Авторитарные политические режимы.

По предложению американского политолога Хуана Линца все закрытые, недемократические режимы стали делить на два основных типа: тоталитарные и авторитарные. Большинство существовавших и существующих ныне недемократических режимов носят авторитарный характер. Автократия - это категория, которая включает в себя многое из того, что не является ни демократией, ни тоталитаризмом.

Применимо:

к Франции (бонапартизм)

к Германской империи (1871-1918 гг.)

к фашистской Италии

кемалистской Турции

Определение Х.Линца включает целый ряд отрицательных критериев: ограниченный плюрализм, отсутствие тщательно разработанной идеологии, запрещение активного политического участия широких масс и др.

А.П.Цыганков предлагает следующий перечень:

1) стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений;

2) стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля над осуществлением власти;

3) стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты – семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации и пр.;

4) относительно слабая укорененность власти в обществе и вытекающие отсюда желание и, одновременно, неспособность режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;

5) перманентные, но чаще всего не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции, и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;

6) относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок.

Если не идти на открытую конфронтацию с таким режимом, то можно даже иметь определенную свободу действий, например, в экономической и интеллектуальной сфере. Не обязательно также активно демонстрировать поддержку режима, достаточно его терпеть. Если принцип функционирования тоталитарного режима - "Разрешено все, что приказано", то авторитарного - "Разрешено все, кроме политики

Авторитарные режимы не имеют, как правило "священной идеологии", навязываемой всему обществу. Чаще всего такого рода режимы опираются на размытую концепцию "национального интереса" и популизм. Главная цель авторитарного режима не формирование "нового человека" с помощью массированной идеологической обработки населения и государственного террора (СССР) или селекции новой расы господ (нацистская Германия), а сохранение политической власти любыми средствами

В тех случаях, когда авторитарные режимы добивались значительных экономических успехов, это им, как правило, удавалось потому, что они в экономике предоставляли своим гражданам свободу, отнятую у них в политической сфере. Этот успех обычно не способствовал длительному укреплению режима, а наоборот был прологом к его падению (Чили, Южная Корея и др.).

Поэтому одна из важнейших проблем всех авторитарных режимов – проблема легитимности, актуализация которой связана с растущим отчуждением общества от власти.

Схематическая последовательность событий здесь такая: авторитарный режим проводит эффективную политику, обеспечивающую быстрый экономический рост; в обществе появляется «средний класс» - слой людей, образованных, сравнительно материально обеспеченных и независимых; «среднему классу» становится «тесно» в политических рамках авторитаризма и он принуждает властные структуры к демократизации

Традиционный

• Власть по наследству.

• Власть-собственность.

• Экономическая элита совпадает с политической.

• Источник легитимности - религиозная санкция

Авторитарно-бюрократический

А. Военный режим

· Власть или принадлежит непосредственно военным, или ими контролируется.

Б. Популистский режим.

• Народ - “массовка”.

• Одна главенствующая партия.

• Популистская риторика.

• Харизматический лидер

Эгалитарно-авторитарный.

• СССР, Китай, Куба Северная Корея и др. страны социалистического лагеря. Социалистическо-коммунистическое правление. (“Тоталитарная демократия”).

Авторитарно-инэгалитарный.

· Гитлеровская Германия, Италия при Муссолини, Португалия при Салазаре, франкистская Испания. Фашистские и нацистские режимы.

Тоталитаризм

Тоталитари́зм — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

К.Фридрих и З.Бжезинский в книге "Тоталитарная диктатура и автократия" дали следующую характеристику тоталитарного режима:

1. есть массовая партия, которая осуществляет власть;

2. власть организована недемократическим способом, она выстраивается в жесткую иерархию и замыкается на лидера режима.

3. доминирующую роль в политической мобилизации масс играет официальная идеология, являющаяся инструментом навязывания одного и единственного видения мира и приобретающая, в связи с этим, сакральные черты. Тоталитарный режим - обязательно идеологический режим. Причем роль главного идеолога играет сам лидер режима. От населения при этом требуется активное проявление поддержки официальной идеологии и режима. В отличие от тирании классического типа современный тоталитарный режим обладает технологией и идеологией (К.Леви-Стросс).

4. тоталитаризм это политический режим, беспредельно расширяющий своё вмешательство в жизнь граждан, включающий всю их деятельность (в том числе экономическую) в объём своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное государство это всеобъемлющее государство

5. тоталитаризм это и всеобъемлющий террористический полицейский контроль над обществом, призванный пресекать любые проявления даже потенциального инакомыслия и инакодействия

6. государственный монопольный контроль за СМИ.

Четыре признака из шести не могли существовать в промышленно неразвитых обществах, т.е. условия для тоталитарной диктатуры появились в результате промышленных революций

Далее, создатели концепции утверждали, что тоталитарная система не может изменяться изнутри и потому её можно разрушить только извне. Однако историческая практика показала, что тоталитаризм способен эволюционировать, он как бы разлагается изнутри, размывается, теряя часть своих признаков. поэтому принято, наряду с тоталитарными, выделять и посттоталитарные режимы. В частности Стивен Хоу писал по поводу бывших коммунистических режимов в Восточной Европе: «Тоталитарных систем более не существует, остались лишь «посттоталитарные», у которых не сохранилось ничего, кроме догматической оболочки.

Различие фашистского и советского тота-змов:

- ломка отношений собственности и тотальное регулирующее вмешательство государство в экономику и перестройка социальной структуры общества (фашизм не посягал на принцип частной собственности и на классовую структуру общества);

- радикальные отличия в ценностных, идеологических ориентациях: если большевизм: «истинная» революционная партия должна бороть за социальную справедливость, против самого иерархического принципа, то фашизм ставил иерархию и неравенство – социальное, расовое и этническое - превыше всего

- происходящая в связи с этим полная замена старых и радикальная трансформация новых политических элит, формирование монолитной элиты коммунистического общества - “номенклатуры”, ставшей единственным “распорядителем” всей государственной собственности, переродившейся в господствующий класс. Фашисты же и национал-социалисты боролись не против тех, кто сосредоточил в своих руках реальную власть, а за вхождение в состав правящей элиты.

С учетом этих обстоятельств М.А.Чешков предложил различать тоталитаризм как политическую организацию, где тотальное государство допускает “общество” (в нацистской Германии и фашистской Италии), и как социальную организацию, где нет места ни обществу, ни, строго говоря, государству (в странах “реального” социализма).

Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае[5], «красных кхмеров» в Кампучии[6], Хомейни в Иране[5], талибов в Афганистане[7], Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании[8], Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее[6], самодержавия в России[9][10], Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Вьетнаме

Основой режима Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.

22. Социальная стратификация и политическая жизнь.

• Социальная стратификация – Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия). Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».

• Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

• В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам

• Существуют различия между людьми. Они могут приводить к неравенству. Неравенство индивидов и социальных групп по различным основаниям и неравноправие лежат в основе стратификации.

• Поскольку неравенства могут иметь разную природу, то возможны различные типы (системы) стратификации.

• Разные системы стратификации могут сосуществовать.

Тип системы Основа дифференциации Способ детерминации различий
Физико-генетическая Пол, возраст, физические данные Физическое принуждение, обычай
Рабовладель-ческая Права гражданства и собственности Военное принуждение, кабальное право
Кастовая Религиозное и этническое разделение труда Религиозный ритуал, этническая замкнутость
Сословная Обязанности перед государством Правовое оформление
Этакратическая Ранги во властной иерархии Военно-политическое господство
Социально-профессиональ-ная Род занятий и квалификация Образовательные сертификаты
Классовая Размеры доходов и собственности Рыночный обмен
Культурно-символическая Сакральное знание Религиозное, научное и идеологическое манипулирование
Культурно-нормативная Нормы поведения, стили жизни Моральное регулирование, подражание

Основное различие между системами: наследуемость и ненаследуемость позиций в иерархии.

Каждая система стратификации создает свои собственные иерархии.

Человек, находясь в одной системе на вершине, может в другой быть на среднем уровне.

23. Специфика политической сферы.

· Возникновение политического способа обеспечения межгрупповой конкуренции сопровожда-лось формированием особого слоя управляющих государством, которые стали профессионально заниматься регулированием социальных отношений, выработкой и поддержанием соответствую-щих норм и правил социальной деятельности.

· Появление же государства как нового центра социального притяжения качественно изменило и статусы конкурирующих сторон, для которых воз-можности удовлетворения их нужд и запросов стали зависеть не столько от имеющихся у них спо-собностей или ресурсов, сколько от степени их близости или удаленности от центра публичной власти.

· Этот качественно новый тип зависимости давал группам шанс за счет одной лишь помощи го-сударства существенно расширить набор социальных благ для своих членов. Для поддержания постоянных контактов с государством эти группы вынуждены были создавать особые ассоциации, защищающие их властно значимые интересы и цели: партии, лобби, группы интересов и др.

· Стали меняться способы и формы включения людей в сферу публичной власти, механизмы социализации, содержание ролевых и функциональных нагрузок человека, а также другие параметры его поведения в этой социальной области.

· Совокупность такого рода изменений, связанных с процессом становления и укрепления госу-дарства, свидетельствовала о возникновении в обществе особой сферы социальных отношений, в которой группы конкурируют между собой за влияние и контроль над публичной властью.

· Иными словами, процесс оспаривания государственных полномочий со стороны групповых субъектов породил особый политический уровень общественных отношений, или новый вид социальности, который «уводил» общество от тех форм социальной организации жизни, что поддерживали цело-стность и интеграцию человеческих связей на основе структур локальной солидарности, «местечковых» нравов и физического превосходства.

· Политика дала людям новые, дополнительные возможности для овладения общественными ресурсами, по-родив при этом соответствующие способы и приемы их распределения и перераспределения.

· Таким образом, политика формировалась как особая система связей, сохраняющая объединен-ность жизни людей и скрепляющая их социальные узы посредством публичной власти. Она стала средством приведения разрушающих общество конфликтов к необходимой для выживания обще-ства форме и его продвижения вперед за счет повышения уровня межгруппового согласия. Поли-тика сформировалась как механизм перераспределения важнейших материальных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении не только государства, но и все-го общества в целом.

Политика как определение границ - полагания пределов существования:

· Власть над жизнью, возможность положить предел существованию

· Публичная смерть. Признание индивида или группы более не существующими в публичном пространстве, лишение или существенное ограничение их прав.

· Временные рамки повседневной частной и публичной деятельности

· Определение социального возраста

· Определение исторических событий, прошлого бытия. Формулирование бывшего: того, что было, и того, что не было.

· Определение пределов своего и чужого.Своя земля и сопредельные страны

· Контроль над пространственным перемещением. Паспорта, прописка, регистрация.

· Отграничение своих и чужих, друзей и врагов. Враг может быть как внешний, так и внутренний.

· В социальной сфере. Акты гражданского состояния (живой, мертвый, замужний и т.п.);

· Внутриполитически. Обозначение социально-политических позиций и границ между ними.

24. Форма активности граждан в политической сфере

В учебники я ничего не нашел.

Увы, пользуюсь презентацией

Наши рекомендации