Предмет политология. Место политологии в системе общественых наук.
Предмет политология. Место политологии в системе общественых наук.
1.Политология, ее место и роль в системе наук об обществе.Политология - широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфика политологии: выявление природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, то есть среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни.Политология включает:
1. политическую философию, исследует ценностные мировоззренческий аспекты политики, на основе которых функционирует политическая система, определяет смыслы важнейших политических явлений, власти;
2. политическую историю - рассматривает процесс возникновения политических институтов;
3. политическую теорию - выявляет характер взаимодействия участников политической жизни, формы участия индивидов, групп в политическом процессе;
4 .история политических учений - изучает появление и развитие политических идей;
5. политическую психологию - выявляет субъективные механизмы политического поведения, влияние скрытых подсознательных убеждений, установок, ориентации;
6 прикладную политологию - акцентирует внимание на решении конкретных политических проблей: выработке механизмов разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров и т.д. Объектом политологии является политическая сфера общества, происходящие в мире политического явления и процессы. К ним относятся: политические отношения и процессы, средства, используемые для достижения политических целей, механизм функционирования политических институтов, деятельность политических партий и движений/уровень политической культуры субъектов политики, изучение основных проблем международных отношений. В обобщенном виде объектом политологии выступает политическая жизнь людей, их организаций, партий и других институтов.Предметом политологии выступают законы становления, функционирования и развития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Каждая наука имеет свой методологический аппарат: законы, категории, принципы. Основными принципами политологии как науки являются следующие: учет политической реальности, приоритет общечеловеческих принципов, учет и использование достижений других наук. Основными категориями политологии выступают власть, влияние, авторитет, демократия, свобода, лидерство, управление.
Международные отношения: понятия, субъекты. Современные тенденции.
Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т.д.
Современные тенденции международных отношений:
— интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;
— формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле.
— демилитаризация и демократизация — постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.
Мировая политика — это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.
Политический экстремизм
Экстремизм (крайний) — приверженность крайним взглядам и мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.
Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия.
Экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
-принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
-выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Помимо идеологического различения форм экстремизма, существуют его классификации по объектам и средствам экстремистской деятельности. Объектом политического экстремизма могут быть существующий государственный строй или некоторые его элементы, отдельные лица или политические партии, а также важнейшие системы жизнеобеспечения общества. По своим методам политический экстремизм весьма близок к терроризму, хотя и не составляет с ним полного тождества. Не все экстремисты с необходимостью становятся террористами; терроризм — это лишь наиболее крайняя (по методам) форма выражения экстремизма.
Политический экстремизм имеет также латентные, т.е. скрытые, формы существования в виде идейно-психологического потенциала недовольства, который может разрешаться в акты насилия с размытой политической мотивацией. (В качестве примера можно назвать экстремистскую деятельность религиозной секты “Аум Синрикё”.)
57. Внешняя политика: цели, функции и средства осуществления. Основные направления внешней политической РБ
Цели внешней политики:
-повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства;
-обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности;
- недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;
- повышение престижа и роли государства в международных отношениях;
-защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.
Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.
Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.
Функции внешней политики:
- Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.
- Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач.
- Организаторская функция внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства.
- Регулирующая функция внешней политики необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей.
Средства внешней политики:
Осуществляя внешнюю политику, государство обычно применяет многие средства. Сгруппировать их можно по основным сферам жизнедеятельности общества: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные.
Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др.
Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции.
Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием.
Внешняя политика РБ:
Внешняя политика Республики Беларусь многовекторная. Основной внешнеполитический партнер - это Россия. Установление политического диалога на высшем и высоком степени с основными странами латиноамериканского региона - Венесуэлой, Бразилией и Аргентиной. Эффективно развиваются отношения с нашим традиционным и безопасным партнером - Кубой. В качестве одного из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор.
Основными направлениями политики на международной арене являются:
-вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;
- активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;
-способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;
-участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;
-энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.
Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.
58. Геополитика и ее основные проблемы
Геополитика – наука, изучающая и анализирующая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, влияющие на стратегический потенциал государства.
Объектом геополитики как науки является планетарное пространство и ресурсы, которыми оно обладает, геополитические процессы и явления в мировом сообществе как системе.
Предметом геополитики является взаимосвязь государственной политики и пространственных характеристик государственности, геополитические интересы и отношения субъектов мировой политики.
Со второй половины XX века предметом рассмотрения геополитики стали прежде всего такие явления и понятия стратегической географии как холодная война, военно-стратегический паритет, позже также — глобализация, многополярный мир, а также в широкий обиход вошли понятия сверхдержава, великая, региональная, ядерная, космическая, экономическая, спортивная держава применительно к государствам, выделяющимся по комплексу или отдельной характеристике и имеющим влияние на другие страны.
Политика и религия.
Религия– определенная идеологическая система. Как любая идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот или иной политический курс всеми доступными ей средствами и методами. Политические системы и режимы используют религию для достижения своей цели. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность.
Анализ литературы по теме взаимодействия политики и религии позволяет прийти к выводу о том, что связь между этими двумя явлениями существовала на протяжении всей истории человечества и никогда не разрывалась. Даже в ХХ веке, когда, казалось бы, религия начинает стремительно сокращать свое влияние на жизнь людей, по крайней мере, в странах Западной Европы и в странах социалистического лагеря, тем не менее связь между политической и религиозной сферами не утрачивается. Более того, в конце двадцатого столетия стал наблюдаться так называемый «религиозный ренессанс», уже упоминавшийся выше. Связь политики с религией заметно усилилась как в тех странах, где позиции религии никогда не ослабевали (например, в странах ислама или буддизма), так и в тех, в которых положение религии было в той или иной степени подорвано (в первую очередь, в социалистических странах, в том числе в России).
Политика и религия связаны между собой потому что, во-первых, их можно рассматривать как идеологические системы; во-вторых, они имеют общий объект воздействия – массы; в-третьих, представители религиозных конфессий с одной стороны лоббируют свои интересы через политиков, а с другой стороны политики используют религиозные нормы, догмы и религиозные организации в своих целях; в-четвертых, появление новых религиозных течений может повлиять на дальнейшее развитие политических отношений в обществе.
Чаще всего воздействие политики на религию проявляется в политизации религии, разработке религиозно-политических доктрин, поиске религиозных обоснований политическим действиям.
Политика и религия не просто взаимосвязаны, они еще и оказывают взаимовлияние друг на друга.
В РБ политика в области религии основывается на законе «о свободе вероисповедания». Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий.
60. Возрастание роли политической науки в жизни современного общества
Причины возрастания роли политических знаний в современном мире:
- растание темпов экономического, политического, социального и культурного развития передовых стран, за счет чего увеличивается разрыв между ними и так называемыми странами третьего мира(странами догоняющего развития). Дисбаланс в развитии приводит к противоречиям и ожесточенной конкуренции, поэтому задача политологии - разработать эффективные механизмы мобилизации ресурсов, сокращения разрыва в уровне развития и разрешения противоречий.
- политическая практика показала, что на данный момент демократическое государственное устройство является наиболее эффективным и предоставляет наибольший объем возможностей отдельному человеку, поэтому возникает процесс перехода от авторитарных и тоталитарных режимов к демократичным, который должен быть осмысленным и управляемым – отсюда следует необходимость в теоретической проработке методов, вариантов, возможных последствий перехода.
- последнее десятилетие в мире нарастает напряженность в сфере межконфессиональных, межэтнических и межгосударственных отношений. Одной из причин является исламский фундаментализм. Задача политологии в данном случае это изучение политической специфики арабского мира, влияние мусульманского субстрата в европейских странах, выделение детальной картины происходящего и поиск путей решения проблемы.
- в условиях любой политической системы участие граждан в сфере политики затруднено, либо невозможно при отсутствии у них первоначальных знаний о политике, современной ситуации в обществе, без формирования у них основных моделей поведения в сфере политики.
Таким образом, политология как наука о власти и политике позволяет с одной стороны отыскать более эффективные механизмы решения проблем стоящих перед обществом, с другой - дает гражданам государства базовые знания о политике, формирует модели поведения и способствует более активному включению в политику.
Предмет политология. Место политологии в системе общественых наук.
1.Политология, ее место и роль в системе наук об обществе.Политология - широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфика политологии: выявление природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, то есть среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни.Политология включает:
1. политическую философию, исследует ценностные мировоззренческий аспекты политики, на основе которых функционирует политическая система, определяет смыслы важнейших политических явлений, власти;
2. политическую историю - рассматривает процесс возникновения политических институтов;
3. политическую теорию - выявляет характер взаимодействия участников политической жизни, формы участия индивидов, групп в политическом процессе;
4 .история политических учений - изучает появление и развитие политических идей;
5. политическую психологию - выявляет субъективные механизмы политического поведения, влияние скрытых подсознательных убеждений, установок, ориентации;
6 прикладную политологию - акцентирует внимание на решении конкретных политических проблей: выработке механизмов разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров и т.д. Объектом политологии является политическая сфера общества, происходящие в мире политического явления и процессы. К ним относятся: политические отношения и процессы, средства, используемые для достижения политических целей, механизм функционирования политических институтов, деятельность политических партий и движений/уровень политической культуры субъектов политики, изучение основных проблем международных отношений. В обобщенном виде объектом политологии выступает политическая жизнь людей, их организаций, партий и других институтов.Предметом политологии выступают законы становления, функционирования и развития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Каждая наука имеет свой методологический аппарат: законы, категории, принципы. Основными принципами политологии как науки являются следующие: учет политической реальности, приоритет общечеловеческих принципов, учет и использование достижений других наук. Основными категориями политологии выступают власть, влияние, авторитет, демократия, свобода, лидерство, управление.