Базовые ценности консерватизма.
· Нация
· Религия (как культура)
· Брак и семья
· Владение (шире, чем собственность)
Видение исторического развития консерватизма (С. Хантингтон).
1. Исторический подход к развитию: как реакция на Великую Французскую Революцию
2. Ценностный подход: более этический и моральный. Ценности должны быть неизменными/вечными.
3. Ситуационный: консерватизм – система идей, существующих ля оправдания определенного политического режима/строя.при условии приверженности взглядам основателей. Идеология + жесткая привязанность к принципам. Основатель – Эдмунд Берк. Критиковал просвещение, в первую очередь его рационализм, так как оно навязывает модель справедливого общества. Поколение не должно воплощать умозрительные модели в жизнь. Они должны сохранить элементы миропорядка и передать следующему поколению. Против идеи равной свободы. Свобода у каждого своя (по сословиям). Сословия оспаривать не надо. Такой строй удобен. Не отрицал, что у человека есть незыблемые права, все остальные – искусственные. Государство защищает именно искусственные права. Государство – не самоцель, оно существует для удобства. Государство как институт – массовый предрассудок, но предрассудок хороший, а знпачит есть форма мудрости, так как делает добродетель привычной. Четкий противовес демократии. Природа человека зла. Им нельзя давать демократию (право решать, что хорошо, что плохо).
Элементы (основные столпы) консерватизма.
· Традиция. Человек – животное религиозное.
· Прагматизм. Надо прагматично смотреть на жизнь. Если система действует, то надо ее сохранять. Существующая система лучше умозрительной.
· Несовершенство человека. Он склонен к инстинктивному поведению больше, чем к рациональному. Природа человека зла. Он зол и глуп.
· Органицизм. Общество – некий органический продукт исторического развития. Гораздо более ценно и прагматично, чем 1 человек. Сохранять необходимо общество.
· Иерархия. Не только по статусам, но и по правам. Одинаковы только в морали. Разность во всем остальном и строит иерархию. В результате – властные отношения.
· Авторитет. Человек ущербен по сравнению с обществом. Уполномоченные обществом авторитетнее, им надо подчиняться по определению.
· Собственность/владение – отражение естественного права. Отгараживает человека от государства и других людей.
· Принцип: консерватизм предполагает перемены, но важен принцип их постепенности и ограниченности.
Национальные редакции консерватизма.
Не существует универсального консерватизма. Есть только национальные.
· Немецкий консерватизм: 1) консерваторы – реакционеры: нужно противодействовать любым изменениям. 2) рестовраторы – возвращение традиций и порядков прошлого без применения силы. 3) реформисты – соглашаются на частичные реформы как неизбежное зло. Главная проблема – государство. Нужна общая нация, но не общее государство.
· Французский консерватизм: Жозеф де Местр. Демократия противна Богу. Церковь иерархична, значит и государство должно быть иерархично.
· Американский консерватизм: А. Гамильтон (министр финансов). Демократы vs Республиканцы. Неолиберализм: антинационализация. Классический либерализм – защита крупного бизнеса (основной электорат республиканцев).
Идеология социализма. Элементы (основные столпы) социализма и марксизма.
К. Маркс, Э. Бернштейн, Пьер Прудон.
· Общество, коллективизм
· Братство. Конфликт только между классами.
· Общественное равенство
· Потребности, но сугубо ограничены
· Общественный класс
· Общественная собственность
Марксизм: материализм (исторический): бытие определяет сознание. Диалектика: 2 класса. Отчуждение: пролетариат производит, следовательно, произведенные вещи принадлежат ему, но капиталисты отчуждают эти вещи. Чем больше производят – тем меньше им платят. Классовая борьба. Принцип прибавочной стоимости. Пролетарская революция. Коммунизм.
Прутонизм*: мягче марксизма. Предлагал всех поднять до уровня капиталистов. Каждый станет частным собственником, отчуждать будет не у кого. Эвоюционный путь.
Идеология национализма.
Понятие этноса.
Этничность – сверх социальное измерение человека. Культурный детерминизм. По другой теории, основной компонент – самоопределение.
Понятие нации:
Модернизационный проект:
Конструктивизм (Б. Андерсон): нации не существует. Нация – воображаемое политическое сообщество, и воображается оно ка нечто неизбежно огшраниченное и при этом суверенное. 3 характеристики: нации воображаемы, ограничены, суверенны (так как свободны и имеют свое государство).
Инструментализм (Э. Геллнер): нация – продукт человеческих убеждений, пристрастий, и наклонностей. Первична не нация, а национализм. Нации сконструированы государством (чтобы сплотить людей). Э. Хобсбаум*: историческая связь народа с государством, культурная элита, национальный язык. Принцип самоопределения. К. Вердери*: концепт нации устарел; нации переориентируются (арабы и гомосексуалисты). Тишков: людям надо говорить, что нация есть.
Историко-этноцентризм (Э. Смит):Зачем умирать за воображаемую вещь? Не все нации складываются одинаково. У некоторых был потенциал стать нацией (например, франки, англичане, немцы, итальянцы).
Общее понятие национализма, политический аспект национализма. Типы национализма: этнический и гражданский. Национализм, великодержавническтво, имперскость, неотрадиционализм и демократия.
Примордиализм (П. ван дер Берге, К. Гирц):
Биологический детерминизм. Предлагали рассматривать нацию по генам.
Перенниализм (У. Коннор):
Нация была вечно. Исторический детерминизм.
Карл Дойч: нация – народ, овладевший государством и сделавший его орудием реализации своих общественных национальных интересов. Идея захвата государства.
Нация – общность людей, обусловленная тесными социальными, культурными и политическими связями, сплотившаяся на этнической, языковой, территориальной или другой идентичности, самостоятельно или искусственно с помощью государства.