Функции, парадигмы и методы политологии.

Методы – это приёмы изучения конкретной информации.Сравнительный метод. Его суть: этот метод путём сопоставления однотипных полит явлений позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, найти действенное средство для решения стоящих перед ней задач.Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое, посредством последовательного изучения составляющих его эл-тов.Бихевиоральный (поведенческий) метод. Он исходит из того, что определёнными мотивами полит поведения людей явл психологический мотив. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей посредством анкетирования, опросов, проведения избирательных компаний, референдумов и т.д.Социологический метод. Связан с выяснением зависимости политики от состояния общества, экономич. отношений, соц. структуры, идеологии, культуры и т.д.

· Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов, с помощью которых осуществляется полит деятельность в обществе. Диалектический позволяет изучать процессы и явления во взаимосвязи в их развитии и становлении. Ключевым в этом методе является принцип историзма.Парадигмы:

Парадигмы политологии – это способ объяснения изучаемых явлений, способ выбора объекта исследования и объяснения относящихся к нему фактов. Условно выделяются теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая парадигмы.

-Теологическая предполагает сверхъестественное толкование политики, видение источника власти в Боге.

- Натуралистическая объясняет природу политики экологическими, географическими, биологическими и психологическими факторами.

-Социальная дает возможность объяснения политики через действие социальных, внешних по отношению к ней факторов.

-Рационально-критическая парадигма природу политического взаимодействия связывает не с внешними по отношению к политике факторами, а с ее внутренними причинами и свойствами.Функции:

В самом общем виде политология выполняет две основные функции: познавательную и прикладную. При решении более узких задач она выполняет:1.Методологическая заключается в выработке способов и приемов анализа политических процессов и явлений.

2.Теоретическая – это выработка политической теории – целостного знания о связях и закономерностях, присущих политической сфере общества.3.Мировоззренческая функция позволяет понять, какое место в представлениях человека об обществе, о мире в целом занимают политические явления, о его месте в политической жизни. 4.Идеологическая состоит в выработке, обосновании и защите политического идеала. 5.Описательная дает изучение, накопление, систематизацию явлений политической жизни, что позволяет определить тенденции и закономерности развития.6.Объяснительная приводит к ответу на вопросы политической жизни, объяснению причин того или иного явления. 7. Прогностическая позволяет выработать прогнозы о развитии политической сферы. 8.Инструментальная – получить ответ на вопросы практической политики, определить действия для достижения желаемого политического результата.

4.Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции и Древнем Риме.Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платонсоздал целостную систему философск. идеализма, в кот. органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.Прослеживая полит. эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что полит. изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах, согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия: Философы, воины, трудящиеся. К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия — это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой».Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – ''Политика''.Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот. ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот. преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Пытается формулир. з-ны полит. жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.



Наши рекомендации