Авторитаризм (Дж. Сартори). Авторитарные режимы и их признаки.
При автократизме появляются лидеры по профессиональному признаку, партия «лечит сама себя». При авторитаризме наблюдается:
1. Ослабление идеологизации и мобилизации.
2. Бюрократизация
3. Появление номенклатуры
4. Предполагает вполне определенную степень свободы.
По Сартори:1. Ограниченный, но безответственный плюрализм. 2. Начисто отсутствует идеология. Идеологии нет, так как власти не нужен сплоченный народ, иначе будут бунты. Вместо идеологии должно быть что-то: культура, традиции, вера. духовность. 3. Отсутствие мобилизации (так как плохо с политическим участием). Мобилизация в автократии касается лишь определенной группы (военные). Если будут реформы в образовании и здравоохранении, то будет больше участников в жизни страны, что для элиты будет плохо. Именно от идеологизации и мобилизации зависит степень конституциональности авторитаризма. 4. Формально обозначенное поведение, стратегии элиты и власти. В элиту входят: бывшие бюрократы, военные, бывшие аристократы, технократы, религиозные деятели и др. основные принципы элиты: четкий корпоративный дух, нет критики внутри, сбор по принципу «клики».В элите не должно быть идеологии. 5. Гражданское общество может участвовать в жизни, но не в политике – это и есть полусвобода. Нет институциональных каналов участия гражданского общества в жизни страны, то есть есть самиздат, но, с другой стороны, все знают, что границы дозволенного – это меры репрессии, насилие, убийство и др.
Типология авторитарных режимов (Х. Линц): военно-бюрократический режим, корпоративный авторитаризм, дототалитарный авторитаризм, постколониальный авторитаризм, расовая демократия.
По Линцу:
1. Военно-бюрократический режим. Государство сложнее армии. Поэтому приглашают другую элиту, по принципу «клики». Наличие или отсутствие партии все равно определяется военными, а политикам в политике места нет. Цель военной бюрократии – не допустить прихода к власти опасного движения, переворота. Например, Турция, Чили при Пиночете (хунта: четкая иерархия, нет идеологии, номинальное назначение главы в государстве.), Египет, Тунис. Протерианцы: личная военная гвардия намекает лидеру на проблемы в стране в интересах народа, потом смещают лидера. Это переходный период из тоталитаризма к авторитаризму, особая ситуация смягчения авторитаризма.
2. Корпоративный. Корпоратизм – система представительства интересов из неких элементов (группы интересов разделены добровольно, соревновательно, иерархично, функционально). Получают контроль над распределением ресурсов. Создаются лидеры. Существует подобие политической партии. Представительство интересов институционализировано. Чаще всего есть сильный лидер, обладающий незаурядными личными качествами кроме элиты есть политические партии, которым все позволяется. Быстро превращается в другие режимы. Пример – режим в Португалии при полковнике Салазаре, мексиканский президент Карденас.
3. Дототалитарный авторитаризм .Большая (ударение на О!) идеологизация и мобилизация, но меньше плюрализма. Есть партия со строгой идеологией (или хотябы доктриной). Партия идет на все, чтобы ущемить плюрализм.Оппонентов ненавидит, но не против демократического прихода к власти. Характерен для фашистских партий.
4. Постколониальный авторитаризм. Там, где есть проблемы с экономикой, с идентичностью. С метрополией договариваются (независимые только официально; представители метрополии становились гражданами). Главные задачи: удержание целостности страны (почти любыми способами) и договариваться со всеми, в том числе и метрополией, чтобы не допустить экономического краха страны. Обязательно должна быть сильная личность, поэтому режим недолговечен.
5. Рассовая демократия – демократия для избранных. Главный пример – ЮАР (1950 г. – режим апартеида – дискриминации небелого населения). Выход – кровавый переворот или демократизация и принятие иных (ЮАР).
Султанизм.
Султанизм – автократический режим. Султан – исламский титул светского правителя. Султан – деспот, тиран, сумасбродный правитель. «Государство – это я». То, что хорошо для меня, хорошо для государства. Близок к тоталитарному. Группа вокруг султана – не элита. Нет идеологии. Сплетается мистическо-религиозный подтекст. Режим Дювалье на Гаити, Бокассу в Центральной Африканской Республике, Заир при Мобуту, С. Хусейн (Грабеж государства ради поддержания своих «силовиков»).
Демократия.
Демократия – правление народа, избранное народом и для народа. Форма устройства организации, основанная на равноправии участников в решении некоторых политических проблем.
Может пониматься как:
· Система ценностей
· Процесс
· Социально-политическое движение за народовластие, за достижение идеалов равного участия, свободы
· Идеал общественного устройства + мировоззрение, ему соответствующее.