосылки. Оно на практике должно приобретать все больше признаков правового конституционного государства. Однако процесс формирования гражданского общества должен иметь естественный темп, его нельзя ускорять искусственно - каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности, а их можно развивать в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.
Логические задания и проблемные вопросы
1. Какое понимание гражданского общества (либеральное, консерватив
ное, социал-демократическое и т. д.) дано в следующем определении:
«То, что мы называем «гражданским обществом», есть общественное
единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из
добровольного соглашения воль отдельных членов общества. Его юри
дическая форма есть договор, соглашение, и известная «договорная»
теория общества пыталась все общество как целостное единство и, в
частности, его государственное единство, истолковать по образцу
именно «гражданского общества»? Аргументируйте свой ответ.
2. Какие из приведенных признаков характеризуют конституционализм:
а) многопартийность и идеологический плюрализм;
б) разделение властей;
в) наличие основного закона государства;
г) равенство всех перед законом;
д) многоукладность экономики;
е) независимость суда;
ж) гарантии прав и свобод личности;
з) принципы взаимоотношений государства и общества, разделение и
объем полномочий ветвей власти?
3. Какой из принципов характеризует деятельность гражданского обще
ства, а какой - государства: «запрещено все, что не разрешено» и
«разрешено все, что не запрещено»? ,
4. Каких предпосылок (экономических, политических, культурных, пра
вовых), на Ваш взгляд, недостает для формирования гражданского
общества в России?