Стория. Юго-Западная (Киевская) митрополия в 16-17 вв. 1 страница

о Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

аследственное право. Понятие наследства возникает непосредственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследственное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж). Наследственная масса делилась поровну, но младший сын имел преимущество - он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочери.

№6.Уголовное право по «Русской Правде»

Русская правда отличает убийство неумышленное, «в сваде» или «в обиду», от совершенного с заранее обдуманным намерением, «в разбое»; преступление, обличающее злую волю, от правонарушения, совершенного по неведению; действие, причиняющее физический вред или угрожающее жизни, например отсечение пальца, удар мечом, не сопровождавшийся смертью, хотя и причинивший рану, отличает от действия менее опасного, но оскорбительного для чести: от удара палкой, жердью, ладонью или если вырвут усы или бороду, и за последние действия наказывает пеней вчетверо дороже, чем за первые; за удар мечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он был более оскорбителен, так как означал, что противник не считался равным[7]. При этом «Русская правда» содержит явные следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — «кровной мести». Уже в ст. 1 КП говорится «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови»

Осложнённые наказания за наиболее тяжкие преступления: за разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы.

Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему; они высчитывались на гривны кун. За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся вирой, и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством. Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего.

№7.Процессуальное право по «Русской Правде»

Древнерусское право ещё не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.

Стадии процесса по Русской правде

«Заклич» означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, «на торгу», объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).

«Свод» (ст. 35—39 ПП) напоминал очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.

Гонение следа — это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел в село, ответственность несет вервь (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается.

№8.Предпосылки феодальной раздробленности Киевской Руси.

Одной из основных предпосылок федеральной раздробленности Руси послужили, начавшиеся при жизни Ярослава Мудрого и особенно усилившиеся после его смерти, распри между его сыновьями . Это происходит начиная с 1054 г., после его смерти. Затем в 1125 г. – началось дробление Руси на отдельные княжества. И, наконец , в XIII в. Русь окончательно распадается на множество мелких княжеств, среди которых выделяют три региона – Северо-Западная Русь с центром в Новгородской республике, Северо-Восточная Русь - княжество Владимиро-Суздальское, соответственно и Юго-Западная Русь- княжество Галицко-Волынское.

Выделяются два типа причин феодальной раздробленности – экономические и политические. К экономическим, прежде всего, нужно отнести превосходство натурального хозяйства на тот момент. Т.е, производство было направлено только на удовлетворение собственных нужд, как следствие – изолированность, отсутствие потребности в рынке. Феодальная верхушка – бояре – из военной элиты превратилась в землевладельцев, в связи с этим процесс выплаты дани Князю преобразовался в феодальную ренту. Это привело к укреплению феодальной собственности и утверждению феодальной ренты, что явилось средством эксплуатации зависимых крестьян. Единственным способом обогащения была земля.

К политическим причинам относится расширение пределов страны и одновременное ослабление значения Киева. Усиливается роль местных князей и бояр и, как следствие, связанное с этим желание получить самостоятельность. Рост ценности земли привел к постоянным феодальным междоусобицам с целью присоединения новых территорий.

Все это в купе с вмешательствами Орды, Тевтонского ордена и т.д. и привело к, своего рода, торможению развития Российского государства.

№9. Общественный и гос-ый строй Владимиро-Суздальского княжества.

Владимиро-Суздальское княжество - типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва.

Общественный строй княжества был типичен для того периода. Русские люди , переселившиеся с юга, размещались на земле, которую издавна заселяли финские племена. Однако они не вытесняли древнее население края, в основном мирно уживались с ним. Дело облегчалось тем, что у финских племен не было своих городов , а славяне строили города-крепости. Всего в ХII - начале ХIII в. было возведено около ста городов, ставших центрами более высокой культуры.

Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве мало отличалось от киевской. Но уже здесь появляется новая категория мелких феодалов - так называемые дети боярские. В ХII в. появляется и новый термин - дворяне. Ими, очевидно, назывались княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования.

К господствующему классу относилось также и духовенство. Оно во всех русских землях было организовано по правилам Номоканона и по церковным уставам первых христианских князей - Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Разрушив русские города и превратив Русь в подчиненное государство, монголо-татары сохранили тем не менее организацию православной церкви. Так легче было управлять покоренным народом. Привилегии церкви оформлялись ярлыками, выдаваемых ханами. Ими гарантировались неприкосновенность веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам, за исключением дел о разбое и убийстве, освобождение от податей, повинностей и пошлин.

На территории северо-восточной Руси было много крупных городов, и городское население было, видимо, значительным не только по численности, но и по политическому влиянию. Ведущую роль среди горожан играли купцы и ремесленники. Влияние торгово-ремесленных кругов сказалось и на сохранении вече, которое время от времени созывалось для решения важных жизненных вопросов.

Крестьянство было феодально-зависимым населением проживавшем на землях, принадлежавших либо князьям, либо боярам, или другим феодалам. Правда, часть крестьянского населения продолжала оставаться свободной. Крестьяне жили общинами. Вместо прежних названий смердов, изгоев и других, упоминавшихся в Русской правде, стали употребляться общие названия “сироты”, “христиане”, а затем “крестьяне”. Холопов, посаженных на землю, стали называть страдниками.

Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества был типичным для того времени: раннефеодальная монархия с сильной великокняжеской властью. Во главе княжества стоял великий князь, имевший значительное политическое влияние. Он опирался на совет при князе, дружину, мог созывать и феодальные съезды. Для решения наиболее важных вопросов князья созывали вече, но это было характерно лишь для ХII в. - первой половины ХIII в.

Уже первый ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий - характеризуется как сильный монарх, сумевший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил своего сына Андрея, правда, бежавшего оттуда через год. Но в 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, однако не остался на киевском престоле, а вернулся во Владимир. Он сумел подчинить себе ростовских бояр, за что получил в русских летописях характеристику “самовластца”. После смерти князя Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на ряд мелких княжеств, но сохранило великокняжеский престол даже в лихие времена монголо-татарского ига.

Кстати, монголо-татары оставили нетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, в том числе и родовой порядок преемства великокняжеской власти.

Великий князь владимирский опирался в своей деятельности на дружину, при помощи которой создавалось военное могущество княжества. Из дружины, как и в киевские времена, формировался Совет при князе. В него входили и представители духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - сам митрополит. Совет сосредоточивал бразды правления всем Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили наместники-дружинники, управлявшие городами.

Система управления Владимиро-Суздальским княжеством мало отличается от управления Киевским государством: существовала все та же дворцово-вотчинная система управления, во главе которой стоял дворецкий, который являлся вторым по значению лицом в государственном аппарате; на местах сидели наместники (в городах) и волостели (в сельской местности), осуществлявшие функции управления и суда и получавшие так называемый “корм” с населения (отсюда и название системы - “кормление”). Как упоминается в летописи, посадники “многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами”.

Летопись 1175 г. упоминает о тиунах, мечниках и детских, которые также относились к числу княжеских чиновников.

До перенесения митрополичьей кафедры во Владимир в княжестве было несколько епархий, возглавлявшихся архиепископами или епископами. Кандидаты в епископы избирались на соборах высшего духовенства при участии великого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии делились на округа во главе с церковными десятниками. Низшую единицу церковной организации составляли приходы во главе со священниками. К “черному” духовенству принадлежали монахи и монахини во главе с настоятелями монастырей. Монастыри часто основывались князьями. Летописцы, которые в подавляющем числе были монахами, с любовью отзывались о таких князьях, как Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и др. Монастыри в северо-восточной Руси появились уже в ХI в., как, например, Авраамиевский монастырь в Ростове Великом, и по сей день изумляющий нас своим величием и красотой.

№10.Особенности государственно-политического развития Галицко-Волынского княжества.

Еще в Х веке при князе Владимире Святославовиче в состав Киевской Руси вошли юго-западные княжества Руси - Владимиро-Волынское и Галицкое, которые объединяли земли дулебов, тиверцев, хорватов и бужан. Однако политика великих киевских князей относительно этих княжеств не находила поддержки среди местной земельной знати, и уже с конца ХI в. началась борьба за обособление этих земель, хотя Волынская земля имела традиционные связи с Киевом.

Волынь до середины ХII в. не имела собственной династии князей. Ею, как правило, непосредственно управляли из Киева или временами на Владимирском столе сидели киевские ставленники.

Формирование Галицкого княжества началось во второй половине ХI в. Этот процесс связан с деятельностью основателя галицкой династии князя Ростислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого.

Расцвет Галицкого княжества приходится на время правления Ярослава Осмомысла (1153-1187), который давал решительный отпор наседавшим на него венграм и полякам и вел ожесточенную борьбу против боярства. Со смертью его сына Владимира Ярославича династия Ростиславичей прекратила свое существование.

В 1199 г. владимиро-волынский князь Роман Мстиславич (1170-1205) овладел Галицким княжеством и объединил галицкие и волынские земли в единое Галицко-Волынское княжество. Центром его был Галич, а затем -Холм, а с 1272 г. - Львов. Победные походы дружин Романа на Литву, Польшу, Венгрию и половцев создали ему и княжеству высокий международный авторитет. В 1203 г., после того как Роман Мстиславич захватил Киев, он принял титул великого князя.

Его княжение проходило в бесконечных смутах и острой борьбе с боярами. Боярство, имевшее большие политические права, противопоставляло княжеской власти свои интересы, а зачастую вело открытую борьбу против князя, опираясь на соседние государства - Венгрию, Польшу.

После смерти князя Романа (1205) западные земли Руси вновь вступили в полосу смут и княжеско-боярских междоусобиц. Наибольшей остроты борьба феодальных группировок западных земель Руси достигла при малолетних сыновьях Романа Мстиславича - Данииле и Васильке.

Галицко-Волынское княжество распалось на уделы - Галицкий, Звенигородский и Владимирский. Это дало возможность Венгрии, где при дворе короля Андрея II воспитывался юный Даниил, постоянно вмешиваться в галицко-волынские дела, а вскоре и оккупировать западно-русские земли. Боярская оппозиция не была такой организованной и зрелой, чтобы превратить Галицкую землю в боярскую республику, но имела достаточно сил, чтобы организовывать бесконечные заговоры и бунты против князей не гнушаясь даже услугами иноземцев.

Феодальные распри, засилье бояр, нашествие иноземцев вызвали народные восстания. Призванный в 1219 г. горожанами новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой изгнал из в 1221 г. из Галиции венгерских феодалов. Тогда же на Волыни пришел к власти сын Романа Мстиславича Даниил (правил с 1221 по 1264 гг). После смерти Мстислава Удалого в 1228 г. он стал князем галицким и в 1229 г. завершил объединение Волыни.

Талантливый и яркий политик Даниил Романович незадолго до нашествия орд Батыя сумел преодолеть оппозицию со стороны могущественных галицких и волынских бояр, окончательно подчинил себе княжество и в 1238 г. с триумфом вступил в Галич. В борьбе против феодальной оппозиции власть опиралась на дружину, городские верхи и служилых феодалов. Народные массы решительно поддерживали объединительную политику Даниила. В 1239 г. галицко-волынское войско овладело Киевом и после ожесточенной борьбы с другими князьями, Венгрией, Польшей и галицкими боярами объединил в 1245 г. под своей властью всю Юго-Западную Русь.

В то же время он проводил осторожную политику по отношению к Золотой Орде, признав в том же 1245 г. себя номинально ее вассалом. Он использовал переговоры с представителями римского папы Иннокентия IV для стабилизации положения на западных границах Галицко-Волынского княжества.

Римская курия обратила внимание на Галичину и Волынь, надеясь распространить на этих землях католичество. Одновременно надеясь создать при помощи папы антиордынскую коалицию в европейском масштабе, Даниил Романович согласился принять предложенную ему Иннокентием IV королевскую корону. Коронация состоялась в 1253 г. во время походов на литовских ятвягов в небольшом городе Дорогичине вблизи западной границы княжества. Однако ему удалось отказаться от церковной унии.

В 1259 г. монголо-татарским войскам удалось покорить Галицко-Волынское княжество, уничтожив во всех его городах укрепления. В 1264 г. Даниил Романович умер в Холме. После его смерти начался упадок Галицко-Волынского княжества, распавшегося на четыре удела, номинально подчинявшихся великому князю.

В 1340 г. бояре во главе с Дмитрием Дедко, сохранившем на первых порах в своих руках фактическую власть, пригласили на престол литовского князя Любарта Гедиминовича. Тут же Галицко-Волынское княжество оказалось включенным в состав Великого княжества Литовского. Далее по соглашению 1352 г. между польским королем Казимиром и литовскими князьями Галицкая земля попала под власть Польши, а Волынь - Литвы. После Люблинской унии 1569 г. галицкие и волынские земли вошли в состав единого многонационального польско-литовского государства - Речи Посполитой.

№11.Особенности государственного строя Новгородской и Псковской феодальных республик.

1) Отсутствовало великокняжеское землевладение. Княжение в Новгороде и Пскове сулило большие доходы = > были заинтересованы в приглашении на княжение. Особенностью прав. Статуса князя является договор между жителями и приглашенным князем, 1-ая заповедь княжения - нормальные отношения с др. землями. Первые договоры Н. и П. были заключены не раньше 13 века (1264 г.). У приглашаемого князя ценились прежде всего военные качества. Договорная грамота 1270 г. с князем Ярославом содержит:

- править по старине

- не раздавать земли дружинникам

- судить вместе с посадником

- война только с разрешения народа

- ограничивается административная ф-ция князя (нельзя назначать на должность негражданина Новгорода и Пскова)

- Князь не может лишать чиновника должности без вины.

Иногда договор расторгался по инициативе князя, иногда по инициативе новгородцев (в 1209 г. за пристрастие к охоте был изгнан Ярослав) Князь - должностное лицо, занимающее служебное положение. С 12 - 13 вв. князья изгонялись 58 раз

2) Вече - символ гос. самобытности Новгорода и Пскова, символ республики. Собиралось чаще, чем в других княжествах. Вече собиралось не только в центра, но и в районах. Иногда действовало несколько вечевыхтвах. Вече собиралось не только в центра, но и в районах .орода и Пскова)л собраний. Функции: заключение договора с князем; избрание, изгнание, смещение посадников; назначение воевод; контроль за администрацией; законодательная (ПСГ); внешнеполитическая; распоряжение земельной собственностью (зем. пожалования); установление правил и льгот; установление повинностей; контроль за судеб. Решениями, проведение суда. Особенности вечевого управления республик:

- выборная администрация (противостоял кн. Власти);

- часто собиралось;

- созыв мог осуществлять любое должностное лицо;

- «Сходбище - правосознательное собрание граждан, рассуждающих о своих делах» - Костомаров, «Любая толпа - вече» - Соловьев;

- Есть вече законное и незаконное (Беляев). Критерии законного вече: вечевые грамоты с печатями; обязательное благословение архиепископа; представительство 5 районов города и всех соц. групп населения.

Участвовали все свободные граждане. Вечевые порядки исключали возможность серьезного обсуждения вопроса => бояре подкупали, нанимали крикунов. Это свидетельствует о том, что вече находилось под влиянием боярства, но не превратилось орудие боярского господства. Сохранение вече требовало от бояр искать поддержки у народа. Сущ. вече - феодальная демократия в Новгороде и Пскове.

3) Боярский Совет («Оспада») - 1292 г., в его состав входили: архиепископ, княжеский Наместник, посадник и тысяцкий, сотские и кончанские старосты, старые посадники:

1) Решения о созыве вече

2) Агитация и вербовка сторонников своей позиции на вече

3) Предварительное рассмотрение законов. Посадником становился представитель знатного рода.

В 1126 г. - первый посадник Мирослав (более 100 лет его род был посадником).

Компетенция посадника: заседание оспады; судебная ф-ция; административная; поддержание на период дипломатических связей. В Пскове - 2 посадника( отсутствует должность тысяцкого); в Новгороде - 1 посадник + 1 тысяцкий.. На войне тысяцкий командовал ополчением, в мирное время - торговля, полиц. ф-ция. 1-ый Архиепископ был избран по жребию - Аркадий 11.

Компетенция: обязательственное присутствие на вече; в резиденции находится печать; участвовал в переговорах с купцами; осущ. Церковный суд.

Все кончанские старосты участвовали в деятельности различных органов государственной власти.

№12. Правовой статус различных категорий населения Новгородской и Псковской Феодальных республик.

Верхнюю ступень социальной лестницы в Новгороде и Пскове занимали своеземцы, духовенство и купцы.

Бояре были основной политической и экономической силой Новгорода.

Они занимали все высшие и значительные должности от сотского до архиепископа и посадника. Бояре владели обширными вотчинами, на которых эксплуатировали труд феодально зависимых крестьян. Бояре также владели крупными торгово-промышленными предприятиями, вели активную внешнюю и внутреннюю торговлю. С северных регионах они получали меха и другие товары, пользующиеся спросом у иноземных купцов.

Средний разряд феодалов назывался житьими людьми. Эта категория феодалов занималась торговлей, ростовщичеством, перекупкой и занимала должности, связанные с выполнением административных, судебных и дипломатических функций.

Среднее положение между мелкими феодалами и крестьянством занимали своеземцы. В Новгороде, в Пскове их называли земцами. Своеземцы владели земельной собственностью, на которой трудились сами своей семьей или привлекали крестьян. Зачастую они сдавали землю крестьянам в аренду. Земцы получали от Пскова земельные участки за несения военной службы.

Духовенство занимало то же общественное положение, что и бояре, и пользовалось большими привилегиями. Церковная власть в Новгороде и Пскове имела огромное влияние на политическую жизнь. Духовенству доверялось хранение государственной казны, владыка представительствовал на боярском совете, из числа духовенства назначались послы в иноземные государства и т.д.

Купечество Новгорода было тесно связано с житьими людьми, т.к. осуществляло сбыт продукции феодальных хозяйств, т.е. выступали торговым посредником. Купечество вело активную транзитную торговлю, т.к. Новгород и Псков находились на торговых путях Севера и других русских княжеств. В отличие от других княжеств купечество имело и земельные владения. Организационно купечество было объединено в так называемые " сотни", т.е. купеческие общины, аналогично европейским гильдиям. Высшее купечество входило в общество " Ивановское сто", названную так по названию церкви "Ивана предтечи на Опоках" - центра организации. Иноземные купцы имели свою организацию.

Вышеперечисленные социальные группы: бояре, житьи люди и купечество выступали на вече единым фронтом против трудящихся масс.

Городское население Новгорода и Пскова состояло из городской "верхушки" и "старейшин" и основной массы, или городских низов, называемых "молодшими" или "черными". Последние подвергались жестокой эксплуатации как со стороны городских верхов, так и государства. Они платили налоги, несли повинности по ремонту дорог и мостов, городских укреплений, призывались в ополчение. Хоть они участвовали в вече, не должностные лица из их числа не избегались.

Крестьянство в Новгороде и Пскове было представлено такими категориями, как смерды- общинники, закладчики, половники.

Положение смердов в Новгороде и Пскове в разное время было неодинаковым. На начальном этапе развития Новгорода они имели собственное хозяйство и платили дань государству. С развитием феодализма смерды превращались в феодально-зависимое население. Таким образом, этот процесс привел к образованию двух разрядов смердов.

Смердов-общинников, выплачивающих налоги государству ("тянувших судом и данью" к Новгороду).

Смердов - феодально зависимых, которые делились на закладников и половников. Закладники - это смерды, вышедшие из общины и поступившие в подчинение к феодалам. Половники - это крестьяне, лишенные земли и орудий труда, получающие ссуду от феодалов и работающие на его земле за исполу ( долга продуктов). Они платили подати и работали только в пользу своего господина. Половники делились на: "изорников" - земледельцев, пахарей- " огородников" и " кочевников" - рыболовов.

Половник мог уйти от своего господина только один раз в году в установленный срок - Филиппово заговенье (14 ноября по новому стилю), предварительно погасив свой долг феодалу.

Формой эксплуатации крестьянства в Новгородско-Псковской земле был натуральный оброк, а в XV веке наряду с этим видом появилась денежная рента.

№13. Гражданское право по Псковской Судной грамоте.

Закрепляло институты вещного права, т.е. Права на вещи, центральным из которых являлось право собственности. В законе впервые появляется термин, обозначающий движимое имущество - живот, термин, определяющий недвижимость - отчина. Среди способов приобретения права собственности ПСГ упоминает давность владения. Этот древнейший способ был закреплен в отношении пахотной земли и рыболовного участка. Основным же способом приобретения права собственности являлись договоры и наследование. ПСГ известны также находка и приплод.

Право на чужие вещи представлено в ПСГ кормлей, т.е. пожизненным правом пользования недвижимостью. Имущество переходило в кормлю, как правило, после смерти собственника. Продажа кормли запрещалась.

Развитие товарно-денежных отношений обусловило достаточно высокий уровень обязательственного права (см. Схему 15) Усложнение хозяйственной жизни вело к совершенствованию способов заключения договоров. Вместо громоздких, сопряженных с обрядностью, привлечением свидетелей способов заключения договоров появляются удобные письменные способы оформления сделок.

Основным способом заключения договора становиться запись -письменный документ, копия которого, скрепленная печатями, сдавалась в архив. Записью оформлялись договоры купли-продажи земли, хранения, займа на большие суммы, изорничество и поручительство: при помощи записи оформлялось завещание. Составление записи было довольно сложным делом, но этот документ нельзя было оспорить. Оформление договоров на незначительные суммы осуществлялось при помощи доски, т.е. неформального письменного документа. Доска была доказательством, которое можно было оспорить. Сохранилась и устная форма заключения сделок. Вероятно, наиболее распространенной она была в сельской местности. В случае устного оформления договора требовалось 4-5 свидетелей.

Серьезное внимание уделялось способам обеспечения исполнения обязательств. В ПСГ много места отведено поручительству и залогу. Поручительство (порука) применялось тогда, когда сумма долга не превышала одного рубля. Возможен был залог движимого и недвижимого имущества. Залог недвижимого имущества не сопровождался передачей его кредитору; движимое имущество, наоборот, передавалось. Судя по обилию статей, посвященных закладу, споры на этой почве были частыми.

Законодательству Новгорода и Пскова было известно значительно большее число договоров, чем Русской Правде. Один из самых распространенных - купля-продажа. Купля-продажа движимости осуществлялась на торгу, без лишних формальностей. Договор заключался в устной форме, свидетели были необязательны. В случае обнаружения скрытых недостатков проданной вещи договор расторгался.

Наши рекомендации