Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ярославский государственный университет им П.Г. Демидова»
Кафедра музеология и охрана объектов культурного наследия
Реферат по дисциплине Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры.
Формирование науки как профессиональная деятельности. Третья научная революция. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке.
Студент группы МЗ-11МО
_________________А.Ю. Балашов
«___»________2013
Ярославль 2013 г.
На первых этапах формирования науки исследовательская деятельность не была еще профессией. Ею занимались любознательные, образованные и обеспеченные люди, которые обменивались результатами своих исследований либо при личном общении, либо путем переписки. Такая переписка велась на латыни и служила средством для обмена результатами исследований. В ней обсуждались различные гипотезы и предположения, аргументы за и против, а также промежуточные и конечные результаты проведенных работ.
Средством же трансляции знаний и обучения в обществе служила в основном книга, которая содержала полный компендиум сведений и информации по соответствующей отрасли науки.
Обмен информацией путем личной переписки исследователей мог соответствовать лишь первоначальному периоду формирования науки. С дальнейшим ее развитием, расширением научных знаний и их дифференциацией такая практика стала тормозом для улучшения и развития коммуникаций между учеными. Усиливавшаяся дифференциация науки, появление новых ее отраслей, рост научной информации привели к специализации научного труда. Если раньше ученый был универсалом и мог одновременно с экспериментальными исследованиями заниматься теоретическим их анализом, нередко работая по нескольким отраслям знания, то в XVIII веке время ученых-энциклопедистов завершается.
В период сXVIII — до первой половины XIX вв. происходит резкий рост профессионализации ученых: они становятся теперь специалистами не только отдельных наук, но часто даже узких областей таких наук. Одновременно с этим меняется сам характер коммуникации между учеными. На место личной переписки приходят первые научные журналы, издаваемые часто на национальных языках, на страницах которых ученые получают возможность сообщать о своих новых результатах исследований, обмениваться мнениями и обсуждать возникшие проблемы своей науки.
С развитием производства, переходом к машинной индустрии возникают технические и социально-гуманитарные науки. Сначала для изобретения и создания технических устройств используются открытия естествознания, которые соответствующим образом приспосабливаются к потребностям техники. Типичным примером может служить создание маятниковых часов X. Гюйгенсом на основе использования законов колебания механики.
Постепенно, однако, выясняется, что для успешного совершенствования технологических процессов необходимо создавать свои специфические теории. Если раньше открытия в науке использовались спорадически, то уже в первой половине XIX века, как отмечал К. Маркс, «научный фактор впервые сознательно и широко развивается, применяется в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия».
Становление технических наук на первых порах стимулировалось развитием естествознанием, хотя потребность в таких науках все настойчивее выдвигалась растущим индустриальным производством, которое нуждалось в новых типах и видах разнообразных машин и технических устройств. В связи с этим в самих технических науках появляются самостоятельные теоретические и прикладные дисциплины. Если такие теоретические дисциплины были направлены на создание перспективной техники и новых методов управления технологическими процессами, то основная задача прикладных технических наук состояла в доведении вновь созданных машин и устройств до производства. В дальнейшем непосредственные задачи доводки новых машин осуществляли представители более массовой профессии — инженеры.
Возникновение самостоятельных технических наук и инженерных дисциплин не отдалило их от естествознания и других теоретических дисциплин. Напротив, эта связь еще больше усилилась и приобрела систематический и многообразный характер. Взаимосвязь и взаимодействие естествознания и техники оказывается необходимой и благотворной для этих двух групп наук. Технические науки опираются на объективные законы естественной природы, чтобы создавать искусственную природу для овладения веществами и силами природы.
Одновременно со становлением технического знания происходило формирование социально-экономических наук. Развитие производства и усиление товарно-денежных отношений в странах Западной Европы способствовало поискам тех факторов хозяйства, от которых зависит богатство нации. Еще до возникновения классической политической экономии в период господства торгового капитала сторонники меркантилизмадоказывали, что важнейшим фактором, способствующим увеличению богатства нации, является торговля, благодаря которой происходит накопление денег в виде драгоценных металлов. Для этого необходимо, по их мнению, усиливать экспорт и уменьшать импорт.
В отличие от них физиократыутверждали, что источником богатства служит не торговля, а земледельческий труд. Эту мысль образно выразил один из предшественников классической политической экономии У. Петти: «Труд есть отец богатства, а земля мать его». Идеи и принципы меркантилистов и физиократов составляют донаучный этап становления экономической теории и отражают неразвитость рыночных отношений эпохи первоначального накопления капитала.
Впервые по-научному рыночные отношения индустриального капитализма стали изучаться в рамках классической политической экономии. В своем фундаментальном труде «О происхождении и причинах богатства народов» (1776) основоположник этой теории Адам Смит доказывал, что подлинным источником богатства во всех сферах хозяйства является труд, а экономическая деятельность должна регулироваться законами рынка. Индивидуалистический подход к объяснению экономического поведения индивидов, основанный на учете их собственных интересов, по мнению Смита, приведет к общему благосостоянию общества.
«Каждый отдельный человек, — писал он, — ...имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». Подобная метафора о невидимой руке, по сути дела, представляет собой механизм рынка, который регулирует на нем цены и устанавливает равновесие между спросом и предложением. Представление о таком равновесии господствовало в экономической теории вплоть до Великой депрессии 30-х гг. позапрошлого века. Но еще раньше К. Марксподверг критике классическую политическую экономию, создав теорию прибавочной стоимости и раскрыв механизм капиталистической эксплуатации.
Некоторые экономисты считают, что капиталисты извлекли уроки из Великой депрессии и современный капитализм не похож на тот грабительский капитализм, который существовал при жизни Маркса. В конце прошлого века с критикой классической теории выступили сторонники маржинализма (от marginal —предельный), которые доказывали, что ценность товара определяется не общественно-необходимым трудом на его производство, а его предельной полезностью. Синтез принципов классической теории и маржинализма привел к созданию неоклассической теории, которая стала доминирующей в дальнейших экономических исследованиях. В ее основе лежит принцип индивидуализма, согласно которому именно индивидам отводится решающая роль в экономике, а социальные институты играют вторичную роль. Другим принципом является рациональный выбор, который предполагает, что при всех условиях индивид поступает рационально, т.е. стремится достичь максимальной выгоды в своей хозяйственной деятельности. В настоящее время неоклассическая теория подвергается критике со стороны других направлений экономических исследований, в том числе и тех, которые подчеркивают значительное влияние в этом процессе социальных институтов.
Социологиякак самостоятельная наука об обществе и его социальных институтах возникла в XIX веке. Основателем ее был Огюст Конт, который ввел само название новой науки и отделил ее проблематику от общих проблем философии. Прежние учения о обществе сводились к построению утопических проектов о создании идеального государства (Платон), разнообразных форм справедливых и процветающих стран (город Солнца у Т. Кампанеллы, Новая Атлантида Ф. Бэкона). Позднее социалистами-утопистами предпринимаются попытки реализации социальной справедливости в капиталистическом обществе (Ш. Фурье, Р. Оуэн).
Конт призывал отказаться от сочинения таких утопий и заняться конкретным изучением существующих обществ, используя для этого методы наблюдения и систематического описания, хорошо оправдавшие себя в естествознании.
Хотя эмпирические методы изучения социальных явлений частично использовались и раньше, но результаты, полученные с их помощью, по признанию А. Сен-Симона, имели «гадательный характер». В XIX веке происходит значительный рост эмпирических исследований социальных процессов, как по объему, так и разнообразию сфер приложения. Инициаторами их выступали как частные благотворительные фонды, так и правительственные заказы. Однако конкретные исследования осуществлялись в отрыве от теории, которая продолжала изучать общие процессы эволюции общества и выдвигать идеи о таких факторах социального развития, как географическая среда, климат, население и другие.
Соединение эмпирических методов исследования с теоретическим их обоснованием впервые произошло в чикагской школе в начале XX века. Впоследствии в рамках теоретической социологии сформировалось несколько направлений со своими особыми концепциями и парадигмами исследования (психологическая, структурно-функциональная, конфликтная и другие).
Что касается гуманитарных наук, то исходные их идеи и методы некоторых из них возникли еще в античности (психология, педагогика, риторика, правоведение и другие). В дальнейшем на развитие гуманитарных исследований значительное влияние оказали естественные, технические и социально-экономические науки.
В настоящее время современная наука представляет собой весьма сложную и разветвленную систему знаний, которая подробно изучается в рамках науковедения. Обычно в рамках этой системы выделяют четыре блока: математические, естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Особый интерес для нас представляют процессы растущей дифференциации знаний, проблемы классификации наук и анализа их структуры.
Философия науки также исследует проблемы строения и структуры научного знания, способы его получения и взаимодействия эмпирических и теоретических методов в процессе его развития. К их обсуждению мы и обратимся в эпистемологии науки.
Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.
Так, отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (De Revolutionibus), то есть с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 году, обычно называют периодом «научной революции».
Содержание «научной революции» любого периода заключается в том, что ученые делают научные открытия в различных областях наук, то есть устанавливают «неизвестные ранее объективно существующие закономерности, свойства и явления материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания».